«футболисты «днепра» с моей песней дважды становились чемпионами ссср, а когда я забрал ее, команда покатилась вниз»
Песни Владимира Ярцева в разное время исполняли Муслим Магомаев и Назарий Яремчук, Алла Кудлай и Виталий Билоножко А звучали они не только на всесоюзных, но и на международных спортивных соревнованиях. Звучали, звучат и звучать будут! Потому что Владимиру Ивановичу на днях сделан заказ на песню, которая должна сопроводить украинскую команду на Олимпиаду в Пекин.
«Вдохновение — постоянно, а любовь и алкоголь — по расписанию»
Владимир Ярцев вообще-то архитектор. И на вид основателен, как те микрорайоны, которые он проектировал в разных городах Украины. Но стоит ему заговорить, как перед вами уже не солидный мэтр, а озорной мальчишка. Говорит: это потому, что всю жизнь — в спорте.
- Владимир Иванович, как, интересно, архитектор вошел в «плотные спортивные слои»?
- О, это было еще в детстве! Родился я в Кизеле, маленьком шахтерском городке Пермской области. Развлечений никаких, а спорт доступен всем. Ребята старались получить хоть третий разряд, но взрослый. У меня был третий и по волейболу, и по баскетболу, и по настольному теннису Параллельно с основной закончил музыкальную школу. Так что когда пошел учиться на архитектора в Уральский политех, то с первого курса стал играть за вторую сборную института по гандболу и создал ансамбль «СИГМА» — Студенческий Инженерно-Грамотный Музыкальный Ансамбль. Гитаристом был у нас Александр Дольский, тот самый, который стал потом известным питерским бардом. Полгода с нами играл и Володя Пресняков-старший — он тогда в музыкальном училище учился.
- Небось, девушкам вы нравились — и спортивный, и музыкальный?..
- Во всяком случае, с будущей женой познакомился, можно сказать, во время концерта: я пел, а она сидела в первом ряду. Я тогда писал уже свои песни. Знаете, когда первую песню сочинил? В пятом классе! Тогда было движение молодежи на освоение целинных земель. И я взял и написал стихи: «Веками лежала пустою земля Но комсомольцы пришли на поля Землю распашем, посеем хлеба, чтобы Отчизна прекрасней была!»
Смешно, правда? Но я был страшно горд! Отправил песню в «Комсомолку». Не напечатали, конечно. Но ответили — тогда обязательно отвечали на письма, что я молодец, что надо продолжать И я продолжал. В студенческие годы стал победителем межрегионального конкурса, где известный композитор Евгений Радыгин — это «Уральская рябинушка», «Лен, мой лен», «Едут новоселы» — занял второе место, я — третье, а пятое — Казенин — он сейчас председатель Союза композиторов России.
- У вас 100 песен на спортивную тематику: они по видам спорта или как?
- Да, по видам: марафон, ходьба, ядро, молот, прыжки с шестом, штанга
- Неужели тяжелая атлетика может вдохновить?
- И может, и вдохновляет! Вот вам пример. Перед Олимпиа-
дой-1996 в Атланте в чехословацком городе Банска-Быстрица на одном из чемпионатов выступали два на то время лучших метателя молота Андрей Скворук и Александр Крикун. На тренировках Андрей метал молот за 81 метр, Саша — за 78, больше у него не получалось. Но когда они поехали в Атланту Крикун взял «бронзу», а Скворук занял четвертое место. В самый момент метания Саша себя превзошел. Вот такая воля и вдохновляет.
- Воля волей, а возможности — возможностями. Ведь давно известно, что естественных человеческих сил недостаточно, чтобы ставить такие рекорды, какие нынче ставятся. Как вы относитесь к тому, что спорт высших достижений «сидит» на всевозможных стимуляторах?
- Конечно, отрицательно! Тем более что допинги губят спортсмена. Красивые и сильные ребята со временем часто превращаются в инвалидов. Лучше, на мой взгляд, чтобы результаты достигались естественным путем. Тогда и победа была бы весомее! Помню, когда в юности стал чемпионом города в беге на 100 метров, это было великое счастье. Потому что сам, без какой-то «подкачки»!
- А в песенном творчестве вам требуется допинг? Если да, то что? Любовь? Алкоголь? Или вдохновение приходит по расписанию?
- Мой допинг — желание помочь спортсменам. Поэтому вдохновение — постоянно, а любовь и алкоголь — по расписанию! Шучу, конечно.
«Я не злой, но очень обидчивый»
- Чем же вы можете помочь спортсмену, кроме как крикнуть: «Судью — на мыло!»?
- Вы никогда не видели марафонцев на втором или третьем старте? Это когда позади один, а то и два этапа. На ногах мозоли, а бежать нужно. К месту старта не идут — шкандыбают. Я встречаю их с аккордеоном и с их песней. Оживают на ходу!
На чемпионате мира по легкой атлетике в Гетеборге мне пришла идея подобрать на синтезаторе темп, в котором пришел к финалу победитель по спортивной ходьбе. Потом все свои песни на тему ходьбы «перевел» в этот «победоносный» темп. Кассеты подарил спортсменам! На тренировку ребята стали выходить с наушниками и плейерами. Сказали: очень помогает.
А была ситуация просто мистическая! Я дружил с футбольным клубом «Днепр». Написал песню «Вперед, «Днчпро» — и в 1983-м «Днепр» стал чемпионом Советского Союза. Тренер и начальник команды мне говорили: «Есть в твоей песне фарт, она нам помогает». У меня дома хранится мяч — черно-белый «Артекс», который мне подарили футболисты: на нем каждый чемпион Советского Союза расписался лично.
Кстати, с этим мячом вышел курьез. Перед началом чествования команды-победительницы мне сказали, что мяч с автографами игроков мне вручат после моего выступления. С волнением я ждал этой минуты. Первым выступал кто-то из официальных лиц, затем — великий клоун Карандаш. Карандаш поздравил команду, и вдруг его взгляд остановился на «моем» мяче! Он мелко-мелко, как Чарли Чаплин, засеменил ногами, «подсеменил» к столику и, взяв мяч со словами «Я украл», «усеменил» за сцену.
Следующим объявили меня. Представляете мое состояние? Выхожу, поздравляю ребят и пою первую песню. Конечно, с улыбкой, но на душе такая тоска! Один из организаторов нашел Карандаша, взял у него мяч и пообещал вручить другой. И когда я пел вторую песню, мяч уже был на месте. После выступления капитан команды Саша Погорелов передал его мне в руки.
В 1988-м «Днепр» завоевал второе «золото», и родилась новая песня — «Золотое танго». А когда я от команды отошел и забрал песню, клуб покатился вниз. Спросите, почему отошел? Я не злой, но очень обидчивый. Практически все спортивные песни пишу бесплатно. Но, когда «Днепр» вторично стал чемпионом, главный тренер ко мне даже не подошел. Хотя чествование было шикарное, я там спел две песни. Ни «спасибо», ни фотографии И я сказал: ухожу!
- Так вы тщеславны?
- Нет. Но у меня есть примеры другого отношения. В 1965 году мою песню исполнил Вадим Мулерман. Это был «Твист». Такой шлягерный! Зрители приняли очень хорошо. Певец меня поднял в зале и сказал: «Вот автор этой песни, композитор Владимир Ярцев. Отдайте ему аплодисменты». А дальше пошло-пошло-пошло. Муслим Магомаев, Тамара Миансарова, Лина Прохорова А из украинских у меня самый любимый был Назарий Яремчук. И самый порядочный — всегда с уважением относился к автору.
«Стараюсь все узнать о том виде спорта, о котором пишу, до мелочей!»
- Одна великая поэтесса сказала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи » А из чего рождаются ваши песни?
- Недавно я пел марафонцам: «дорога радуется», «дорога пяточки щекочет». Они удивились: дорога действительно щекочет пятки, но откуда мне это известно? А я стараюсь все узнать о том виде спорта, о котором пишу, до мелочей! И начинаю сам чувствовать, например, ядро: «Ядро опущено к плечу и замерло в руке Готовят мышцы взрыв »
- Вы что, все свои песни помните?
- Конечно. Хотите, процитирую?
- Не надо! Я вам верю Лучше вот что скажите: сотня спортивных песен — это была цель или «так получилось»?
- У меня, видимо, тяга к круглым цифрам. Ведь есть еще 30 песен о запорожских казаках, 25 — детских
- Интересно, как попадают в Книгу рекордов Гиннесса: желающие сами заявляются или ждут, когда их заметят?
- Я не знаю, как это происходит у других, а у меня все как-то само собой. Например, как я появился на киевском телевидении. В 1971 году приехал в Киев. Иду по Крещатику, вижу: телецентр. Позвонил с проходной в молодежную редакцию: я, мол, композитор, хочу показать песню. Мне выписали пропуск, принял меня старший редактор. Тут же, за пианино, я показал песню, а он: «Что вы делаете сегодня вечером?» Говорю: «Свободен». «Будете петь в эфире». Сегодня такое разве возможно?
А на московское телевидение меня сосватали днепропетровский медики. Я перед ними часто выступал, вот они и написали в передачу «Споемте, друзья!». Ведущими там были Лев Лещенко и Татьяна Веденеева — оба очень доброжелательные люди. Чтобы я подготовился к записи, заранее дали восемь вопросов. А на девятый, сказал Лещенко, нужно будет ответить без подготовки, но если не отвечу, его вырежут, да и все. Вопрос оказался простым: каким я вижу город будущего? Я сказал: как отлично написанную песню. Ответ не вырезали.
И в Книгу рекордов Гиннесса не стремился. Просто написал гимн Московского международного марафона мира и восемь лет на Красной площади его открывал. В Москве есть комитет по регистрации рекордов планеты. Там-то меня и приметили. Провели регистрацию. Ну, а потом диплом выдали.
- Вы почувствовали при этом что-то особенное?
- Занятно фигурировать в такой знаменитой книге. А в остальном ничего не изменилось. Как жил, так и живу. Песни сочиняю. Вот очередную надо делать — для Пекинской олимпиады.
- Вам ее официально заказали?
- Да, недавно в Конче-Заспе под Киевом проходил Международный легкоатлетический турнир на приз Леонида Кравчука. В узком кругу организаторов и гостей я пел свои песни. Они понравились Леониду Макаровичу — он-то и подсказал руководству Спорткомитета сделать мне заказ. Случайно как-то получилось.
Случайно ли? Марафонцы давно высчитали, что если перед стартом не прозвучит песня Ярцева, то дистанцию они пройдут медленнее на несколько минут. Вот и думайте
348Читайте нас в Facebook