Когда виктор каневский подал документы на выезд из ссср, его тут же исключили из партии, лишили звания мастера спорта. Даже фото и фамилию убрали из всех футбольных справочников
Из досье «ФАКТОВ»
Виктор Израилевич Каневский. Родился 3 октября 1936 года в Киеве. Нападающий. Выступал за киевское «Динамо» (1954-1965 гг. ) и одесский «Черноморец» (1965-1966 гг. ).
В чемпионатах СССР провел 217 матчей, забил 86 голов. За сборную СССР сыграл 5 матчей.
Участник чемпионата мира 1962 года. Чемпион Советского Союза 1961 года, серебряный призер 1960 года. Обладатель Кубка СССР 1964 года. Дважды входил в число 33 лучших футболистов чемпионата страны.
Тренировал команды: «Металлург» (Запорожье) — 1965 г. , «Металлист» (Харьков) — 1966-1971 гг. , «Буковину» (Черновцы) — 1972 г. , «Пахтакор» (Ташкент) — 1972-1973 гг. , «Днепр» (Днепропетровск) — 1973-1977 гг. , юношескую сборную Украины — 1978 г. , «Динамо» (Ирпень) — 1983-1986 гг. , «Таврию» (Симферополь) — 1987 г.
Заслуженный тренер Узбекистана.
С ноября 1988 года живет в США.
Юрий САЙ
«ФАКТЫ»
Почти два десятка лет жизни за океаном практически не изменили знаменитого украинского футболиста и тренера Виктора Каневского. Едва заметная седина на висках, пара лишних килограммов и все та же молодцеватая улыбка. Свой 70-летний юбилей Виктор Каневский, по инициативе президента «Динамо» Игоря Суркиса и главы ФФУ Григория Суркиса, отметил в родном Киеве. Огромное количество букетов и подарков. Едва заметный блеск скупой мужской слезы Он снова оказался в центре внимания и снова, как и сорок пять лет назад, на вершине успеха.
Семь фактов из жизни знаменитого футболиста
«Всю ночь накануне вылета из Англии со мной в гостиничном номере пил глава нашей делегации -чтобы не сбежал Канева невзначай»
1. У него, любимца публики, до сих пор нет никаких званий, кроме звания заслуженного тренера Узбекской ССР. Так Каневского отблагодарили за вывод ташкентского «Пахтакора» в высшую союзную лигу. А вот в Москве и Киеве власти его попросту игнорировали. Вы только представьте, капитану(!) и лучшему бомбардиру(!) звездной команды 1961 года, прервавшей гегемонию московских клубов в чемпионате СССР, единственному из всего состава не присвоили звание заслуженного мастера спорта. Тогда в Спорткомитете сказали: еще молодой, успеет. Уже позже, когда звание заслуженного тренера Украины присваивали кому не лень, его «дело» почему-то снова отложили в сторону, причем уже без объяснения причин. Хотя возглавляемая Каневским юниорская сборная Украины выиграла первенство Союза — престижную «Переправу». Кстати, в составе той команды играли нынешние тренеры киевского «Динамо» Анатолий Демьяненко и Михаил Михайлов.
