«леонид кравчук стоял-стоял, а потом и говорит: «или дайте мне стрелять, или я отсюда поехал»
«Как-то с Леонидом Даниловичем охотились в Заречье. Президент добыл оленя и кабана, я — только кабана»
- Почему же вы так близко подпустили кабана?
- Это был, пожалуй, самый экстремальный случай в моей практике, — улыбается президент Федерации охотничьего собаководства Украины Анатолий Голубченко. — Накануне я прочитал в журнале «Охота и охотничье хозяйство» рассказ о том, как кабан отпугивает своих врагов. Он издает такой сильный рык, которым парализует даже волка и леопарда
И вот мы с друзьями поехали на охоту. Я замер на номере в ожидании кабана. А тут бежит лиса. Все из-за нее, рыжей бестии, случилось. «Ого, как везет! Еще и лисицу убью!» — подумал я и перезарядился: вытащил один патрон с картечью и на его место поставил дробь-»нулевку». Как вдруг вижу — идет огромный кабан. Метрах в двадцати от куста, за которым я стою. Вскидываю ружье и лихорадочно вспоминаю: где у меня картечь, а где дробь? Может, тут картечь, а там дробь? И никак не могу определиться, из какого ствола стрелять. Стрельнул наугад.
Если до выстрела кабан шел чуть-чуть в сторону, то потом развернулся и пошел прямо на меня! Десять метров между нами, пять Я не стреляю. Думаю, вдруг картечью уже стрельнул? Тогда оставшейся дробью кабану ничего не сделаешь, и он меня просто затопчет. Решил: если бросится на меня, приставлю стволы к голове — и выстрелю. А что делать?
- Бежать!
- Какой «бежать»! Я вам рассказываю, как дело было. Вот кабан перерезает куст, за которым я стоял. Буквально за мгновение до этого я успел сделать шаг в сторону. Вепрь остановился от меня на расстоянии вытянутой руки, как я сейчас от вас. Повернул голову вот так на меня! Глаза — во-о-от какие! Клыки — во-о-от какие! И рыкнул. Точно так, как в рассказе из журнала. Все охотники, с которыми я был, слышали этот рык и спрашивали потом друг у друга: «Что это было?» А меня в тот момент фи-и-ить! — и такой страх сковал, что ни ружье поднять, ни пошевелиться
- А сколько килограммов рычало?
- Килограммов 200, не меньше. Такой агромадный кабанище! В моих глазах это был вообще слон. Особенно когда рыкнул и побежал дальше. Остались только следы размером с блюдце.
- Не заинтересовали вы его.
- Слава тебе, господи! Вот если бы я стрельнул, то очень его заинтересовал бы. И мало бы мне не показалось
- В период президентства Леонида Кравчука вы были министром промышленности Украины. При президенте Леониде Кучме работали первым вице-премьер-министром Украины. Оба президента — хорошие охотники. Вместе в загонки ходить приходилось?
- В Заречье в охотничьем хозяйстве с Леонидом Даниловичем охотились. Президент добыл оленя и кабана, я — только кабана.
Естественно, президенты ездят только с охраной. Без этого никак нельзя.
Много охотился с Леонидом Макаровичем. Из уважения к президенту поначалу мы его щадили, ставили на самое легкое место. Думали: чтобы Кравчук меньше ходил, больше стоял. А где «полегче», там обычно зверя нет. Вот Леонид Кравчук стоял-стоял, а потом и говорит: «Или вы мне давайте стрелять, или я отсюда поехал!» Пришлось ставить первого президента на те места, где зверь бежит. Выдержал, нормально отстоял, хорошо стрелял.
«После войны в Сталинской области, которая сейчас Донецкая, самые предприимчивые иногда ездили охотиться на танке»
- Вообще-то вы приверженец классической русской охоты — на птицу. Поэтому у вас лучшие легавые в Украине?
- «Лучшие» — это громко сказано. Но хорошие точно. Я, скорее, пойду на охоту без ружья, но с собакой. Вышел, она четыре часа отходила, не потеряв за это время ни азарта, ни чутья. Завтра иду — снова работает. Послезавтра — опять. И так каждый день. Хотя на самом деле собаки, как и все живые существа, сегодня в настроении, завтра — без. Но если из пяти дней легавая только один день работает хорошо, это не для меня.
Вот у моего отца был черный пойнтер Ральф. Помню, он в детстве укусил меня за руку. Но как работал! К сожалению, от жары погиб Охотился на лугу под палящим солнцем, страстно, на большой скорости — и получил солнечный удар. Сгорел, одним словом.
- Вы родом из Мариуполя. Какие там охоты?
- Первым делом охота на птицу: перепел, куропатка, вальдшнеп, фазан. Это действительно классика, как у Некрасова, Аксакова, Толстого, Тургенева, Куприна. Для души. Ну и зверовая охота, конечно.
Когда отец вернулся с фронта, зайцев и лисиц в Сталинской области (с 1961 года Донецкая область. — Авт. ) было очень много. В ту пору охотники добывали за раз по 18-20 зайцев! На одного!
Вы тех людей, которые тогда охотились, вряд ли найдете, они уже ушли. Но я их еще застал, и помню прекрасные рассказы об охоте. Самые предприимчивые иногда ездили охотиться.. на танке. Снимали башню, вместо нее ставили кузов — и вперед. Мне отец рассказывал об этом.
- Это у вас отцовские гены проявились?
- Мой отец был заядлым охотником. Он вырос в большой семье — у моей бабушки по отцу был 21 ребенок. У многих сестер отца мужья тоже были охотниками. Соседи тоже. Все мастера рассказывать. Если обо всем этом написать, получилась бы книга интереснейших историй. Конечно, мы, дети, заряжались от старших охотничьей страстью.
- Наверное, у вашего отца было трофейное ружье?
- Его первое оружие я не помню, потому что папа продал его еще до моего появления на свет (в 1949 году на охоте ему дробиной выбило глаз). Лет пять у отца не было ружья. А потом кум, дядя Сеня, нашел на свалке стволы. Кум был золотых рук мастер. Сам собрал замок, сделал из груши классный приклад и подарил новое ружье отцу. Он снова стал ходить на охоту. На первых порах я тоже брал с собой отцовское ружьишко.
«Мы с женой постоянно охотимся вместе»
- С какого возраста вы охотитесь?
- С 12 лет. Тогда у нас в школе уроки начинались в 13. 40 (учились мы во вторую смену). Я вставал ни свет ни заря, когда еще на улице темно было, натягивал сапоги, брал собаку и ружье, к которому было всего 12 патронов, — и бегом вниз, на луг, на охоту! Спустился 50 метров к лугу — и начинал охотиться. Особенно в конце сентября перепел перелетный хорошо шел
- Экстремальные ситуации, как правило, случаются на зверовой охоте. На птицу идешь — тишь и благодать. Трава пахнет, природа шепчет.
- Не скажите! На любой охоте нельзя расслабляться ни на секунду. Как-то в октябре наша компания отправилась на вальдшнепа в Крым. Мы с женой взяли с собой Лесси, ирландского сеттера, и пошли в горы. Идем вниз-вверх по котлованам и запоминаем, как возвращаться назад. И вдруг с гор спустился туман. За десять минут — ни зги! Куда ни повернем, все не в ту сторону. Часа четыре отходили, уже смеркается, из-за густого тумана все вокруг стало одинаковым. Страху натерпелись, не дай бог! Еще четыре часа кружили, пока не наткнулись на указатель «Хозяйство Бурчика». Мама дорогая, как мы обрадовались! Это же мы с этого пастбища, на котором овцы паслись, вышли. И по стрелочке, по стрелочке добрались до своего лагеря.
- Жена после этого случая больше на охоту ни ногой?
- Мы с женой постоянно охотимся вместе. У нее и ружье есть, и дичь она иногда убивает. Как-то даже зайца добыла. Я тогда удивился: «Как это ты попала?» — «Да он бы меня затоптал, — отвечает, — если бы я не стрельнула».
- А вы дичь готовить умеете?
- Люблю перепелов пожарить. Обязательно перчу, винцом поливаю и вкусно получается. Из оленя готовлю классные отбивные. Тушу или готовлю на гриле ребрышки косули. А еще люблю вальдшнепов или дупелей готовить. На дно чугунной гусятницы кладу копчености, на них — три-четыре вальдшнепа, обязательно поперченных, потом сверху дольки картошки, сало и снова ошеек копченый, слой вальдшнепов и так далее. Лук не добавляю, только яблоки, перец и немножко лаврушки. Заливаю все сметаной — и на огонь. Жду 45 минут после начала кипения, а потом раскладываю приготовленное по тарелкам. Под сухое вино съедают все и очень хвалят. Наверное, умею готовить. Если ваша редакция хочет попробовать, я вас угощу.
P. S. Слово, как известно, не воробей. Вылетит — не поймаешь. Редакция не намерена отказываться от такого оригинального предложения.
455Читайте нас в Facebook