ПОИСК
Происшествия

Народная художница украины татьяна голембиевская: «киевский монмартр на андреевском спуске создал мой муж валентин зноба»

0:00 4 октября 2006
Народная художница украины татьяна голембиевская: «киевский монмартр на андреевском спуске создал мой муж валентин зноба»
Со дня смерти выдающегося скульптора прошло 40 дней «Эти снимки друзья привезли мне уже после смерти Валентина Ивановича, — говорит жена Валентина Знобы народная художница Украины Татьяна Голембиевская. Она показывает фотографии, сделанные в августе: Татьяна Николаевна с мужем на природе, веселые, бодрые, улыбающиеся.  — За три дня до смерти он еще ходил на реку купаться и работал. До последнего работал… На днях я вернулась из Созополя — это курортный городок в Болгарии, на берегу Черного моря. Ездила туда, чтобы, если так можно выразиться, побыть с Валентином Ивановичем. Специально попросила в гостинице номер на последнем этаже: над головой только небо, перед глазами — бескрайнее море. Я была наедине с воспоминаниями о муже, с которым прожила долгие годы. Знаете, до сих пор не могу поверить, что его уже нет».

«Однажды Валентин преподнес мне несколько ведер ромашек»

- Татьяна Николаевна, вы помните, как познакомились с Валентином Ивановичем?

- Он рассказывал, что впервые увидел меня в Крыму, в Гурзуфе, — отвечает Татьяна Голембиевская.  — Каждое лето мы с родителями (они были художниками) ездили туда писать осенние пейзажи. Мне тогда было лет 16, училась в школе. А мой будущий муж то ли уже окончил институт, то ли был студентом последнего курса. Он вместе с коллегой работал в Алупке, в знаменитом Воронцовском дворце. Они зачем-то приехали в Гурзуф. Я была в городской библиотеке имени Константина Коровина, когда туда вошли Валентин и его друг. Я их не заметила, но Валя потом рассказывал, что приятель указал ему на меня: «Обрати внимание на ту девушку. Она должна стать твоей женой».

Потом на вечере в художественном институте Галина Кальченко, впоследствии известный скульптор (создала памятник Лесе Украинке, установленный в Киеве на одноименном бульваре.  — Авт. ), сказала Валентину то же самое. Он тогда уже был известен всей стране: его работа «Бокораш» (так называют людей, которые занимаются сплавом леса в Карпатах) получила золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Медаль ныне хранится в Музее истории Украины. Когда я была студенткой, мы с Валентином мало общались, ведь он был старше. А старшие обычно не замечают младших.

РЕКЛАМА

- Как же вас можно было не заметить? Вы и сейчас прекрасно выглядите, а тогда, судя по фотографиям, были настоящей красавицей.

- Спорить не стану. Вот еще что запомнилось: когда я была аспиранткой, в Донецке организовали выставку работ молодых художников и скульпторов. Валентин не хотел ехать, у него что-то случилось с ногой. Но узнав, что я собираюсь в Донецк, все-таки решил отправиться туда. Более того, ему, молодому и крепкому, довелось многих членов делегации переносить через какой-то ручей глубоко под землей. Мы с Валентином демонстрировали свои работы в шахте. Это было так романтично!

РЕКЛАМА

А затем мы вместе были в творческой командировке в Италии. Валентин шутил, что работает мольбертом: подставлял спину, я водружала на нее холст в подрамнике и писала. Мы были счастливы. Наслаждались красотами этой изумительной, сказочной страны Леонардо и Микеланджело. Росла взаимная симпатия. Помню, однажды Валентин принес мне фантастическое количество ромашек — несколько ведер.

04s07 f2 copy.jpg (22961 bytes)- Это потому, что ромашки — ваши любимые цветы?

РЕКЛАМА

- Нет, просто других не было. Меня кто-то спросил, почему не ношу кольцо. Когда мы с Валентином расписывались, не подумали, что это нужно. Я рассказала мужу, что знакомые интересуются, почему нет кольца. «Если для тебя это важно, пойдем сейчас же купим», — ответил он. Я решила: незачем.

Татьяна Голембиевская пригласила нас в мастерскую мужа. Это, по сути, музей его работ, среди которых скульптурные портреты известных людей: политиков, писателей, ученых.

- В своих работах Валентин Иванович отобразил эпоху, в которой жил, — продолжает Татьяна Николаевна.  — Это, извините за шаблон, история в лицах. Многие из тех, чьи портреты он лепил, — наши друзья. Например, Сергей Капица, ведущий передачи «Очевидное — невероятное», известный карикатурист Борис Ефимов — ему уже 105 лет, он живет в Москве…

Зноба лепил скульптурные портреты членов королевской семьи Великобритании

- В этом году во Франции открыли памятник французской королеве Анне, дочери князя Ярослава Мудрого.

- Это работа нашего сына Николая, — говорит Татьяна Голембиевская.  — Мы с мужем были для него очень строгим семейным худсоветом. К слову, композицию «Казак Мамай», установленную на майдане Незалежности, Валентин Иванович делал вместе с сыном.

- Отец вылепил казака, причем позировали ему поочередно несколько наших друзей, — включается в разговор Николай Зноба.  — А конем занимался я. Приходилось слышать, что в Киеве появилось поверье: если прикоснуться к бронзовой гриве этого коня, тебе будет сопутствовать удача. Моделью служил белый скакун с роскошной гривой из каскадерской группы «Скиф». Он жил у нас в мастерской несколько недель, обожал морковь, сухари и яблоки. Затем в одном из фильмов на этом коне (кличка у него кошачья — Барсик) ездил актер, сыгравший роль Богдана Хмельницкого.

- Приходилось слышать, что королева Великобритании предлагала вашему отцу переехать в ее страну…

- Не совсем так. Мы с отцом действительно работали в Великобритании и познакомились с членами королевской семьи. Принцесса Анна, дочь королевы Елизаветы II, попросила моего отца сделать ее скульптурный портрет в жокейском кепи. Анна обожает верховую езду. А племянник королевы герцог Глостерский, курирующий в семье вопросы искусства, отобрал несколько работ отца для королевской коллекции в Вестминстерском дворце. Ездить в Англию мы начали еще в начале 1990-х годов — по приглашению наших друзей. Это очень состоятельные люди, которые и предлагали нам перебраться в Лондон. Мы отказались. В то время в Украине был тяжелейший экономический кризис, и отец сказал: «Разве можно оставлять мать, когда она больна? А мать для меня — Украина». Сказал патетически, но искренне. После одного-двух месяцев, проведенных за границей, мы начинаем сильно тосковать по родине.

Скульптуры Валентина Знобы и его сына Николая установлены во многих крупных городах Европы, в том числе и памятник Тарасу Шевченко в Афинах, Василию Порику, украинцу, герою французского Сопротивления, — недалеко от Парижа. Последняя работа Валентина Ивановича — памятник доктору Эмилю Ру (он разработал вакцину против дифтерии) — установлена в Институте Луи Пастера во Франции. А в Киеве Валентин Иванович организовал украинский Монмартр.

- Еще в советские годы мы много поездили по свету, были и на Монмартре в Париже, — рассказывает Татьяна Голембиевская.  — И в начале 1980-х годов Валентин стал агитировать городские власти создать у нас нечто подобное. Ведь картины и скульптуры можно было увидеть только в музеях и на выставках, которые посещало не так уж много людей. Городской район, где творческие люди могли бы демонстрировать свои работы прямо на улице, приблизил бы искусство к народу. С этой идеей Валентин Иванович, возглавлявший тогда Киевскую организацию Союза художников Украины, обратился к мэру Валентину Згурскому. Тот ответил: «Пожалуйста, только где все это будет?» Муж выбрал Андреевский спуск, который в те годы был запущенным уголком города. Но дома конца XIX — начала XX века, булыжная мостовая, кривые контуры спуска сохранили неповторимый шарм старого города. Згурский дал добро при условии, что художники за свои средства отремонтируют дома, обустроят в них мастерские. Помог нам и тогдашний руководитель Подольского района столицы Иван Салий. На открытие обновленного «Андрюши», как сейчас многие любовно называют спуск, пришли тысячи киевлян, и мы были на седьмом небе от счастья, ведь накануне сомневались, найдет ли наша затея отклик у горожан. В те времена произведения искусства, которые выставляли на спуске, предварительно отбирал художественный совет. Сейчас все изменилось: там можно найти и великолепные работы, стоимость которых тысячи долларов, и дешевые поделки.

- А руководители Украинской ССР Владимир Щербицкий, Валентина Шевченко, Александр Ляшко заказывали вашему мужу свои скульптурные портреты?

- После смерти Ляшко его внук, известный юрист, заказал бюст деда для памятника. Кстати, недалеко от могилы Ляшко покоится прах Олеся Гончара. Незадолго до своей смерти он позвонил Валентину Ивановичу (они хорошо знали друг друга по работе в Комитете защиты мира) с предложением: «Я хочу вам позировать. Обо мне судят, как правило, по роману «Прапороносцч». Но я чувствую: я сейчас другой». Они много времени проводили в этой мастерской за работой и беседами. С Владимиром Щербицким мы открывали одну из важнейших работ Валентина Ивановича — мемориальный комплекс возле Днепра на Букринском плацдарме. Кстати, муж участвовал и в создании грандиозного по масштабам мемориала Великой Победы на Поклонной горе. Центральную фигуру в зале Славы сделал он.

«Подростком Валя прошел по минному полю. Это чудо, что он остался жив»

- Валентин Иванович был автором монумента Октябрьской революции, который стоял на нынешнем майдане Незалежности…

- Фигуру Ленина делал его отец Иван Зноба, — говорит Татьяна Голембиевская.  — Вместе с отцом и известным скульптором Василием Бородаем Валентин вылепил фигуры восставшего народа. Творческий конкурс на лучший проект монумента на центральной площади столицы (тогда она носила имя Октябрьской революции) превратился в настоящую эпопею: он продолжался 12 лет! Этот монумент стал, по сути, памятником истории, может, и не надо было его демонтировать после развала СССР…

- Хорошо, хоть не тронули созданные Валентином Ивановичем скульптуры у стен Верховной Рады Украины. Скажите, а где сейчас можно увидеть работы его отца?

- Иван Зноба разрабатывал образ Тараса Шевченко. Его памятники Кобзарю установлены в нескольких городах, например, в Днепропетровске, Хмельницком.

- Получается, ваш муж был потомственным скульптором?

- Да. Но путь в искусство дался ему нелегко. Он вырос в одном из сел Днепропетровской области, пережил голодные детство и юность. Во время войны находился на оккупированной фашистами территории. А когда к Днепропетровщине подошел фронт, Вале довелось пройти по минному полю! Это чудо, что он остался жив, его Бог оберегал. В 15 или 16 лет Валя пытался поступить в вуз в Киеве, затем в Харькове, но из-за слишком юного возраста его не приняли. Денег у него не было, возвращаясь домой, он голодал. Его мать Анна Емельяновна рассказывала: Валентин вначале продал пиджак, затем рубашку. Ехал зайцем, забравшись на крышу вагона. Вошел в хату черный от сажи, худющий, сказал только: «Мамо, борщу!» — и рухнул спать. Но все же в том году его приняли в художественный институт во Львове. Проучившись там два семестра, Валентин перевелся в киевский вуз.

- В мастерской стоит его скульптурный портрет…

- Это автопортрет. Валентин Иванович вылепил его, глядя на себя в зеркало, в одну из ночей. Он любил работать в позднее время, когда никто не мешал. Думаю, автопортрет станет центром его мемориального надгробия. Что же касается мастерской, то она является музеем Валентина Знобы. Здесь он создал большинство своих лучших работ. Да и само здание мастерской выстроил за свои кровные.

2891

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров