ПОИСК
Происшествия

Когда эмиль гилельс узнал, что одесские власти запрещают указывать на афишах имя его любимого педагога, он заявил: «в таком случае моего концерта не будет! »

0:00 19 октября 2006
Когда эмиль гилельс узнал, что одесские власти запрещают указывать на афишах имя его любимого педагога, он заявил: «в таком случае моего концерта не будет! »
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося пианиста Эмиль Гилельс стал знаменит еще в юности, а в 24 года уже считался «первым пианистом СССР» и являлся такой же визитной карточкой страны, как герои-летчики и чемпионы-спортсмены. Его исполнение произведений Бетховена и Чайковского и поныне считается непревзойденным. Известно, что в Москве Гилельс учился у знаменитого Генриха Нейгауза. Но самым дорогим для него педагогом всегда оставалась профессор консерватории Берта Рейнгбальд, у которой он занимался в Одессе…

Одному из лучших профессоров предоставили… койку в консерваторском коридоре

Эмиль Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе, в бедной еврейской семье. В тринадцать лет он дал свой первый сольный концерт, а год спустя поступил в Одесскую консерваторию, по классу профессора Берты Рейнгбальд. Именно она добилась, чтобы юноше назначили персональную стипендию правительства УССР, что избавило его от необходимости случайных заработков.

Начисто лишенная того, что можно назвать педагогическим эгоизмом, Берта Михайловна «передала» Эмиля для дальнейшего совершенствования Генриху Нейгаузу и настояла на переезде своего ученика в Москву.

Личная жизнь этой умной, доброй и интеллигентной женщины не сложилась, она одна воспитывала сына — Алекса (отец мальчика, одесский врач, носивший, по иронии судьбы, фамилию Рубинштейн, не жил в семье и не поддерживал с нею контактов).

РЕКЛАМА

«Летом 1944 года Московская и Ленинградская консерватории наперебой приглашали Берту Михайловну переехать к ним работать профессором,  — пишет музыковед Леонид Гроссман.  — Но она отказалась от этих заманчивых предложений, не желая расстаться с родным городом. Однако, вернувшись с сыном в освобожденную Одессу, Рейнгбальд совершенно неожиданно для себя столкнулась с резким нежеланием городских властей допустить возобновление здесь ее педагогической деятельности. Не вступился за своего выдающегося профессора и тогдашний директор Одесской консерватории композитор Константин Данькевич, пользовавшийся большим авторитетом у властей. Он предоставил ей койку в консерваторском коридоре «на пару дней», которые перерастали в недели и месяцы. Ее квартира по улице Чичерина, 9, где она родилась и прожила 44 года, была занята СМЕРШем. Сильнейшим ударом для нее стало то, что единственный в городе бехштейновский рояль, принадлежавший Рейнгбальд, облюбовал сам Данькевич и не торопился возвращать его».

Педагог была поставлена в унизительную роль просителя: вымаливать для себя хотя бы комнату, чтобы установить в ней рояль и получить прописку, необходимую для устройства на работу в консерваторию. Одесские чиновники, которые раньше называли Рейнгбальд не иначе как «наша гордость», отмахивались от нее и давали понять, что она здесь не нужна. Сначала ей казалось, что эта волокита скоро кончится и ее вопрос будет положительно решен, надо лишь набраться терпения. Однако под давлением реальности она все больше осознавала несбыточность своей надежды.

РЕКЛАМА

Рейнгбальд охватило отчаяние. Близких к ней людей, которые бы помогли переступить через унижение, в то время в Одессе не было. Здоровье было подорвано после перенесенного тифа, моральные силы исчерпаны. И она выбросилась с лестничной клетки четвертого этажа дома по улице Тираспольской, 8, где тогда размещалось горжилуправление…

Памятник на могиле педагога на Втором городском кладбище в Одессе установил по собственному эскизу Эмиль Гилельс, с надписью: «Дорогому учителю-другу».

РЕКЛАМА

Самоубийство педагога руководство Одессы восприняло как антисоветский выпад

Роковой шаг профессора был воспринят тогда руководством Одессы как антисоветский выпад. Ученики Рейнгбальд не были восстановлены на работе в Одесской консерватории и «разлетелись» по стране. Один из друзей Рейнгбальд, выдающийся московский педагог-виолончелист профессор Сергей Козолупов, забрал к себе ее сына, а профессор Гнесина настояла, чтобы Алекс учился в московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Он стал известным виолончелистом.

Осенью 1974 года, когда исполнялось тридцать лет со дня трагической гибели Берты Рейнгбальд, в Одессу специально приехал Эмиль Гилельс. Он хотел дать концерт в память своего учителя и вполне справедливо считал, что ее имя непременно должно значиться в афишах. Однако именно это и явилось камнем преткновения. Дошло до решительного телефонного разговора с секретарем обкома партии, который в ответ на требование Гилельса, не задумываясь, заявил, что это невозможно. Великий музыкант, еле сдерживая эмоции, спокойно и вместе с тем твердо отрезал: «В таком случае концерта вообще не будет!» Мнивший себя всесильным функционер смекнул, что дело может обернуться громким скандалом и крушением его личной карьеры. Ведь Гилельс давно уже не был тем робким мальчиком с Молдаванки, каким он пришел когда-то к Берте Михайловне, а всемирно известным музыкантом, народным артистом СССР, лауреатом самой престижной по тем временам Ленинской и Государственной премии, профессором Московской консерватории. Последовали какие-то «согласующие» переговоры с Москвой, после чего, наконец, в афишах было дозволено напечатать, что концерт играется «в память профессора Б. М. Рейнгбальд».

3 ноября Гилельс вышел на сцену местной филармонии с черной траурной повязкой на рукаве и проникновенно играл самые любимые произведения покойной Берты Рейнгбальд. В прессе не появилось ни одной рецензии на тот концерт!

Спустя пять лет, в 1979-м, музыкант отметил сольным концертом в одесском Оперном театре полувековой юбилей своего первого в жизни сольного концерта. Это было последнее выступление маэстро в родном городе…

Из досье «ФАКТОВ»

В четыре года Эмиль Гилельс стал играть на домашнем рояле, на слух подбирал мелодии, а с пяти лет родители уже обучали его музыке. В 1933 году Эмиль Гилельс получил главную премию на первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве. В 1938 году одержал победу на Международном конкурсе пианистов в Брюсселе. Сенсационным стало выступление музыканта в 1945 году в Потсдаме, на конференции глав правительств СССР, США и Великобритании. В 1955 году Гилельс — первым из советских музыкантов — гастролировал в США. Его концерты произвели фурор.

Оставаясь концертирующим музыкантом, около 40 лет Эмиль Гилельс отдал преподавательской деятельности в Московской консерватории. Четырежды возглавлял жюри Международного конкурса пианистов имени Чайковского. Почетному члену Лондонской королевской академии музыки, национальной академии «Санта-Чечилия» (Рим), Музыкальной академии им. Листа (Будапешт) Эмилю Гилельсу в 1976 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 14 октября 1985 года Гилельс скоропостижно скончался в Москве, не дожив пяти дней до своего 69-летия.

971

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров