«увидев, что вертолет несется прямо на наш двор, я стала бежать, но тут что-то горячее и тяжелое ударило меня в спину», -вспоминает 67-летняя жительница белой церкви
В минувшую пятницу «ФАКТЫ» сообщили о происшествии в Белой Церкви Киевской области, где на жильцов частного дома по улице Буденного, 42 в буквальном смысле с неба свалился вертолет. Он повредил строения и ранил винтом хозяйку дома, убегавшую от падавшего воздушного аппарата. Только по счастливой случайности в доме, где живет шесть человек, никто не погиб. Остался жив и летчик. На место беспрецедентного происшествия выехала корреспондент «ФАКТОВ».
«За штурвалом вертолета был мой сосед, который решил похулиганить», — утверждает свидетель
С первых минут встречи со свидетелями происшествие стало напоминать крайне запутанный детектив. Официальные источники информировали, что за рулем геликоптера был летчик одного из полтавских авиационных конструкторских бюро. Жители же улицы, где случилось ЧП, утверждают: управлял вертолетом директор одного из крупных местных предприятий. А летчик, дескать, сидел в кабине рядом — инструктировал.
- Возле меня строится какой-то богач, — рассказал «ФАКТАМ» житель улицы Буденного Демьян Петрович (имя по его просьбе изменено. — Авт. ). — Люди говорили, что он собирался строить или уже построил у себя дома вертолетную площадку. Мой огород подходит почти вплотную к его хоромам. Во вторник я услышал шум вертолета. Поднял голову и увидел, как хозяин строящегося по соседству дома кружит над моим участком, как будто собирается посадку сделать. Все гудит, деревья на моем участке гнутся, с них весь цвет облетел. Я покрутил пальцем у виска, мол, что ты, придурок, делаешь? И мужик улетел. На следующий день, в среду, он опять прилетел. И опять то опускается, то поднимается над моим участком. Так низко опустился, где-то метров двадцать, не больше. Я опять ему показал, что он не в своем уме. Кричу: «Лети на свой участок и там тренируйся!»
Видно, мои жесты его задели. Он улетел, потом прилетел обратно и начал над моим домом газовать, аж шифер на крыше вздыбило. Вроде отомстить мне хочет. Это хулиганство настоящее было! И, скорее всего, он потерял управление этой перегазовкой, и его понесло в сторону соседского дома, на большой орех
В соседском доме живут шесть человек. Хозяева Лидия Лукинична и Василий Денисович Бажинские, их племянник с женой и дочкой и квартирантка. В тот вечер в доме было трое: Лидия Лукинична, маленькая дочка племянника Алина и квартирантка Катя. Услышав гул, они выскочили во двор и с любопытством наблюдали, как летит вертолет. И только когда поняли, что машина несется прямо в их двор, стали убегать. Квартирантка Катя с маленькой Алиной попытались вернуться в дом, но, как на беду, дверь захлопнулась на защелку. Схватив ребенка, девушка побежала в кирпичный туалет на огороде и едва закрыла дверь, как раздался страшный грохот, скрежет и звук удара.
67-летняя Лидия Лукинична тоже бросилась к двери (у нее в доме отдельный вход). Когда она уже была на пороге, что-то тяжелое ударило ей в спину и голову. Чувствуя, как по спине течет горячей струйкой кровь, женщина забежала в дом и упала на кровать. И только через пять минут решилась выйти в собственный двор. На маленьком пятачке между беседкой и гаражом лежал рухнувший с небес вертолет.
- Левой «лыжей» он приземлился прямо на наш циркулярный станок высотой метра полтора, на котором мы рубим дрова, — вспоминает Лидия Лукинична. — А правой стороной завалился набок. В кабине сидело два летчика. Я поняла, что они живы.
«Пока я вызывал милицию, какие-то люди сняли и увезли части от упавшей машины»
- Один пилот сидел справа, и вся стеклянная дверь вертолета с той стороны была в крови, — продолжает сосед Демьян Петрович, который прибежал на подворье Бажинских, как только понял, что произошла авария. — Он зажимал рану в голове кепкой. Я его вытащил из кабины. Он стоял, ничего не говорил. Видно, был в шоке. Я принес из дома бинт, замотал ему голову. У второго пилота, что сидел слева, никаких повреждений не было. Он сидел тихо, отвернул от людей лицо, выйти сам не мог, потому что самолет на циркулярке стоял, наклонившись. Прибежали еще люди, я им передал одного раненого пилота. А потом открыл дверь второму и говорю: «Вылезай!» Он молча вылез. Это как раз и был тот самый сосед, который накануне летал над моим домом. Он посмотрел, постоял и стал по мобильному телефону вызывать своих людей. Минут через 15 прибежали рабочие, которые строили ему дом, подъехали технари с чемоданчиками и начали раскручивать вертолет. Я им говорю: «А зачем вы раскручиваете? Еще милиции не было!»
Демьян Петрович побежал домой, вызвал милицию. Говорит, что, пока бегал, «люди с чемоданчиками» поснимали и увезли кое-какие части вертолета. В это время, просидев минут пятнадцать в туалете, во двор вышла квартирантка Катя с шестилетней Алиной. От страха они были ни живы ни мертвы. Прибывшие врачи «скорой помощи» оказали помощь раненому летчику и хозяйке дома. У летчика от удара была повреждена голова, хозяйка, которую настиг оторвавшийся винт, получила ранение спины и головы, у нее резко повысилось давление. Понадобилась помощь и шестилетней Алине, пережившей сильнейший стресс. (После случившегося девочка лечится у детского психиатра. — Авт. ).
- Мы с мужем возвращались с работы домой, как вдруг увидели, что в нашем дворе полно людей, — вспоминает Елена Коханчук, мама шестилетней Алины. — У меня перед глазами все поплыло. «Господи! — думаю. — Только бы с ребенком ничего не случилось!» Забежала во двор, Алина бежит ко мне, плачет, трясется. А у меня все, как в тумане. Не могу понять, что произошло. Я даже не заметила вертолет, который лежал между сараем и беседкой!
- Во дворе было что-то страшное: валялись кучи битого стекла и шифера, части от вертолета, — вспоминает Андрей Коханчук, отец Алины. — Похоже, что перед падением или во время него у вертолета отлетели руль, лопасти и хвост. Была разрушена крыша на гараже, побиты стена и шифер на доме, повреждена беседка, выбиты окна. Рядом с тем местом, где упал вертолет, стояла машина хозяина, Василия Денисовича. Слава Богу, вертолет приземлился не на нее. Но на автомобиле тоже была вмятина от осколков. Я удивляюсь, каким образом все так удачно обошлось. Рядом проходят линии электропередач, под крышей дома идет труба газопровода. Не дай Бог вертолет попал бы на провода и взорвался бы бак с бензином! Или отлетевшие части вертолета перебили бы газопровод? Тут взорвалось бы все. И ребенка никакой кирпичный туалет не спас бы.
- Летчики что-то вам говорили?
- Один из них, тот, что был в крови, сказал: «Слава Богу, что все обошлось без жертв, что все живы».
«Вертолет не упал, а произвел вынужденную посадку»
Последним на место происшествия, узнав о случившемся, прибежал 68-летний хозяин дома Василий Бажинский.
- Я тут же позвонил дочке в Киев и сообщил, что маму ранило, сейчас с ней врачи, — рассказывает Василий Денисович. — Дочка потом говорила, что была к этому готова — ей снились плохие сны, какие-то мухи на нее нападали, а она отбивалась. Так и вышло — прилетела в наш двор такая «муха», что еле отбились! Слава Богу, что жену мне живой оставили!
Незваные гости, упавшие с неба, стали предлагать главе семейства мировую. Но дед, который привык, чтобы «все было по правилам, по справедливости», на переговоры не пошел.
- Ко мне подошел круглолицый мужчина лет пятидесяти и говорит: «Давайте я заберу вертолет и заплачу вам столько, сколько вы скажете», — продолжает Василий Денисович. — Я спрашиваю: «Кто вы такой?» — «Я — ваш сосед». Я ему отвечаю: «Я вас первый раз вижу, до свидания!» — и ушел. Это же не машины стукнулись, раз-два, замяли — и все, это воздушное происшествие! Как это — летать там, где люди живут? Давай мне десять, сто тысяч долларов, не возьму! Нет! Есть люди компетентные, есть милиция, прокуратура, пусть они разбираются, что это за вертолет, откуда он взялся, кто им разрешил летать и как они вообще здесь оказались.
Эти же вопросы я задала директору Полтавского конструкторского бюро «Аэрокоптер» Игорю Полетучему, члену комиссии госавиаслужбы Министерства транспорта Украины, которая расследует происшествие. Он рассказал, что легкий двухместный вертолет АК1-3 был разработан в КБ их полтавского предприятия «Аэрокоптер» и готовился к сертификации. Это был не первый вылет машины. Вертолет полностью отлетал программу сертификационных летных испытаний. Его конструкция была уже одобрена госавиаслужбой для применения в специальных учебных заведениях для обучения курсантов. А в Белую Церковь вертолет доставили на слет сверхлегкой авиации, где он должен был продемонстрировать свои возможности заинтересованным клиентам-любителям, авиакомпаниям и службам, которые хотели его приобрести для мониторинга территорий.
По словам Игоря Полетучего, после сборки вертолета и приведения его в летное состояние, машину необходимо было опробовать. Но при выполнении облета по маршруту при заходе на аэродром на высоте 200 метров вертолет начал терять обороты. Летчик перевел воздушное судно на авторотацию (планирование), однако машина стала терять высоту. По какой причине, выясняет сегодня комиссия — то ли подвел бензин плохого качества, то ли отказал двигатель, то ли пилот ошибся в технике управления. На маленькой высоте у летчика уже не было выбора, куда садить машину. И он выбрал то место, где не было людей и автомобилей, то есть дом Бажинских.
- В данной ситуации летчик сделал невозможное — без двигателя, который уже потерял мощность, посадил машину на крохотный пятачок, туда, куда невозможно посадить, — сказал Игорь Васильевич.
- Разве это было не падение? Говорят, на ходу отлетали части вертолета.
- Они отлетели не в воздухе, а уже при посадке, когда вертолет соприкоснулся с препятствиями — гаражом, беседкой и домом. Я утверждал и продолжаю утверждать, что вертолет не упал, а произвел вынужденную посадку. Пилот до конца управлял полетом и делал все, чтобы нанести наименьший урон людям, предотвратить гибель машины и собственную смерть. Это опытнейший летчик-истребитель, полковник авиации, до выхода в запас и перехода на наше предприятие он руководил дивизией, полком. Он совершил порядка 600 полетов на таком же точно вертолете. Налетал на нем более 350 часов. Это прецедент в его летной жизни. К сожалению, ЧП очень подорвало наши планы и репутацию. Вертолет был застрахован. Сегодня специалисты изучают, подлежит ли он восстановлению. Но для меня как руководителя предприятия главное, что наш пилот жив и не пострадали другие люди. Мы возместим жителям дома весь нанесенный ущерб. Со своей стороны признаем ту ошибку, что маршрут облета — 120 километров — был проложен неудачно. Он краем задевал населенный пункт.
- Свидетели представляют совсем другую картину. Они утверждают, что за два дня до случившегося видели, как в вашем вертолете, они его узнали по черной окраске, над их домами летал директор одного из местных предприятий. Он пытался приземлиться. А в день аварии этот человек сидел рядом с вашим летчиком на месте ведущего пилота. Люди считают, что именно директор спровоцировал аварию хулиганской выходкой — «газовал», чтобы подразнить соседа, и поэтому, дескать, вертолет потерял управление.
- В эти дни проходили соревнования и слет легкой авиации, и над домом могли пролетать вертолеты «Робинсон-44» и «Робинсон-22». Они тоже черной окраски. Свидетели могли их перепутать с нашим вертолетом. В день аварии в кабине вертолета находился один человек — мой пилот. Я лично выяснял эту ситуацию. Этот директор, на которого указывают люди, тоже прибежал на место происшествия и залез в кабину, чтобы помочь вытащить летчика. Увидев его в кабине, люди, очевидно, решили, что он прилетел в этом вертолете. Этот руководитель — уважаемый солидный человек. Да и какой смысл ему говорить неправду? Тем более что это не меняет сути дела. У самолета двойное управление, он рассчитан на двоих. Вот если бы их трое было, тогда имело бы смысл скрывать. Третий — уже получается перегруз
Был ли директор в момент падения в кабине, лично у него в день моего приезда выяснить не удалось. Дверь его дома была закрыта на замок, а рабочие на стройке «понятия не имели, когда будет хозяин». А между тем это вопрос не праздный. Одно дело, когда совершает вынужденную посадку вертолет, ведомый опытным летчиком, другое — когда сверху падает машина, которой рулит дилетант, пренебрегший правилами полета. Здесь разные ситуации и разная мера ответственности. После того как ситуацию изучит областная транспортная прокуратура, куда прокуратура Белой Церкви передала свои материалы, «ФАКТЫ» сообщат читателям о результатах расследования.
P. S. Когда верстался номер, «ФАКТАМ» удалось дозвониться директору предприятия, который, как утверждают свидетели, был в роли ведущего пилота. «Ой, что только люди не придумают! — воскликнул мой собеседник. — Говорят, что я с вертолета девочку сбил и даже изнасиловал! Что с мэром напились, летали пьяные и упали. Но мэр в Польше с 16 числа, а я спиртного уже 9 лет в рот не беру. Да и вождению вертолета я не обучен, хотя летаю на всех типах самолетов». Директор рассказал, что вертолетной площадки в его доме нет, в кабине с пилотом он не летел и первым прибежал на место аварии, где его и увидели свидетели, решившие, что он тоже был участником полета.
- Теперь я буду знать, там, где твой дом — никаких полетов. Даже на воздушном шаре, — сказал мой собеседник.
- Получается, вы все-таки находились в вертолете?
- Нет. Но я понял: туда нельзя лететь, где живешь. Люди лопнут от зависти. Менталитет у нас такой.
- Но речь идет не о зависти, а о безопасности людей.
- Но на дорогах так же опасно, как в небе. Только почему там не кричат? Это зависть. Дескать, у них многого нет, а кто-то осмеливается летать на своем вертолете.
478
Читайте нас в Facebook