Серьезным ударом для Виктора Израилевича стал еще один случай. Как-то Каневского пригласили возглавить сборную Алжира. Уже были оформлены все документы, и тренер в ожидании вылета, как говорится, сидел на чемоданах. Но в Африку в итоге отправились другие. Ему намекнули, что во всем виновата знаменитая пятая графа
- Вообще-то в лицо меня по поводу моей национальности никто не оскорблял, даже в худшие времена, — рассказывает Виктор Каневский. — Я с детства был заметен, являлся лидером, и никто не смел этого делать, даже если внутри что-то такое против меня имел. Лишь однажды футболист Федотов, игравший за Алма-Ату, меня обозвал. Оглянувшись, чтобы судьи не видели, я так ему головой засадил!.. Думаю, он хорошенько запомнил. Арбитр этого не заметил, но потом, после заседания просмотровой комиссии, меня дисквалифицировали на одну игру. И хоть этот случай был единственным в своем роде, я знал, что дискриминация все равно существует
2. После войны семья Каневских жила в Киеве на улице Стрелецкой, в кельях Софийского собора. Квартал был хулиганистым, многие сверстники Виктора имели конфликты с уголовным кодексом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Его же, наверное, спасло увлечение футболом. Карьера футболиста Каневского началась в 1951 году в футбольной школе. Потом он играл в команде «Машиностроитель». В 1954-м стал игроком киевского «Динамо». В том году киевляне стали обладателями Кубка СССР, но Виктор в матчах участия не принимал. Шли годы, парень окреп, стал в «Динамо» своим, его избрали капитаном команды. Причем капитанскую повязку он носил целых три года — с 1961-го по 1964-й. Именно в 1961 году киевляне впервые стали чемпионами СССР. В том звездном сезоне Каневский забил 18 голов в 26 матчах, а еще два мяча он провел в фильме «Артист из Кахановки», в котором сыграл роль центрфорварда.
3. Его хотели видеть в своих рядах ведущие клубы Италии, Англии и Дании. Но о каком переезде советского футболиста за рубеж могла идти речь в 60-е годы? Вся его звездная карьера игрока так и прошла в двух командах — «Динамо» и «Черноморце».
- Как-то в составе киевского «Динамо» я ездил в Англию, — вспоминает юбиляр. — На банкете после игры с лондонским «Арсеналом» президент клуба сделал официальное предложение руководству «Динамо» о заключении контракта с Каневским. Честно говоря, я это не воспринял всерьез. О подобном и мечтать не смел. Но кое-кто отнесся к этому иначе. Всю ночь накануне вылета из Англии со мной в гостиничном номере пил глава нашей делегации — чтобы не сбежал Канева невзначай
«Маслов ко мне очень здорово относился. Панибратства никакого не было»
4. Как только Каневский завершил карьеру действующего игрока (в одесском «Черноморце», вместе со своим близким другом Валерием Лобановским) и решил стать тренером, в вышестоящих инстанциях ему сразу же порекомендовали сменить отчество. Тренера же просто по имени не назовешь, а «Израилевич» не очень сочеталось с политикой советского государства. Никто не заставлял — просто посоветовали, так сказать, в вежливой форме. Будучи человеком здравомыслящим, он вынужден был согласиться, иначе все тренерские пути были бы для него закрыты раз и навсегда. Нашел замену своему отчеству и стал Ильичом! Начальство, к счастью, ничего зазорного в этом не усмотрело, и Виктор Израилевич превратился в Виктора Ильича.
- Не могу сказать, что моя судьба как тренера не удалась, — рассказывает Виктор Каневский. — В игре, конечно, достижения были куда более солидные, но ведь и по окончании карьеры я ни из одной своей команды не уходил без положительного результата. Харьковский «Металлист» и симферопольская «Таврия» при мне вышли в первую лигу. Ташкентский «Пахтакор», где я был помощником Вячеслава Соловьева, — в высшую. Днепропетровский «Днепр» четыре «моих» года в высшей лиге был хотя и середняком, зато крепким и вызывающим уважение. Однажды дошли до полуфинала Кубка СССР, что для провинциальной команды было хорошим достижением. Среди специалистов я котировался весьма высоко, был в четверке тех, кого Федерация футбола СССР направила на просмотр чемпионата Европы в Югославии — с Зониным, Сальковым и Валентином Ивановым. Но я знал: на более высокий уровень меня не пустят. Я могу добиваться каких угодно успехов на местном уровне, но большой клуб мне никогда не дадут. Постоянно чувствовал особое отношение к себе. Причем кто принимал решения, я так и не узнал.
5. Сам побывав в тренерской шкуре, Виктор Каневский до сих с благодарностью вспоминает своих наставников — Олега Ошенкова, Виктора Маслова, Вячеслава Соловьева.
- Я уважаю талант каждого из них, — говорит Каневский. — Хотя с Ошенковым меня связывали исключительно официальные отношения, а вот с Масловым и Соловьевым — самые теплые. Кстати, с Соловьевым мы до конца его дней дружили семьями. Они приезжали к нам в гости. Маслов ко мне очень здорово относился, да и не только ко мне. При нем мог выпить сто грамм, стакан вина. Но не больше. Панибратства никакого не было, были доверительные отношения опытного тренера и ветерана. Никто из футболистов не позволял себе перейти грань. Большинство из тренеров того поколения были тонкими психологами и дипломатами. Судите сами. Будучи футболистом я покуривал. Помню, как-то на базе сборной СССР в Тарасовке мы готовились к какой-то игре. Жил я в комнате с Валей Ивановым. Курили оба. Вдруг стук в дверь. Я быстро положил сигарету на подоконник. Входит тренер Гуляев: «Как у вас тут дела?» И увидел дымящуюся сигарету: «Смотрите, ребята, кто-то сверху бросил окурок на ваш подоконник»
«Первым дали визу зятю, который с грудным ребенком на руках целый год ждал жену в Риме»
6. Когда в 1979 году Каневского достали окончательно, он подал документы на выезд в Израиль. Что тут началось!.. Его исключили из партии, назвали изменником Родины и почти десять лет, как какого-то «хранителя» государственной тайны, продержали в отказе. Несколько лет он работал на стройке. Его фамилию и фотографию убрали из справочников, забрали удостоверение мастера спорта (на знаменитом фото звездной команды «Динамо» 1961 года ее капитана и лучшего бомбардира попросту нет). Кроме Лобановского, никто из друзей не наведывался в гости. Валерий Васильевич в те годы пользовался большим влиянием у сильных мира сего и кое-что сумел сделать, но и он был не всесилен. В 1983 году Валерий помог ему возглавить дочернюю команду «Динамо» в Ирпене, которая вскоре повысилась в классе. Затем Каневский возродил симферопольскую «Таврию». Команда отправилась в турне в Корею, а Виктора вновь вычеркнули из списка. Он опять подал заявление на выезд. Благо уже был 1988 год
- Мы уехали в США с женой, — делится воспоминаниями Виктор Израилевич. — А вот дочь с мужем и двумя детьми очень долго не выпускали. Сначала дали визу зятю, который с грудным ребенком на руках целый год ждал жену в Риме. Не представляете, чего мне стоило буквально вырвать оттуда родных. Дошел даже до американских конгрессменов и сенаторов. Слава Богу, в итоге весь этот кошмар остался позади
7. Сейчас знаменитый динамовец живет в своем особняке в Нью-Джерси. Но любимый футбол не бросил. Там, за океаном, открыл частную футбольную школу с громким названием «Soccer Star». За 12 лет ее существования под началом Каневского азы футбола освоили сотни детей эмигрантов.
- Я и не думаю о пенсии, — говорит Каневский. — Для меня жизнь — это работа, а работа — это жизнь. В этом плане я навсегда останусь советским человеком. Футболист не может быть равнодушным, но и не может быть зависимым от настроения. Этому я учу сегодняшних мальчишек, выходцев из России и Украины. В жизни им это должно пригодиться. Слышали ли они о Каневском-игроке? Сомневаюсь, что мое футбольное прошлое интересует американцев. Разве что старое поколение русскоязычных эмигрантов, видевших команду Войнова, Банникова, Лобановского, Серебряникова, Сабо, Базилевича, Бибы. Хотя один случай все же был. Как-то в нью-йоркском ресторане «Метрополь» ко мне подошел молодой человек: «Меня зовут Виктор Каневский. Я родился в 64-м. Вы тогда забили победный гол в финале Кубка СССР, и папа решил назвать меня в вашу честь». Не скрою, было приятно.
Его всегда тянет в родные места. Каневский с удовольствием приезжает в Киев, где живет его старший брат, который, будучи гребцом, принимал участие в Олимпийских играх, а потом работал тренером (младший брат Виктора Каневского строит дома в Израиле). Он отдает дань памяти тем, кого уже нет в живых, и, конечно же, вспоминает былое с теми, кто, не щадя себя, добывал славу киевскому «Динамо» и украинскому футболу
1197Читайте нас в Facebook