ПОИСК
Происшествия

Киевские бездомные получат «униформу»: новые ватные куртки камуфляжной расцветки и солдатские валенки

0:00 13 декабря 2006
На одежду и горячее питание для бомжей власти столицы запланировали потратить 153 тысячи 700 гривен за первые 50 дней зимы Киевская мэрия решила помочь бездомным пережить зиму: кормить их горячими обедами и обеспечить новой теплой одеждой — ватными куртками с воротниками из искусственного меха и валенками солдатского образца с резиновыми подошвами вместо галош. Вещи сейчас закупают, раздадут их, вероятно, когда ударят морозы. А вот пищу (200 порций в день) бомжи получают уже с 1 декабря. Для этого Дом социального попечительства Киевской горгосадминистрации создал три столовые на колесах, официально названные социальными патрулями. Ежедневно примерно в два часа дня они приезжают в разные места города, где обычно бывает много бездомных: на вокзалы, рынки. В нескольких таких выездах участвовали и корреспонденты «ФАКТОВ».

Прохожие возмущались: «С какой стати бесплатно кормить бомжей?»

Приехав в Дом социального попечительства, что на улице Суздальской, 4/6 (здание бывшего кинотеатра «Будчвельник»), мы помогли его работникам и волонтерам погрузить в микроавтобусы столы, табуретки, термосы с горячими едой и чаем и отправились на Лукьяновский рынок. Развернули походную столовую и начали созывать бездомных.

Первым тяжелой поступью подошел высокий мужчина средних лет с разбитым до крови лицом. Медсестра Неля Кокина обработала рану (в каждом микроавтобусе есть аптечка с медикаментами на 100 гривен), а мы расспросили Сергея (так назвался бездомный) о его жизни. Оказалось, ночует он в подъездах, а днем промышляет сбором бутылок и макулатуры. Где и кто разбил ему лицо, помнит смутно, мол, был порядком выпивши. Социальный работник положил Сергею в тарелку пшеничную кашу, сосиску, немного кабачковой икры и хлеб (каждая такая порция обходится государству в две гривни). Стали подтягиваться другие бездомные. Их кормили, предлагали лекарства, приглашали ночевать в доме на улице Суздальской, где предоставляют кров, чистую постель и горячее питание.

Далеко не все прохожие одобрительно реагировали на бесплатную столовую для бомжей. Несколько пенсионеров заявили, что и сами не прочь отобедать. Им не отказывали, но никто из них так и не решился сесть за стол. Больше всего поразила хорошо одетая дама, шедшая с сынишкой-школьником. Узнав, что здесь бесплатно кормят, стала сосредоточенно думать. «Может, Андрюшенька, действительно поесть», — проронила она, но, сообразив, наконец, что делать это не стоит, пошла своей дорогой. Другая женщина злобно выпалила: «С какой стати их кормить? Почему мне никто ничего бесплатно не дает?» Ей предложили тарелку каши. «А что, и поем!» — все больше раздражаясь, заявила прохожая, но, сделав шаг к столу, вдруг развернулась и, выпалив воображаемым оппонентам: «Сволочи!», удалилась. «Неужели совесть проснулась?» — язвительно прокомментировал неприятную сцену один из социальных работников. Впрочем, можно было накормить и эту разочарованную в жизни женщину: бомжей к бесплатной столовой подходило немного, так что раздать весь запас еды вряд ли удалось.

РЕКЛАМА

Мы тем временем отправились на Центральный железнодорожный вокзал. Здесь бездомных, пожалуй, больше, чем где-либо в городе. Столовая на колесах расположилась на задворках вокзала, в месте, на редкость грязном и зловонном. Но эта точка оказалась удачной: рядом с ней находится пункт приема стеклотары, к которому бездомные идут нескончаемым потоком.

- В первые дни, пока не определили, сколько еды отправлять на ту или иную точку, решили возить на каждую по 50 порций, — рассказывает директор Дома социального попечительства Николай Пиковой.  — Но уже ясно, что на вокзал можно и 100, и 150 возить: все разметут.

РЕКЛАМА

Получив три порции вареного риса с тушенкой, женщина выкрикивала: «Да я го-лод-на-я!»

Николай Леонтьевич подозвал рыжебородого мужчину-бомжа с плутоватым выражением глаз. «Скажи своим: бесплатно кормить будем», — объяснил директор. За несколько минут к импровизированной столовой выстроилась очередь. Повар щедрой рукой накладывает изрядные порции вареного риса с тушенкой, по ложке кабачковой икры и выдает по толстому ломтю черного хлеба. Мест за столом для такого большого количества страждущих нет, едят стоя. Минут через двадцать разразился скандал. «Вы уже за четвертой порцией подошли. Не стыдно?» — обращается повар к женщине средних лет с густо накрашенными глазами. «Да я го-лод-на-я! — развязным тоном заявила дама.  — Я товарищам кашу но-си-ла… Эй, журналыст (именно так — журналЫст.  — Авт. ), — обратилась она ко мне, — обязательно напиши, как над народом издеваются, рекламу себе делают… » Женщина была явно выпивши, долго и зло ругалась. Ее пытались приструнить и угрожали милицией, на что один из бездомных разразился смехом.

- Сильно мы нужны милиции, — с сарказмом заявил он.  — Здесь, на киевском вокзале, много заробитчан из Западной Украины, которые по полдня ждут пересадки с поезда на поезд. Вот их милиция ох как любит! Потому что бандеры с деньгами домой возвращаются.

РЕКЛАМА

Эту тему подхватило сразу несколько бомжей. Причем вели они себя агрессивно, будто социальные работники повинны по всех проблемах в стране.

- Попадаются совершенно невменяемые типы, — сокрушался Николай Пиковой, когда страсти немного улеглись.  — Поэтому в состав персонала каждой столовой на колесах включаю хотя бы одного мужчину, чтобы было кому девчат защитить. Некоторые бездомные буянят, даже придя к нам ночевать. Один бродяга, бывший заключенный, отсидевший за убийство, бросался на меня с ножом в моем же кабинете! Пришлось достать из ящика стола пистолет (его выдали в милиции) и пригрозить: «Еще шаг — пристрелю!» После этого случая спрятал пистолет от греха подальше в сейф. Впрочем, оружие это не смертельное, газовое, но и из него палить в человека не хочется.

Трое мужичков, получив порции, поблагодарили повара: «Спасибо, мать, за закусон» — и с вороватым видом отправились за ближайшую будку. Через пару минут я заглянул туда. Догадка подтвердилась: мужики соображали на троих. Увидев меня, один из них веселым тоном заявил: «Чего пялишься? Половина очереди за кашей — не бомжи, а алкаши вроде меня. Хата есть, а работы нету… »

Одежду, отданную киевлянами, бездомные понесли продавать на соседний рынок

Кроме горячих обедов, бомжам раздавали ношеную одежду, пожертвованную горожанами. Бездомные деловито примеряли обновки. Некоторые пытались взять два пальто, несколько свитеров и курток. Мол, не для себя — для товарищей. Но оказалось, что они понесли вещи на рынок, находящийся рядом с вокзалом. А вскоре мимо прошла женщина, явно не бездомная, в пальто из «секонд-хэнда», отданного бомжам.

- Похоже, то же самое будет с новыми куртками и валенками (500 комплектов), закупленными по 60 и 40 гривен соответственно, которые мы вскоре начнем бесплатно раздавать бездомным, — говорит Николай Пиковой.  — Можно было бы остановиться на более дешевых вещах: фуфайках по 40 гривен и валенках по 20. Но это не мне решать. Одежда закупается в рамках новой программы Киевской горгосадминистрации «Социальный патруль». На ее выполнение на первые 50 дней зимы выделено 153 тысячи 700 гривен. Бесплатные обеды будем раздавать до 1 марта. После Нового года власть обещает выделить средства на реализацию этого проекта во второй половине зимы.

- В прошлый раз здесь, на вокзале, к бесплатной столовой подошли четверо маленьких детей, — продолжает Николай Леонтьевич.  — К ним бросилась наша медсестра, дала по порции поливитаминов, стала расспрашивать, где их мама. Та вскоре тоже пришла за порцией еды. Больше всего ее малышам понравился чай. Они выпили по нескольку стаканов, рассказывая, что такого сладкого напитка никогда в жизни не пробовали. Женщина говорила, что живет с детьми на вокзале. А на наше предложение помочь ей устроиться в специальный центр по опеке матерей с детьми, оказавшихся на улице, ответила: «Знаю, чем это закончится: отдадите малышей в детский дом».

- Зачем мне к вам идти, если я и на вокзале неплохо устроился: на жизнь зарабатываю уборкой вагонов, в вагонах же и ночую, — включился в наш разговор рыжебородый бомж.

- А вот мне стыдно питаться на дармовщину, — заявил бездомный, назвавшийся Николаем.

- Верно, зачем деньги попусту тратите на эти дурацкие обеды? — отозвался другой бомж.  — Лучше нам работу дайте. На стройке «домашним» мужикам по 80, а то и по 100 гривен в день платят. А нас, бомжей, обманывают: десятку на бутылку дадут  — и будь доволен.

- Подобное я слышу не впервые, — говорит Николай Пиковой.  — Идея эта правильная — дать бомжам хоть какую-то работу. Впрочем, далеко не каждый из них стремится к нормальной жизни, многие привыкли бродяжничать и ничего другого уже не хотят. Вот красноречивое подтверждение: в Доме социального попечительства 166 коек, но даже при нынешней холодной погоде ночевать приходят 50-60 человек. Впрочем, до сентября ночующих было около сотни. Затем городские власти ввели плату: две гривни за койку, столько же за обед, и бомжей у нас стало меньше. Это странно, ведь даже для бездомного две гривни — не такие уж и большие деньги. К тому же первые пять дней ночевка бесплатная. Условия у нас неплохие: чисто, тепло, помещения отремонтированы, новые душевые. Каждый постоялец получает халат, тапочки, чистую постель. Питание полноценное, мы с завхозом контролируем поваров, у нас никто не ворует.

Если человек не хочет быть бомжом, мы в состоянии ему помочь. Кстати, среди бездомных есть немало приличных людей, встречаются даже профессора, доктора наук. Порой в наш дом приходят целые семьи, по воле судьбы оказавшиеся на улице. Ночуют у нас и могут работать волонтерами (без оплаты), а со временем стать штатными сотрудниками. Так произошло, например, с семьей из троих человек (сын в ней совершеннолетний, маленьких детей с родителями мы направляем в специальный центр). Наша завхоз — тоже бывшая бездомная.

331

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров