Начальник столичной госавтоинспекции анатолий павловский: «я уверен, что нарушение правил дорожного движения — это преступление, и ответственность должна быть адекватной »
Тяжкие ДТП, которые в последнее время буквально «захлестнули» магистрали и улицы наших городов, уже давно стали неотъемлемым атрибутом первых полос газет и топ-новостями многих теле- и радиоканалов. Чрезвычайность ситуации на украинских дорогах подтверждает и официальная статистика Департамента ГАИ: из-за пренебрежения Правилами дорожного движения с начала года в ДТП погибли 4 600 и пострадали более 40 тысяч человек. Эти цифры напоминают фронтовую сводку: на дорогах страны идет необъявленная война, которая ежедневно уносит жизни и калечит судьбы сотен(!) людей.
«Штраф должен быть таким, чтобы каждый водитель понимал: дешевле не нарушать»
Возможностей избежать или хотя бы уменьшить последствия автокатастроф практически не существует. Ведь действующее украинское законодательство, по сути, не предусматривает суровой ответственности для нарушителей. Разве можно назвать серьезным препятствием штраф в восемь гривен? А ведь эта цифра и есть «усредненное» наказание за большинство дорожных правонарушений в Украине. Прокомментировать ситуацию на дорогах «ФАКТЫ» попросили начальника столичной Госавтоинспекции полковника милиции Анатолия Павловского.
- За девять месяцев в Киеве в результате ДТП погибли 230 человек, — говорит Анатолий Павловский. — Еще 3044 получили увечья и стали инвалидами. И это в основном молодые, трудоспособные люди! Семьи потеряли кормильцев, дети стали сиротами. Специалисты подсчитали, что социально-экономический ущерб за прошлый год от дорожных аварий только по Киеву и области составил почти полтора миллиарда гривен. Разве это не чрезвычайная ситуация?
- И как ее исправить?
- В Верховную Раду направлены законодательные инициативы МВД по улучшению ситуации на дорогах. Надеюсь, что в ближайшее время закон примут. По моему мнению, штраф должен быть таким, чтобы каждый водитель понимал: дешевле не нарушать.
- Но ведь нужно еще строить развязки, качественные дороги, делать все, чтобы на магистралях было безопасно и комфортно.
- Это, безусловно, правильно. Однако парадокс в том, что у нас создание более комфортных условий для проезда сразу же приводит к росту аварий с тяжелыми последствиями. Отремонтировали улицу, убрали светофоры, построили подземные переходы Одним словом, сделали вроде бы все для безопасной езды без заторов, а водители тут же превращают такие дороги в скоростные магистрали «гонкодромы» без соблюдения элементарных правил. Мчатся без оглядки, превышая безопасную скорость. И никто не задумывается, что не только рискует своей жизнью, но и может стать причиной гибели неповинных людей. Осознание содеянного порой приходит слишком поздно.
- Значит, большинство трагедий на совести лихачей?
- Анализ аварий свидетельствует: на узких улочках и тех участках дорог, где проехать сложно, серьезных ДТП — с пострадавшими — практически не бывает. Аварии, конечно, случаются, хотя, как правило, незначительные — слегка ударили машину, поцарапали. Но люди не гибнут. Зато на просторных магистралях или в праздники, выходные, ночью, то есть когда проезжая часть свободна, — всплеск автокатастроф! И большинство по классической схеме: разогнался, не справился с управлением, врезался в препятствие — электроопору, отбойник, выехал на встречную полосу. Одним словом, водители сами себя убивают. А ведь столкновения «лоб в лоб» особенно сокрушительны и трагичны Из всех аварий, произошедших в столице с начала нынешнего года, каждая четвертая — из-за превышения скорости или нарушения правил маневрирования. Иногда после столкновения автомобиль разрывает на части, которые разлетаются на несколько десятков метров от места ДТП!
«Водительское удостоверение даже у нетрезвого шофера закон отбирать не позволяет»
- Столичные мосты, к примеру Московский, тоже в зоне риска. Говорят, после внедрения там реверсивной полосы аварий стало больше
- К сожалению, это правда. Почему-то реверсивную полосу на Московском мосту, как впрочем, и на мосту Патона, да и на других магистралях водители восприняли как полосу для нарушения правил. Но ведь обустраивали ее не для того, чтобы там разгоняться, а для борьбы с заторами: в час пик по мосту может проехать больше машин. Хоть и не с большой скоростью, но автомобили все же двигаются. Однако кто-то всегда хочет проскочить побыстрее и нередко выезжает на встречную полосу, а в результате опять-таки лобовые столкновения, в которых страдают люди.
Мы хотим ограничить движение по реверсивным полосам в часы пик до 50 километров в час, а на Московском мосту — и вовсе до 40. Это наиболее безопасная скорость. Обсуждается вопрос о том, чтобы вообще убрать реверсивные полосы. Но это очень затратно и на сегодня нецелесообразно. Мы сейчас закрываем реверс, включив над ним красный свет в промежутке между часами пик (с 10. 00 до 16. 00) и ночью (с 21. 00 до 7. 00). Получается как бы трехметровый разделительный барьер между потоками машин, встречные автомобили попросту не будут соприкасаться. И если вдруг случится нестандартная ситуация и водитель неожиданно крутнет рулем влево, то автомобиль не зацепит встречную машину. Усилим и контроль за скоростью движения на реверсивных полосах.
- Извините, но иногда возникает ощущение, что инспекторов ГАИ просто нет на улицах города. Они хоть на работу выходят?
- Основная часть наших сотрудников вынуждена заниматься оформлением ДТП. Каждый день их регистрируется около двух сотен. На документирование одной аварии необходимо больше часа
Еще одна серьезная проблема — заторы, особенно на центральных улицах. Чтобы хоть как-то разгрузить дороги, на перекрестках постоянно дежурят десятки наших сотрудников. Несут инспекторы службу и возле аварийно опасных участков столичных дорог.
Другое дело, что зачастую сотрудники ГАИ работают, простите, «на корзину», становятся банальными статистами нарушений. Ведь инспектор вправе составить лишь протокол, который затем отправляем в суд. А водительское удостоверение даже у нетрезвого шофера закон отбирать не позволяет.
С начала года инспекторы на улицах выявили 325 тысяч(!) нарушений Правил дорожного движения. На сегодняшний день из судов к нам поступила информация, что 1855 правонарушителей оштрафованы, а 1341 — лишен прав на управление транспортом. Наказаны ли остальные, нам доселе не известно. Ну а тех, кого и привлекли к ответственности, думаю, не очень смутил штраф в 8,5 или 17 гривен. Такова сегодня, по сути, цена человеческой жизни. Люди гибнут по вине лихачей, а за превышение скорости наказывают десяткой, за создание аварийной обстановки — тремя десятками гривен. Потом все возмущаются, что на дорогах идет настоящая война. Я уверен, что нарушение правил движения — это преступление, и ответственность должна быть адекватной
«Выучив сегодня дорожную грамоту, завтра ребенок вырастет законопослушным участником дорожного движения»
- Кстати, в новом законопроекте как раз и предлагается повысить штрафы.
- Надеюсь, что его таки примут. Там действительно предусмотрена более строгая ответственность. Скажем, за превышение скорости или разворот через осевую линию разметки — штраф от 51 до 85 гривен, за проезд на красный свет — 136-170 гривен
- Одним словом, строго наказывать будут за грубые нарушения
- Я вообще не понимаю разделения нарушений на грубые или негрубые. Зачастую водители тоже возмущаются: мол, ничего же страшного не сделал! Сегодня, к примеру, превышение скорости до 20 километров в час не наказывается. Получается, что по улицам можно «гонять» под 80 километров в час, не боясь ответственности. Успеет ли человек за рулем среагировать, двигаясь с такой скоростью, если на улицу выбежит ребенок?
Разговаривая по мобильному телефону, шофер может совершить серьезную аварию, как и тот, кто проехал, скажем, на запрещающий сигнал светофора. Отсутствие в машине аптечки — тоже вроде как мелкое нарушение. Но случается ДТП — и вовремя оказать первую медицинскую помощь не могут, пострадавший умирает. Другой пример: в Запорожской области грузовик ночью сломался на трассе, знака аварийной остановки у водителя под рукой не оказалось, и в машину врезалась легковушка: восемь молодых ребят погибли. А сколько людей остались бы живы, пристегнись они ремнем безопасности, или сколько машин сгорали дотла, потому что не было огнетушителя
- Но, наверное, все-таки законопослушание надо воспитывать с детства, и не только с помощью солидных штрафов?
- Работа с детьми — и вовсе тема отдельного разговора. ГАИ Киева очень активно сотрудничает со школами, общается с ребятишками, привлекает их в ряды юных инспекторов движения, проводит увлекательные конкурсы и акции, всячески поощряя знания и соблюдение Правил дорожного движения. Совместно с ведущими популярной телепрограммы «Экипаж» создаем социальные ролики по тематике безопасности детей на дорогах. Вскоре их можно будет увидеть на одном, а может, и нескольких телеканалах Украины.
Сегодня в Киеве действуют 12 специализированных классов ГАИ. Их выпускникам, на «отлично» сдавшим экзамен по Правилам дорожного движения, собираемся выдавать водительские удостоверения. А в следующем году планируем провести олимпиаду для старшеклассников по Правилам дорожного движения.
Такая работа приносит позитивные результаты: в Киеве дорожных инцидентов по вине несовершеннолетних становится с каждым годом меньше. Вот подтверждение тому, что, выучив сегодня дорожную грамоту, завтра ребенок вырастет законопослушным участником дорожного движения.
525Читайте нас в Facebook