Несколько вагонов специально высушенных липовых бревен и досок в руках мастеров-резчиков превратились в раззолоченные тонкие кружева иконостасов, выполненных по старым зарисовкам
«По сохранившимся в Санкт-Петербурге копиям подготовлены уже карты росписи»
Уникальная настенная живопись, созданная знаменитым художником Василием Верещагиным и его учениками в Андреевском приделе в конце ХIХ века, нынче бесценна еще и потому, что после взрыва Успенского собора в 1941 году на руинах части стены в немыслимых условиях — под открытым небом! — она продержалась еще более пятидесяти пяти лет! Благодаря уникальным по сложности работам при возведении нового здания собора эта руина снова стала полноценной стеной, и ее живописные фрагменты находятся сейчас в алтарной — доступной исключительно для священников — части Андреевского придела.
Нынче над сохранением и восстановлением этой настенной живописи трудятся реставраторы. Журналистам «ФАКТОВ», пока алтарь не освящен, разрешено было увидеть работу старых мастеров исключительно высокого класса: тонко выписанные образы святых, ангелов, библейскую сцену «Возвращение блудного сына», орнаменты в сохранившейся сочной золотистой, карминной и охристой цветовой гамме.
- Мы просто счастливы, что все выписанные здесь сюжеты имеются в Киево-Печерском патерике, иначе трудно было бы восстанавливать детали утраченной росписной штукатурки, — объясняет начальник главного столичного управления охраны культурного наследия Руслан Кухаренко. — Жаль, что после реставрации эту живопись никто не увидит Вообще, я мечтаю, чтобы внутренние помещения Успенского собора уже одели лесами и приступили к живописным работам — для меня это трепетный, божественный момент. Ведь стены — это лишь белая оболочка для того духа, который вводится туда молитвой и живописью, потому что живопись — это тоже молитва, это создание божественной красоты, мощнейший духовный импульс.
А работы, как видите, здесь непочатый край. Выполнены лишь два пробных фрагмента в темперной технике на стенах возле хоров. Но подготовлены уже карты росписи (где что будет нарисовано) по сохранившимся в Санкт-Петербурге копиям, сделанным художником Солнцевым в 1853 году перед очередной реконструкцией Успенского собора.
Так что предстоит еще расписать около 10 тысяч квадратных метров внутренних поверхностей храма, а также сделать фронтальную роспись двух щек (внешних стен) храма. Вот возле купола — в медальонах — будут изображены евангелисты, в интерколумниях — двенадцать апостолов, в самом куполе — Святая троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Но начало работ зависит от того, когда будут выделены деньги.
«Нужно украсить еще три престола и три иконостаса, помимо стеновой росписи»
- За прошедшие шесть лет в соборе велись работы, не требующие установки лесов, — продолжает Руслан Кухаренко. — Украшены резьблеными иконостасами Центральный, Андреевский, Преображенский, Стефаниевский, Иванопредтеченский приделы и нартекс. Кроме того, нужно украсить еще три престола и три иконостаса, помимо стеновой росписи.
Вот эти раззолоченые тонкие кружева иконостасов ранее были несколькими вагонами специально высушенных липовых бревен и досок. Теперь в руках мастеров — резчиков по дереву они превратились в шедевры украинского барокко, так как выполнены в полном соответствии с зарисовками, оставленными Солнцевым.
Сейчас Успенский собор в прекрасном состоянии. Его воссоздание никак не отразилось на днепровских склонах, ведь, напомню, его возводили на 780 сваях, которые забуривали до скальной основы холма. Сваи не препятствуют (потому что тонкие) стоку грунтовых вод с кручи и «держат» на себе вес более 55 тонн каждая.
Но за любым зданием нужно следить. Хотя бы вовремя чистить крышу от снега, из-за чего в прошлом году здесь отвалился фрагмент карниза. А впечатление складывается такое, что это делать просто некому — словно вокруг пустыня
318
Читайте нас в Facebook