ПОИСК
Происшествия

«я проснулся от удара об пол — в комнате все звенело и качалось, сыпались стекла, а за окном, как в замедленной съемке, летали по воздуху кастрюли, сковородки, ножи, какие-то тряпки… »

0:00 12 июля 2006
«я проснулся от удара об пол — в комнате все звенело и качалось, сыпались стекла, а за окном, как в замедленной съемке, летали по воздуху кастрюли, сковородки, ножи, какие-то тряпки… »
Наталья ГАРМАШ «ФАКТЫ» (Днепропетровск)
Взрыв, прогремевший на днях в одной из днепропетровских девятиэтажек, полностью разрушил 12 квартир, которые теперь не подлежат восстановлению

Жильцы «нехорошей» квартиры и раньше доставляли соседям массу неудобств: то музыка у них всю ночь играет, то какой-то мужчина с топором за хозяйкой гоняется. Дней десять назад милиции пришлось даже вызывать пожарную лестницу, чтобы 44-летняя Светлана смогла попасть через окно к себе домой, поскольку забаррикадировавшийся там сожитель искусал(!) ее и выгнал. Да еще пригрозил «взорвать весь дом к чертям собачьим» — за то, что соседи позвонили в райотдел. Конечно, прибывшие милиционеры, отобрав топор и посоветовав проспаться, вряд ли восприняли эту угрозу всерьез. А зря… Домашний тиран, скорее всего, уже тогда вынашивал план мести. И ранним утром, когда многие жильцы дома N 19 по проспекту Героев еще спали, осуществил его.

Ударная волна была такой силы, что в квартирах вылетели даже бронированные двери

Минувшая пятница начиналась для каждого из обитателей этой многоэтажки, расположенной на жилмассиве Победа, по-разному. Виталий Бобко из 64-й квартиры решил, к примеру, отоспаться (благо, в отпуске). И видел, наверное, уже последний сон, когда какая-то неведомая сила буквально подбросила его диван на несколько сантиметров вверх и швырнула хозяина на пол.

- От удара я проснулся, и первая мысль была: землетрясение, — вспоминает он.  — Бросился к окну, а там что-то невообразимое: по воздуху летают кастрюли, сковородки, ножи, какие-то тряпки… Раздумывать над тем, что это значит, было некогда  — из окна шестого этажа почти сразу после взрыва повалил дым и я, схватив на руки шестилетнюю дочку, бросился вниз по лестнице. Там, правда, было уже столько дыма, что пришлось вернуться за мокрым полотенцем, чтобы Лерочке набросить на голову. Это и все, что я успел захватить с собой.

Виталий уже несколько суток сидит на лавочке напротив своего подъезда (вместе с соседями и двумя сотрудниками милиции) и охраняет оставшееся без дверей жилье от мародеров. Вернуться домой его обитатели не могут — квартиры с пятого по седьмой этаж почти полностью разрушены или повреждены. На двух этажах даже упали плиты перекрытия. Но и там, где внешне все вроде бы цело, находиться опасно: после взрыва фасады нескольких квартир явно перекосило, и если один из бетонных блоков рухнет, то потянет за собой и верхние этажи.

РЕКЛАМА

Что произошло в то утро в их доме, жильцы даже спустя несколько дней могут только гадать. Продавщица соседнего киоска, открывавшая в ту минуту ставни своей торговой точки, была буквально отброшена на несколько шагов взрывной волной. Уже лежа на земле, женщина увидела, как из окна шестого этажа прыгнул вниз мужчина. Именно эта 57-я квартира и была, как выяснилось позднее, эпицентром взрыва. Но погибший человек вряд ли спасался таким образом от пожара, как гласит официальная версия. Его соседи в один голос утверждают, что огня тогда не было — после взрыва из окон повалил только черный дым. А по лестнице еще можно было спуститься на улицу.

Звонок в службу 01 поступил около 8 часов утра: срывающийся мужской голос крикнул: «Проспект Героев, 19 — взрыв!» — и связь прервалась. Ближайшей к месту происшествия была пожарная часть N 19. Оттуда и выехала по тревоге пожарная машина и автолестница. Ровно через 10 минут экипаж был возле дома, в котором уже пылало несколько квартир второго подъезда.

РЕКЛАМА

Быстрому распространению пожара способствовала сама планировка, по которой окна трехкомнатных квартир выходят на обе стороны дома. Поэтому через выбитые взрывом двери огонь, подхваченный сквозняком, начал захватывать все новые территории.

- Я прибыл на пожар с третьим экипажем, — рассказывает начальник оперативного отдела ОКЦ ГУ МЧС в Днепропетровской области Николай Верченко.  — И сразу понял, что своими силами нам не обойтись. Цистерн с водой хватило лишь на 10 минут. За это время мы нашли возле дома два пожарных гидранта, из которых насосом стали подавать воду наверх. Но в Днепропетровске до девятого этажа, куда уже подбирался огонь, может достать только одна машина: американская «Навистар», имеющаяся в распоряжении «Южмаша». Она вмещает 30 тонн воды и способна справиться с самым сильным пожаром. Ее и приказал вызвать заместитель начальника управления полковник Александр Поликовский.

РЕКЛАМА

Одновременно со всего города в срочном порядке стягивались силы

3-й, 4-й, 5-й, 25-й пожарных частей, были приведены в готовность резервные экипажи. Через короткое время на месте ЧП было сосредоточено девять автоцистерн, три автолестницы и мощная «Навистар». Работало более

60 пожарных и спасателей. Но ситуация осложнялась тем, что поврежденные взрывом перекрытия шестого и седьмого этажей начали рушиться. И, входя с брандспойтом в заполненную черным дымом квартиру, пожарные даже не знали, сохранился ли там пол?

Не знали они и о том, сколько еще людей осталось в отрезанных от выхода, разрушенных квартирах. Поэтому, сбив водой жар, спасатели почти на ощупь обследовали этаж за этажом.

Находя погорельцев, пожарные отдавали им свои защитные маски

Накануне вечером живущая на восьмом этаже Галина Ивановна Шашкова получила свои 380 гривен пенсии. Поэтому с утра женщина побежала на рынок. Только завернула за угол дома, как услышала страшный грохот. И тут же увидела, как в расположенном напротив ее дома детском саду со звоном посыпались стекла. Бросившись назад, Шашкова подбежала к своему подъезду в тот момент, когда оттуда стали выскакивать люди, а с шестого этажа с протяжным криком прыгнул мужчина. В подъезд ее даже не пустили — начиная с третьего этажа лестница была окутана густым дымом.

- Я стояла и молилась, — рассказывает Галина Ивановна, переводя дыхание после каждого слова.  — Ведь в квартире на восьмом этаже остался мой муж, а соседи говорили, что дым уже заполнил все до девятого этажа. Супруг — пожилой человек и быстро спуститься по лестнице, видно, не смог. Одна надежда была на пожарных.

Николай Петрович, действительно, пытался спуститься, но затем вернулся в квартиру. Перекошенная дверь не закрывалась, а бросить жилье он побоялся, понадеявшись, что пожар до нее не доберется. Через несколько минут к нему присоединились трое соседей с завязанными на голове мокрыми полотенцами, поскольку их квартира, расположенная на той же площадке, уже заполнилась дымом. Здесь и нашел перепуганных, наглотавшихся гари людей наряд пожарных. Отдав пострадавшим свои защитные маски, майор Александр Грицак, старший лейтенант Сергей Бас, сержанты Павел Прасупа и Юрий Моргун повели их по лестнице вниз. Потом майор Владимир Иваникив на руках снес с девятого этажа парализованную старушку. Всего же спасатели вывели и вынесли из задымленных квартир 14 жильцов второго подъезда. Столпившись во дворе, обитатели злополучного дома с ужасом наблюдали, как вырывающийся из окон огонь поднимался все выше и выше.

Огонь удалось укротить только около полудня. Но уже к 10 часам утра на месте трагедии работал городской штаб по ликвидации последствий пожара. Председатель горсовета Иван Куличенко и начальник ГУ МЧС в Днепропетровской области Георгий Гогуадзе наметили первоочередные меры: всем пострадавшим выплатили по 500 гривен помощи, накормили их, разместили в двух центрах социальной помощи. Пришлось отселить жильцов с первых пяти этажей, где квартиры были полностью залиты водой, а на пятом от взрыва и веса рухнувших конструкций трех верхних этажей лопнула плита перекрытия. Хозяин этой квартиры, редактор областной газеты «Вчстч Приднчпров'я» Алексей Ковальчук, с семьей, а также его мама, живущая на первом этаже, остались, как и все остальные жильцы, фактически на улице.

- Между тем я неоднократно звонил в милицию и просил навести порядок в 57-й квартире, — сказал мне Ковальчук.  — Там собирались пьяницы, наркоманы. Но никто так ничего и не предпринял.

Очевидно, осознавая свою вину, в Жовтневом райотделе милиции, который ведет расследование этого дела, вообще отказались разговаривать с корреспондентом: ничем, мол, вам не можем помочь. Со слов исполняющего обязанности прокурора Жовтневого района Максима Савельева известно, что по факту взрыва возбуждено уголовное дело по статье 196 Уголовного кодекса Украины (неосторожное уничтожение или порча чужого имущества, повлекшие гибель людей). Но предъявить это обвинение, по сути, некому: предполагаемый виновник взрыва погиб, а его сожительницы и 26-летнего сына дома в тот момент не было.

Впрочем, ответить на вопрос, был ли взрыв умышленным и что именно взорвалось в квартире на шестом этаже, можно будет только после проведения химической, взрыво-технической и пожарно-технической экспертиз, которые назначены прокуратурой. Однако официальную версию о взрыве бытового газа жильцы категорически отвергают.

- Бытовым газом не пахло, — утверждает живущая на той же площадке Элла Бутук.  — Пока я выбиралась со старенькой мамой из тамбура, заваленного кирпичами от рухнувшей перегородки, все время принюхивалась. Но был лишь запах серы и еще чего-то очень удушливого.

Против версии бытового газа свидетельствует и характер повреждений.

- Смотрите сами, — показывает мне на зияющие провалы окон Виталий Бобко.  — Перекрытия обрушились в зале, там же начался и пожар, а в кухне даже потолок не закоптился.

Если это так, то версия о «неосторожном» уничтожении чужого имущества явно преждевременна. Да и сила взрыва, которую начальник ГУ МЧС в Днепропетровской области Георгий Гогуадзе приравнял к 10 килограммам тротила, существенно превышает масштабы разрушений от вспышки природного газа.

Подъезд демонтируют, а затем отстроят заново

По оценке специалистов, разрушенные квартиры восстановлению не подлежат. К тому же в них упали не только перекрытия и стены, но и выпятились вперед фасады. Поэтому горисполком объявил тендер на разработку проекта реконструкции здания, которая будет проведена за счет городского бюджета. Пока что специалисты пришли к одному мнению: подъезд нужно полностью демонтировать сверху до третьего этажа, а потом отстроить заново. Понадобится на это, по самым скромным подсчетам, около трех миллионов гривен. Кто компенсирует пострадавшим жильцам почти 15 миллионов гривен ущерба, пока не ясно. Не знают люди и о том, где предстоит им жить, пока будет идти реконструкция.

Сейчас погорельцы расселены в трехместных комнатах социальных центров. За счет Жовтневого райисполкома им организовали бесплатное питание. Но что ждет их завтра?

Пенсионеры Зоя и Николай Жуковы едва успели выскочить из своей квартиры, расположенной прямо над эпицентром взрыва. Из нажитого за долгую жизнь добра у них остались только халат, спортивный костюм да тапочки. Даже документы не забрали. Но это обстоятельство, возможно, и спасло пенсионерам жизнь: через несколько минут их квартира провалилась вниз.

Мы беседуем с погорельцами в уютном дворике социального центра. Пожилые люди не скрывают отчаяния.

- Вот подруга приехала, привезла кое-какие вещи,  — я ведь в домашнем халате даже на улицу выйти не могу, — сетует Зоя Николаевна.  — А нам надо документы восстанавливать. Муж в паспортный стол в комнатных тапочках поехал. Как нам жить дальше?

В этот момент во двор въехала иномарка, из которой вышли парень и молоденькая женщина с ребенком на руках. «Возьмите, это вам», — подал парень старикам 500 гривен. И даже не захотел назвать своего имени. Подписал распоряжение о выделении материальной помощи и председатель Днепропетровского облсовета Николай Швец. Пока свежи впечатления о происшедшей трагедии, люди сочувствуют пострадавшим и пытаются им помочь. Хочется верить, что со временем этот душевный порыв не угаснет и погорельцы не останутся наедине с неразрешимыми проблемами…

 

391

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров