«нас привязывали к трубам и били, как боксерскую грушу. Калечили, не оставляя живого места »
«Не нравится? Плати две штуки баксов за катер и шуруй на берег!»
52-летний Юрий Радовец — бывалый кок, в море он с 1973-го. Сначала работал на высококлассных пассажирских лайнерах, после развала Черноморского морского пароходства — на торговых судах.
- Узнав, что мариупольское агентство трудоустраивает на судно-краболов, сразу же решил пойти в рейс, — рассказывает Юрий корреспонденту «ФАКТОВ». — У меня жена и две дочери. Деньги нужны были позарез А мне пообещали платить 1200 долларов в месяц. Я подписал договор, правда, печать поставить на нем забыли
На Сахалин нас, граждан Украины, сначала приехало человек десять. Потом прибыли ребята из Одессы, Киева, Херсона, Запорожья
В море нас доставили катером: одних — на рыбоморозильный траулер «Первореченск», других — на «Водитель». И начался кошмар. Представитель собственника судов — компании «ЮК-Сервис» — заключил с моряками новый контракт, заявив, что предыдущие бумажки не имеют юридической силы.
Зарплату Юрия урезали до 850 долларов в месяц, но это казалось ерундой Крохотный, грузоподъемностью 15 тонн «Первореченск» напоминал покореженную консервную банку. В каютах и на камбузе — воды по щиколотку Сварщики круглосуточно колдовали над огромной пробоиной, чтобы ржавая посудина вместе с людьми не пошла ко дну. «Не нравится? — заявляли начальники. — Без проблем. Плати две штуки баксов за катер и шуруй на берег!»
«Первореченск» ловил крабов днем и ночью. В порт не заходил: первая же инспекция отправила бы судно на металлолом. Зато это корыто было оборудовано высококлассными радарами! Как только появлялся пограничный катер, траулер уходил в воды Японии. Стало ясно: моряки попали на браконьерское рыболовецкое судно.
- Да если бы они были просто браконьерами, — вздыхает мой собеседник. — Какие издевательства всем нам приходилось терпеть! Еду я готовил пять раз в сутки, а по ночам наведывались хозяева — россияне (бывшие моряки, один — электромеханик, второй — штурман) и требовали пожарить семечки. Вот они рукоприкладством и занимались
Через четыре месяца я написал заявление с просьбой списать меня на берег. И сразу стал личным врагом капитана. Помню, как-то он спросил, какое должно быть питание из расчета 6 долларов в сутки на человека. Я принялся перечислять продукты, и вдруг он вцепился мне в горло: «Скажешь кому-то из экипажа, я тебя убью» — и заставил растягивать десятидневный рацион почти на месяц. Перловка, макароны, каша, два крошечных кусочка хлеба в день на человека Если заканчивались продукты, моряки питались наживкой для краба.
Когда капитан в очередной раз полез в драку, я схватил топор На следующий день в море плавали касатки. «Смотри, — сказал он мне. — Нет человека, нет проблем». Правда, я видел, что он сам с синяками под глазами ходил. Вероятно, они выясняли отношения с Рыковым (представитель компании «ЮК-Сервис», который выполнял на судах роль надзирателя. — Авт. ).
Владимир Владимирович Рыков регулярно посещал «Первореченск», куда переходил с «Водителя», и устраивал расправы над членами экипажа.
Пять месяцев Юрий Радовец отработал коком, еще четыре месяца — матросом.
- Меня не отпускали под разными предлогами, — говорит Юрий. — Вначале говорили, что нет замены. Потом приехал новый повар — Артем из Ильичевска. Пару дней я вводил его в курс дела. Мне велели несколько недель поработать матросом. Думал, что худшее позади и меня отпустят, но не тут-то было
В шторм, когда на всех судах, работавших вокруг нас, улов прекращался, нас гнали на краба. Все время обещали выплатить зарплату. Но мы к берегу даже близко не подходили, весь улов загружали на «Водитель», у которого был более презентабельный вид. Второе судно транспортировало краба в Японию.
На берег я попал каким-то чудом. Но денег мне не заплатили. Обещали позже перечислить. Обманули. У меня сил уже больше не было. В рейсе на 10 килограммов похудел, зрение испортилось, по сей день все тело болит Смутно помню, как переходили на катер. Волнение на море было сильное. Нам навстречу перепрыгивали новички
«Находишься в чане с ледяной водой, с ног валишься, а тебе: «Быстрее, быстрее»
- Слышал, что на рыболовных судах сложная работа, но хорошо платят, — рассказывает 20-летний одессит Евгений Яровой. — За работу матроса-рыбака мне пообещали 750 долларов плюс процент от улова. В рейс шел вместе с земляком — 18-летним Денисом. В Южно-Сахалинск вместе с нами прибыли еще 15 одесситов. На траулер «Водитель» из порта Корсаков нас буксиром доставили через шесть суток.
Там под диктовку мы написали стандартные заявления: «Прошу компанию «ЮК-Сервис» принять меня на работу » Дата, подпись. И сразу же другое заявление: «Прошу уволить » С открытой датой. Как я понял позже, именно эта бумага являлась своеобразной страховкой для работодателей: случись что с моряками — ответственности они не несут.
Пошли на Японию, где разгружали краба, затем нас пересадили на «Первореченск». Видели бы вы это судно! Носа нет, по правому борту 11 пробоин! Внутрь постоянно поступает вода. Но «генералам» (так мы называли между собой хозяев) было наплевать. На первом месте — крабы. С людьми они обращались, как со скотом: били, издевались, не давали спать.
Особо зверствовал Рыков. Идти в одиночку против него равносильно самоубийству. Просто выбросит за борт. Ему терять нечего, его разыскивает Интерпол. Сильно доставалось ребятам на «Водителе» — их привязывали к трубам и били, как боксерскую грушу. Калечили. Видел радиста с «Водителя» — парня из Львова. У него на лице живого места нет, все в швах. Рассказывали, что двоих вообще убили: одного выбросили за борт, а другого приковали наручниками в трюме и забыли.
Изголялся и старпом (он, кстати, родом из Киева). Ни штурманского дела не знает, ни английского языка, зато быстро подхватил хозяйский стиль управления. С вахты не отпускал ни на секунду: хоть в штаны делай
«Людей так изматывали, что, обессилев, они уже не могли сопротивляться»
В таких условиях ребята вкалывали круглосуточно. Краба необходимо сохранить живым, и его помещали в специальные чаны с водой. С ужасом вспоминают моряки о перегрузке улова на «Водитель».
- Находишься в чане с ледяной водой, с ног валишься, а тебе: «Быстрее, быстрее» — и кидают ящики в голову, чтобы был проворнее, — продолжает Евгений. — Это при минусовой температуре и сильном ветре! Если все шло хорошо и на судне не было Рыкова, то через 48 часов работы можно было четыре часа поспать. Когда же он был на судне, никто не спал.
Издевались изощренно. Никого не волновало, что у матроса высокая температура, сломана рука или нога. «Генералы» так изматывали людей, что, обессилев, те уже не могли сопротивляться. Огромные сильные мужчины превращались в зомби.
При заходе в японский порт каким-то чудом нескольким ребятам с траулера «Водитель» удалось сбежать и добраться до офиса Международного морского профсоюза (ITF). Моряки сообщили координаты обоих судов «Первореченск» арестовали за незаконный вылов краба, и он попал в руки сотрудников Камчатской таможни.
- Потом нас передали Корсаковской таможне, и я слышал, как те говорили: «Ребята, попали бы вы на нас, даже не пошли бы за вами, а так хотя бы дней десять у причала постойте», — вспоминает Евгений Яровой. — То есть у «генералов» в Корсакове было все схвачено, и, попади мы сразу туда, так бы и продолжали ловить краба
Скорее всего, капитану в очередной раз удалось бы договориться. Но у двух моряков (в том числе и у Жени) был мобильный телефон с открытым роумингом. При аресте судна в порту они сумели дозвониться родным.
- За одну ночь мы собрали нашим детям деньги на обратный путь, — рассказывает отец Евгения Ярового, Юрий Евгеньевич. — На каждого парня необходимо было долларов по 600. Собрали на 16 человек. На Сахалин я полетел сам. Прибыл в Южно-Сахалинск 23 декабря минувшего года. Благодаря Руслану, сотруднику Федеральной службы безопасности России, наших ребят отпустили с судна. Им вернули паспорта, обеспечили охрану при доставке в аэропорт.
Оказалось, что компания «ЮК-Сервис» давно засветилась в Федеральной службе безопасности, да только пресечь беззаконие не удавалось. Известно, что из 100 человек, трудоустроенных фирмой «ЮК-сервис», 20 бесследно исчезают, а 50 возвращаются инвалидами.
По официальным данным прокуратуры, 17 декабря 2005 года Российская государственная морская инспекция на Сахалине остановила траулер «Первореченск» и обнаружила на его борту более 25 тонн краба-стригуна, выловленного незаконным путем. На судне, которым управлял экипаж из пяти человек, находились 25 граждан Украины, числившихся пассажирами. Следствием установлено, что в течение 2005 года на «Первореченск» иностранных граждан доставляли обманным путем и использовали их в качестве бесплатной рабочей силы Капитан и начальник радиостанции «Первореченска» арестованы. Старший помощник прокурора Сахалинской области Татьяна Кутузова сообщила, что Корсаковская городская прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 127 УК России (»Использование рабского труда»), проводится расследование. Корсаковский городской суд удовлетворил ходатайства прокуратуры, избрав в отношении подозреваемых меру пресечения в виде содержания под стражей. По некоторым сведениям, задержан и Рыков.
Дело находится на контроле МИД Украины и Генерального консульства Украины во Владивостоке.
Морякам, родственники которых не сумели оплатить их обратный проезд, вернуться домой помогла Международная организация миграции. Она же организовала в Киеве реабилитацию для бывших рабов. Ведь многие из них очень больны: хронические бронхиты, переломы и ушибы ничто по сравнению с заболеваниями почек, печени, сердца, психическими расстройствами.
Когда парни улетали в Москву (домой наши соотечественники возвращались через российскую столицу), на Сахалин из Украины прибыла очередная группа новичков. Выслушав спасенных ребят, двое захотели вернуться на родину, у остальных предприимчивые работодатели уже успели взять документы.
4614Читайте нас в Facebook