Десятинная церковь — первый каменный храм киевской руси — была одной из наибольших в христианском мире
«Мы обнаружили плинфу с отпечатком ножки ребенка»
Мы беседуем с участником раскопок начальником Владимирского отряда Архитектурно-археологической экспедиции Института археологии НАН Украины Виталием Коцюбой. Заходим в одну из комнат, где хранятся находки, сделанные в сентябре-октябре на руинах Десятинной. Они упакованы в разнокалиберные коробки. Их здесь не один десяток.
- Вот древняя арабская монета, — говорит Виталий Коцюба. — Удивляться тому, что она оказалась среди остатков Десятинной церкви, не приходится, ведь Киевскую Русь посещали купцы из многих государств. А в этих коробках — перстни. На одном — орнамент, на другом — надпись греческими буквами. Возможно, эта вещь принадлежала одному из византийских зодчих, строивших церковь. Что гласит надпись на перстне, разберем зимой, сейчас на это нет времени: хочется побольше поработать на раскопках, пока не наступили холода. Впрочем, в нынешний полевой сезон со всем объемом работ не управимся, да и в следующем году, пожалуй, тоже. На этом объекте работы археологам на несколько лет хватит.
Вот в этой коробке — плинфа (тонкий кирпич, изготовлявшийся во времена Киевской Руси. — Авт. ). Видите, на ней отпечатались капли дождя? Он шел больше тысячи лет назад! Технология изготовления стройматериала была такой, что еще не затвердевшую плинфу выкладывали под открытым небом для просушки, поэтому и оставались случайные отпечатки. На этом экземпляре — след ножки ребенка, которому, судя по размеру стопы, было около года от роду. Что в этих коробках? Бубенцы. В княжеские времена киевляне носили на одежде большое их количество. А здесь находится кусок внутренней стены храма с фрагментом изображения человека, какого-то святого. Рядом две буквы: «ол». Скорее всего, это часть слова «Никола». Мы нашли много фрагментов фресок, на некоторых из них сохранились граффити — надписи и рисунки, нацарапанные прихожанами. Делать это категорически запрещалось, тем не менее на стенах писали многие. Самый распространенный текст: «Господи, помози рабу своему » Кто-то просто выцарапывал свое имя, кто-то оставлял свидетельство о каком-либо важном для него событии. Даже князья грешили начертанием граффити. Например, в Софийском соборе целое собрание автографов князей и их жен. Что говорить, если Владимир Мономах, образованнейший человек своего времени, владевший четырьмя иностранными языками, и тот оставил на одной из стен Софийского собора довольно большую надпись. Кстати, там хранятся плиты с мозаикой, украшавшие пол Десятинной церкви. Их нашли археологи в начале XIX века. А точные копии этих плит выставлены на всеобщее обозрение рядом с местом, где некогда возвышалась Десятинная церковь.
- Среди ее руин был обнаружен и саркофаг князя Владимира. Он ведь тоже сейчас находится в Софийском соборе
- Этот саркофаг нашел в XVII веке митрополит Петр Могила, построивший храм на месте Десятинной церкви (напомню, ее разрушили в 1240 году орды Батыя, захватившие Киев). Возле саркофага якобы была табличка с надписью, гласившей, что в нем покоятся останки Владимира Крестителя. Но, скорее всего, это ошибка. Ведь в летописи сказано, что князя Владимира похоронили в мраморном саркофаге, а Петр Могила нашел пирофилитовый. Чье тело в нем покоилось, установить нельзя. Летопись сообщает, что в Десятинной церкви похоронены не только Владимир и его жена, византийская царевна Анна, но и княгиня Ольга, внук Владимира Изяслав и даже братья Владимира язычники Олег Древлянский и Ярополк. С останками последних любопытная история вышла: по приказу Ярослава Мудрого кости Олега и Ярополка выкопали, крестили и погребли в Десятинной церкви. Спросите, куда подевались княжеские саркофаги? Одни были разрушены в 1240 году, в других в XVI- XVII веках состоятельные киевляне похоронили кого-то из своих умерших родственников. В те времена повторное использование старинных усыпальниц было в порядке вещей.
Древние фундаменты закроют на зиму пленкой и стекловатой
Направляемся на раскопки Десятинной церкви — это в двух минутах ходьбы от здания по улице Владимирской, где находится штаб экспедиции, нужно лишь дорогу перейти. Год назад место раскопок обнесли забором, построили павильон с прозрачной крышей. Он должен защитить фундаменты Десятинной церкви от разрушающих их осадков.
- Тем не менее, когда зарядят осенние дожди, а затем начнется таяние снега, в раскоп будет проникать вода, — говорит Виталий Коцюба. — Дело в том, что строители почему-то не сделали вокруг павильона гидроизоляцию грунта. Как мы можем повлиять на ситуацию? Зимой укроем фундаменты пленкой и стекловатой. Под ними сохранится плюсовая температура, и, следовательно, вода, проникшая в трещины, не превратится в лед. Ведь если она замерзнет, то увеличится в объеме, станет разрывать фундаменты изнутри.
Кстати, знаете, на чем они стоят? На древних могилах. До крещения Руси ведь как было: основная часть горожан жила внизу, на Подоле, а на горе возвышался укрепленный княжеский двор. За его оборонительной насыпью начиналось кладбище. Вот и получилось, что Десятинную церковь возвели на могилах. Впрочем, не исключено, что часть из них снесли до строительства храма. В ходе раскопок в 1908 году здесь обнаружили довольно крупный объект размерами пять на пять метров. Для обычной могилы он слишком велик. Некоторые исследователи считают, что это остатки дома одних из первых святых Руси — варягов Иоанна и Федора. В качестве аргумента приводят запись в летописи о том, что Десятинная церковь стоит на месте их двора. И далее следует такая история. В языческом Киеве существовала кровавая традиция: раз в год тянули жребий, кого из горожан принести в жертву богам. И вот однажды жребий выпал сыну варяга-христианина. Его отец вышел к людям и заявил: «Я не поклоняюсь вашим богам, сына не отдам!» Разгневанные горожане окружили его дом, подрубили сени и подожгли. Отец и сын погибли, а после крещения Киевской Руси их причислили к лику святых. Вероятно, эта история правдива, вот только вряд ли дом варяга находился там, где затем возвели Десятинную церковь. Ведь при раскопках не нашли вещей, следов хозяйственных построек, мусорных ям, которые стали бы подтверждением, что здесь некогда стояло жилье. Скорее всего, крупный объект, который коллеги считают остатками дома варяга, был погребением знатного богатого человека. Этим и объясняются необычно большие размеры. Костей в погребении не найдено потому, что их извлекли еще во время строительства церкви.
- Обратите внимание на этот участок фундамента, — продолжает археолог. — В нем заложен обломок мраморной колонны. Это один из следов капитального ремонта, возможно, даже перестройки храма. Она была выполнена в XII веке, лет через 150 после возведения церкви. Что стало тому причиной? Одна из версий — землетрясение. Летопись сообщает, что в Киеве, Переяславе, других городах среднего Поднепровья они часто случались.
- Позволят ли ваши раскопки получить информацию, достаточную для того, чтобы восстановить облик храма?
- Вряд ли. Изучения фундаментов для этого недостаточно. Впрочем, они дают основания говорить, что по размерам церковь была примерно такой же, как Владимирский собор в Киеве. Есть свидетельства, что Десятинная имела 25 куполов. Но как это проверить? Многое, что могло бы помочь, утрачено в прежние века. Ведь в XVII, в затем в XIX веках на этом месте возводили новые храмы (последний разрушили большевики). Мастера вырывали новые котлованы, добирались от остатков Десятинной церкви, разрушали их и использовали как строительный материал.
В ходе раскопок Десятинной церкви экспедиция намерена изучить остатки оборонительного рва, проходившего в нескольких метрах от нее вокруг городища, возведенного, как предполагают некоторые исследователи, во времена князя Кия. С этой крепостью связана история возникновения Киева.
1648Читайте нас в Facebook