«новый украинский пистолет-пулемет не боится ни песка, ни пыли»
«На складах украинской армии хранится 4 миллиона автоматов. Их нужно утилизировать»
По названным приметам (все-таки Институт автоматизированных систем — учреждение режимное) нахожу нужную дверь, открываю и вижу: прямо на меня нацелен пулемет! Заметив мой испуг, хозяин кабинета весело рассмеялся.
- Практически все посетители, которые впервые здесь появляются, пугаются, — говорит директор института, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники 2005 года Василий Ващенко. — А многие и второй, и третий раз, пока не привыкнут. Пулемет здесь стоит для того, чтобы наши конструкторы не копались в чертежах, не изобретали велосипед, а видели, что до них уже придумали. У нас есть образцы большинства видов стрелкового оружия, выпускавшегося в мире за последние 200 лет. Это вот — пулемет «Максим», от которого отказалась Российская армия, понадеявшись на свои трехлинейки. И проиграла войну с японцами в 1904 году. Модель настоящая, 1910 года выпуска, но не стреляет. Кстати, один подпольный запорожский миллионер охотится за ним. Мужчина уже дважды здесь был, предлагал деньги, говорил, мол, знает, что пулемет стоит 900 долларов. Но я ему не отдал.
В нашем конструкторском бюро семь групп оружейников. Конструкторы не очень любят, чтобы конкуренты видели их разработки, поэтому работают индивидуально.
- Мировой рынок оружия сегодня перенасыщен. Не проще ли покупать пистолеты и автоматы за границей и не морочить голову над созданием новых образцов?
- Многие говорят: проблема оружия не стоит остро для нашей страны, тем более что Украина никогда не была стрелковой державой. Изготавливаемого в СССР на Ижевском и Тульском заводах оружия было предостаточно для советских республик. Украинская армия на данном этапе в нем не нуждается — на складах хранится огромное количество устаревшего. По крайней мере, заместители министра обороны мне сказали, что только автоматов Калашникова у них на складах не менее 4 миллионов. Их надо утилизировать, но на это нет денег. Поэтому проще молодых солдат учить стрелять на старых изделиях.
Я же считаю, что наши новые разработки украинской армии понадобятся, когда она перейдет на профессиональную основу. Вот тогда нужно будет побеспокоиться, чтобы стране не навязывали всякое заграничное старье. В Украине есть хорошие головы. И когда мы несколько лет назад объявили, что хотим заниматься оружием, эти «головы» объединились в конструкторское бюро и показали, на что способны.
- И на что же?
- Оказалось, некоторые разработки наших специалистов намного интереснее, чем у признанных оружейников — бельгийцев, немцев, израильтян — так называемых законодателей моды. Украинские ученые могут в кратчайшие сроки и на современном уровне разработать любое оружие. Да и сейчас нам есть что показать. Ко Дню Вооруженных сил Украины проводилась однодневная выставка, где были представлены изделия, которые выпускает отечественная промышленность для украинской армии. Мы от участия отказались, потому что выставка недействующая. А ведь, чтобы узнать о достоинствах оружия, из него надо стрелять. В следующем году планируем организовать свою выставку, где продемонстрируем последние разработки — снайперскую винтовку, два вида гранатометов, несколько пистолетов и шесть типов пистолетов-пулеметов. Обязательно пригласим и вас пострелять в тире.
- Ой, здорово! Наши мужчины наверняка захотят подержать в руках новое оружие
- И не только мужчины. В тирах, где я бываю, иногда женщин больше, чем мужчин.
Украинская «шапка-невидимка» появится в арсенале стран-участниц НАТО
- Ну, пока дело дойдет до выставки, расскажите о новинках.
- Мне лично нравятся два пистолета-пулемета, аналогов которым нет в мире. Один из них — «Малютка» — самый маленький из всех, которые выпускались где-либо (а выпускаются пистолеты-пулеметы уже сто лет). Весит он всего 1,5 килограмма, в то время как его «братья» — 2,8-4. «Малютку» легко спрятать во внутреннем кармане курточки, пальто или пиджака. Для наступления армии он не годится, а для спецслужб — вещь незаменимая. Второй наш пистолет-пулемет вообще обладает совершенно уникальными свойствами. Во-первых, он практически не имеет отдачи, а значит, попадать в цель из него гораздо легче. Если есть отдача, только первая пуля попадает в «десятку», как, например, в автомате Калашникова, а все остальные летят выше мишени. Без чистки и смазки наш пистолет-пулемет может выдерживать до 45 тысяч выстрелов. Ствол при стрельбе, кстати, не нагревается.
У американцев и англичан в Ираке с оружием возникали проблемы — в него попадали пыль и песок. Англия все автоматы — до единого! — изъяла и вернула на заводы. Американцы же предписали солдатам чистить свою автоматическую винтовку каждые шесть часов, иначе она не сможет стрелять. Наш пистолет-пулемет не боится ни песка, ни пыли, в том числе и иракской мелкодисперсной. Здесь продумана автоматическая чистка. К тому же один образец мы сделали двухкалиберным. Конструкторских решений, заложенных в нашем пистолете-пулемете, в мире больше нет. Хотя в этом направлении работают многие оружейники. Ведущие западные фирмы «гоняются» за нашим оружием. И хотели бы заполучить конструктора этого изделия, как когда-то Советский Союз известнейшего немецкого оружейника Хуго Шмайссера. Считается, что автомат Калашникова изобрел молодой танкист. На самом деле над его разработкой трудились маститые оружейники, их имена известны специалистам. В этом списке нет лишь одной фамилии — Шмайссера, основателя одноименной фирмы. Советские спецслужбы выкрали его и привезли из фашистской Германии на Ижевский завод, где он работал в плену под началом Калашникова шесть лет. А всего пробыл в СССР восемь лет. Когда автомат был готов и поставлен на вооружение Советской Армии, его в 1952 году отпустили в Германию, где он спустя год скончался в родном городке Зюль.
- А кто же «положил глаз» на украинских оружейников?
- Все секреты открыть не могу. Но скажу, что у нас партнерские контакты с одной немецкой фирмой
- Это — «Шмайссер»?
- Вот именно! Ее президент доктор-инженер Вернер Реш признал, что в прошлом веке родились только два гениальных конструктора стрелкового оружия. Один из них — Хуго Шмайссер. Во всем стрелковом оружии до настоящего времени 30 процентов конструкторских решений принадлежат ему. Другой конструктор — украинец Игорь Алексеенко, создавший и один из пистолетов-пулеметов, о которых идет речь.
Доктор Реш хочет, чтобы мы дали ему пять опытных образцов, естественно, бесплатно. Он покажет оружие в Европе, где из него постреляют, разберут, попробуют «на зуб», дадут добро на продажу. После такой раскрутки он поставит на наши пистолеты-пулеметы шильдики фирмы «Шмайссер» и закажет нам серию, обещая поделиться половиной прибыли. Но практика показывает: «половина» превращается в один-два процента, да и то далеко не всегда. Господин Реш прав в одном: раскупается на рынке только оружие известных торговых марок, украинское не пройдет. А мы не хотим размениваться, за копейки продавая свои идеи, разработки, технологии и умы. Всю нашу интеллектуальную собственность хотели бы оставить в Украине. Недавно наш институт на государственном уровне получил заказы на проектирование нескольких видов стрелкового оружия нового типа. В том числе на пистолеты-пулеметы определенных характеристик, гранатометы и пистолеты.
- Новые пистолеты-пулеметы уже на во-оружении?
- Пока нет. Наш институт лицензии на изготовление оружия не имеет. Производство опытных образцов взял на себя «Южмаш». Создавали этот пистолет-пулемет для спецподразделений. События в мире показывают, что стрелять приходится не в чистом поле, а в густонаселенном городе, с близкого расстояния. А это и есть оружие ближнего боя, когда важно попасть в преступника, а не в случайных прохожих. Сейчас ведем переговоры с крымской «Альфой». Ее руководитель согласен закупить для своего подразделения наши пистолеты-пулеметы. Он стрелял из предыдущих моделей и уверен: последняя — именно то, что им нужно.
Кстати, этот пистолет-пулемет вместе с документацией за 10 миллионов долларов у меня пытался купить один богатый американец. Но у нас четкая концепция — мы хотим оснастить качественным оружием украинскую армию и спецслужбы.
- Василий Филиппович, а что это у вас за ящички стоят в углу?
- Тара из полимеров для боеприпасов. Военные заинтересовались, но внедрять не спешат. Мы давали им подержать сначала деревянный ящик весом 28 кг, а потом наш. И он казался военным пушинкой, потому что в 4 раза легче! Деревянный служит 5 лет, а полимерный — как минимум 50. К тому же наш выдерживает температуру до 750 градусов. На флоте после отстрела снарядов ящики можно использовать как плавсредство — они герметичны.
- А вообще, как вы относитесь к созданию оружия? Вас не смущает, что оно приносит смерть?
- Конечно, смущает. Я знаю конструкторов, которые задумывались об этом лишь после того, когда их оружие применялось в бою, где погибали люди. Из автоматов Калашникова в мире выпущено более 100 миллиардов пуль. Представляете, сколько человек было убито? Но поскольку мир разделен на страны, свою территорию надо уметь защищать. И многие наши изобретения имеют двойное назначение.
- Как, например, маскировочные покрытия, за которые вы получили Государственную премию?
- Да, мы с группой ученых создали своеобразную «шапку-невидимку» для военной техники или гражданских объектов, защищающую их от средств и систем разведки, работающих в радиолокационном, лазерном, инфракрасном диапазоне волн, а также от визуального обнаружения. Вы смотрите в бинокль прямо на объект, а там — ничего. Но главное, что электронные средства разведки, наведения и запуска ракет с боевыми зарядами тоже «не видят». К тому же украинская конструкция может закрыть любое здание, технику сразу от всех типов разведки, в то время как западные маскировочные покрытия рассчитаны на защиту лишь от одного «врага», например, от радиолокационных волн — то есть им приходится надевать три-четыре «одежки». Это неудобно для подвижных объектов.
26 октября в Брюсселе состоялось совещание министров обороны стран НАТО. На нем представитель Украины рассказал о двух работах Института автоматизированных систем — маскировочных покрытиях и таре из полимеров для боеприпасов. Предложения украинской стороны были внесены в Протокол, проспекты розданы всем участникам совещания. Так что мы готовы к приему гостей.
11220Читайте нас в Facebook