Большинство продающихся на автобазарах запчастей с логотипами известных марок сделаны в Китае
Купить запчасть на автомобиль — не такое простое дело, как кажется. На автобазаре вам с ходу предложат несколько вариантов, которые могут отличаться по цене в два-три раза. Неопытному автолюбителю продавцы объясняют: мол, самые дорогие детали с клеймом автопроизводителя — это «оригинал». Тот, что якобы идет на конвейер сборочных заводов. Запчасти подешевле выпускаются известными фирмами и особенно не отличаются от «оригинала». И, наконец, «третий сорт» — самые дешевые детали, на которых часто не указана ни страна, ни производитель (покупателю остается лишь верить рассказам продавца). «Ладно, возьму «оригинал», — думает несведущий автолюбитель, — пускай дорого, но, по крайней мере, хоть какая-то гарантия». На самом деле к настоящим фирменным запчастям подобные детали (как правило, завезенные из Китая) не имеют никакого отношения. Еще совсем недавно автопроизводители смотрели на это сквозь пальцы, но, похоже, ситуация начала меняться: в Украине возбуждено первое уголовное дело против торговца запчастями.
Предпринимателю из Ивано-Франковска грозит штраф до 17 тысяч гривен или два года тюрьмы с конфискацией товара
Судя по информации правоохранительных органов, началось все с того, что предприниматель из Ивано-Франковска открыл автомагазин по продаже запчастей для «Таврий», «Славут», «Ланосов» и «Сенсов». Повесил представительную вывеску с официальными логотипами этих марок машин, заказал рекламные буклетики и визитки. И под видом оригинальных стал продавать запчасти весьма сомнительного происхождения. Обман вскрылся довольно быстро — мастера автосервиса объяснили владельцам машин, что им подсунули откровенные подделки. Сколько прослужит такая деталь — неделю или месяц, — никто не знает.
Казалось бы, какая же тут сенсация? Подобных магазинчиков полно в каждом городе. Но в Ивано-Франковске нашли-таки способ прищучить владельца магазина липовых запчастей — завели уголовное дело, обвинив в незаконном использовании торговых марок, официально зарегистрированных Запорожским автомобилестроительным заводом. Теперь предпринимателю грозит штраф до 17 тысяч гривен или лишение свободы до двух лет. Плюс конфискация товара.
На столичном автобазаре новость восприняли настороженно: ведь почти у всех на ларьках красуются фирменные логотипы автомобильных марок. Поползли слухи, что продавцам, не имеющим договоров с официальными представителями автопроизводителей, вовсе запретят продажу запчастей. Вернее, продавать запчасти будут, но полуподпольно и, разумеется, дороже.
- Понятно, что тайваньские запчасти или оптику часто нелегко установить, — комментируют новость торговцы. — Но если у людей нет денег, дешевая фара, пусть даже недолговечная тайваньская, лучше, чем разбитая «родная». Другое дело — человек должен знать, что он покупает. Но зачем говорить о запчастях, посмотрите, какой беспредел творится в торговле смазочными материалами. Отечественные производители машинного масла пишут на банках: «Рекомендовано для Audi, BMW, Mercedes-Benz». Интересно, в Германии знают об этих «рекомендациях»? А когда на канистре разливного масла стоимостью 15 гривен ставят огромный логотип «Shell», а внизу крохотными буковками приписывают: «Использован пакет присадок фирмы «Shell»?!
- Везти запчасти, скажем, из Германии невыгодно, — откровенничает владелец нескольких «точек» на авторынке. — Многие автоконцерны перенесли производство запчастей в Китай — и теперь у китайцев можно купить любую «фирменную» запчасть с клеймом автопроизводителя.
В перспективе возможен запрет на ввоз в Украину новых автомобилей без согласия завода-изготовителя
За комментарием, на самом ли деле в Украине планируется кампания против частных торговцев «серыми» запчастями, «ФАКТЫ» обратились к начальнику одного из управлений Государственного департамента интеллектуальной собственности Сергею Никулеску. По его словам, Украина стремится во Всемирную торговую организацию (ВТО), а потому законодательство по защите прав на использование торговых марок будет ужесточаться. Хотя и сейчас законом запрещено ставить фирменный логотип BMW, Toyota или Opel на магазинной вывеске или публиковать эмблему автомобильной марки в рекламном объявлении. Так, представители концерна «Дженерал моторс» уже направили в департамент обращение с просьбой «разобраться» с продавцами-пиратами. В перспективе возможен даже запрет на ввоз в Украину новых автомобилей без согласия завода-изготовителя.
Однако, по словам Сергея Никулеску, быть официальным представителем автоконцерна и владеть правом на его логотип — не одно и то же. Поэтому массированных атак на продавцов «серых» запчастей в ближайшее время стоит ожидать в основном от украинских автопроизводителей, официально зарегистрировавших право на эмблему и логотип тех автомобилей, которые они выпускают на своих предприятиях.
260Читайте нас в Facebook