ПОИСК
Происшествия

«вместе с метаном выгорел кислород. Ребята просто задохнулись — повреждений у них никаких нет. Чего не скажешь о тех, кто пострадал, но выжил»

0:00 15 августа 2006
«вместе с метаном выгорел кислород. Ребята просто задохнулись — повреждений у них никаких нет. Чего не скажешь о тех, кто пострадал, но выжил»
Олег ТРАЧУК «ФАКТЫ» (Луганск)
Во время взрыва на шахте «Суходольская-Восточная» в Луганской области погибли шесть горняков, семь травмированы. Всего в забое находился 171 человек 13 августа в 7. 35 утра на шахте «Суходольская-Восточная» угольной компании «Краснодонуголь» (Луганская область) на глубине 915 метров произошел взрыв смеси газа метана и угольной пыли. Его эпицентр был непосредственно в забое.

«Это было самое молодое звено на шахте»

- Большая часть горняков была эвакуирована на поверхность,  — рассказывает начальник главного управления МЧС Украины в Луганской области Виктор Кучера.  — В результате взрыва пострадало 13 человек. Семеро из них с ожогами разной степени госпитализированы: трое — в ожоговый центр Луганской областной клинической больницы, трое — в Донецкий институт неотложной и восстановительной хирургии (ожоговый центр), а один находится в реанимации в Краснодонской районной больнице. Шесть горняков погибли.

Список погибших

1. Дмитрий Валабуев, 1976 года рождения,

РЕКЛАМА

горнорабочий очистного забоя.

2. Евгений Долотин, 1981 года рождения,

РЕКЛАМА

горнорабочий очистного забоя.

3. Сергей Калитич,

РЕКЛАМА

1982 года рождения,

помощник комбайнера.

4. Сергей Маковозов, 1973 года рождения,

горнорабочий очистного забоя.

5. Константин

Острадчук, 1983 года рождения, комбайнер.

6. Михаил Поддубский, 1978 года рождения,

горнорабочий очистного забоя.

- Когда прогремел взрыв, сердце ушло в пятки, — вспоминает молодой горняк второго участка (именно там произошел взрыв) Сергей Речун.  — Очень было страшно. Промедли минуту — и я был бы с ними… Первой мелькнула мысль: а как же те, кто там остался? Ведь это было самое молодое звено на шахте. Старшему из них 30 лет, младшему 23. Каково теперь их матерям, женам, маленьким детям?

«Мой муж очень переживает. Мало того, что под его началом люди погибли, так в числе пострадавших оказался еще и сын»

15s04 cuxodol 2.jpg (20919 bytes)Специалисты заверяют, что буквально недавно проверяли здесь состояние всех выработок. И, как ни странно, лава, где произошла авария, считалась одной из самых безопасных на шахте. Поэтому наиболее вероятной причиной трагедии могло быть несоблюдение самими шахтерами техники безопасности. А вот почему не дали знать об опасной концентрации газа под землей специальные датчики и кто в этом виноват, еще предстоит выяснить госкомиссии, которую возглавят руководители Минуглепрома и департамента государственного промышленного горного надзора МЧС Украины. Параллельно по факту смерти шестерых горняков прокуратурой области возбуждено уголовное дело — необходимые следственные мероприятия уже ведутся.

По словам начальника Луганского территориального управления государственного промышленного горного надзора МЧС Украины Георгия Басакина, эта шахта находится под постоянным контролем, как одна из самых проблемных в регионе. К слову, в этом году из-за опасной концентрации метана временно уже приостанавливались работы на трех шахтах «Краснодонугля»: «Суходольской-Восточной», имени Баракова и «Молодогвардейской». Здесь в Краснодоне (Суходольск и Молодогвардейск — его города-спутники) добывают коксующие угли, постоянным спутником которых является метан. Еще не стерлась в памяти трагедия на соседней шахте имени Баракова, когда в марте 2000 года взрыв в один миг забрал из жизни 80 горняков. Это самая крупная авария за все время добычи угля на Донбассе.

Второй в трагическом рейтинге стоит именно «Суходольская-Восточная». 9 июня 1992 года на этой шахте в тупиковом забое в условиях слабой вентиляции образовалась взрывоопасная концентрация метана, и никто еще не знал, что у бронированного кабеля была нарушена изоляция… Тогда, так же как и в этот раз, проходила пересменка и под землей находилось много горняков. Искра… Взрыв… А после начала взрываться угольная пыль… 9 июня 1992 года 63 семьи лишись отцов, мужей, сыновей, любимых…

- Тогда мой старший сын Игорь чудом остался жив,  — рассказывает мама пострадавшего в аварии Олега Шапоткина Раиса Владимировна.  — Ему повезло, что его буквально на несколько минут раньше отпустили на поверхность. После того случая он зарекся спускаться под землю и вообще уволился с шахты. А вот младший, Олег, все-таки стал горняком. У нас в семье все шахтеры. Мне тоже довелось 12 лет проработать на шахте. Так что не понаслышке знаю, что такое шахтерский труд. Супруг мой по сей день трудится. Кстати, он 13 августа, когда прогремел взрыв, был начальником смены. Можете представить, как ему сейчас. Мало того, что под его началом люди погибли, так в числе пострадавших оказался еще и сын.

«Это был мгновенный взрыв газопылевой смеси без последующего горения»

… 13 августа к четырем часам дня, когда тело последнего погибшего горняка подняли на поверхность, поисково-спасательные работы были завершены. Хотя восстановительные работы на шахте продолжаются.

- Было задействовано 26 отделений военизированной горноспасательной службы, как с самой шахты, так и из Луганска и из Донецкой области, — говорит Виктор Кучера.  — Дело усложнялось тем, что участок, где проводились поисковые работы, имеет протяженность около 200 метров плюс разные отводы от штреков в стороны. К тому же в результате взрыва произошло обесточивание шахты, так что приходилось использовать лишь обычные шахтерские светильники (коногонки). Поэтому поиски погибших затянулись.

- Это был мгновенный взрыв газопылевой смеси без последующего горения, — добавляет спасатель военизированного горноспасательного отряда Василий Борисевич.  — Судя по всему, вместе с метаном выгорел кислород, и ребята просто задохнулись — повреждений у них никаких нет. Чего не скажешь о тех, кто пострадал, но выжил.

- У нас в отделении интенсивной терапии находится трое горняков с ожогами, занимающими до 60 процентов кожи, — рассказывает врач реанимационного отделения Луганской областной клинической больницы Юрий Докашенко.  — Им уже сделана первичная химическая обработка. Проводятся мероприятия по выведению больных из ожогового шока. Им также вентилируют легкие. Пациенты в сознании. На данный момент их состояние оценивается как стабильно тяжелое. Мы полностью обеспечены необходимыми медикаментами, техникой, инструментами. Трех шахтеров, у которых поражено более 60 процентов кожи, мы отправили в Донецкий ожоговый центр. И если нашим пациентам, которые остались в Луганске, необходима будет трансплантация кожи, то в Донецке, вероятнее всего, ее будут выращивать, а затем пересаживать. Такие возможности есть только в Донецком центре. К большому сожалению, из-за частых аварий в угольной промышленности у тамошних специалистов солидный опыт.

Как рассказал собкору «ФАКТОВ» Елене Смирновой заведующий отделом термических поражений и пластической хирургии Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии Эмиль Фисталь, трем горнякам, поступившим из Луганской области, уже назначены операции по пересадке кожи. Во время лечения действительно будут использованы технологии тканево-клеточного культивирования.

«Накануне мне приснился нехороший сон: как будто к нам в окно стучалась какая-то большая черная птица… »

- Дважды в день врачи рассказывают родственникам о состоянии их родных, — делится своим горем супруга травмированного горняка Лилия Шапоткина.  — Вот только что мне сказали, что у моего мужа, а он работал горным мастером на участке, где был взрыв, поражено 20 процентов поверхности тела, также сильные ожоги верхних дыхательных путей.

- Мы надеемся на лучшее, ведь он у меня крепкий парень, — говорит сквозь слезы мама шахтера Раиса Шапоткина.  — Он должен выжить. Обязан — иначе пусть лучше я оставлю жизнь. И надо же такому быть, что именно той ночью мне приснился нехороший сон: как будто к нам в окно стучалась какая-то большая черная птица. Она так кричала, так билась, но в дом попасть не смогла. Поэтому я верю, что беду в наш дом мы не пустили. Проработав на шахте столько лет, я знаю, что такое взрыв, однако привыкнуть к этому невозможно. Да, сейчас более-менее платят вовремя. Горный мастер получает около двух тысяч гривен. Вроде немало, но за шахтерский труд — это крохи. Ведь наши мужья и дети каждый день рискуют жизнью.

На одной из дорог в Луганской области уже вывешен праздничный бигборд, приуроченный к главному празднику на Донбассе — Дню шахтера (который отмечают 27 августа.  — Авт. ). На нем надпись: «Сердце шахтера греет семью! Его труд — всю Украину!» Правда, за это самое тепло приходится платить очень дорого — жизнью горняков. С момента провозглашения независимости Украины на шахтах страны погибло свыше полутора тысяч человек. И, к большому сожалению, этот траурный список все время пополняется.

371

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров