ПОИСК
Происшествия

Двукратный чемпион паралимпийских игр александр мащенко: «не рассказывайте, какие у моей девушки красивые глаза и волосы. Я ее сам еще увижу! »

0:00 14 декабря 2006
Двукратный чемпион паралимпийских игр александр мащенко: «не рассказывайте, какие у моей девушки красивые глаза и волосы. Я ее сам еще увижу! »
21-летний донецкий пловец, который из-за детской шалости стал незрячим, временно прекратил тренировки, поскольку у него появился шанс восстановить зрение Чемпион Паралимпийских игр в Сиднее (2000 год) и в Афинах (2004 год) 21-летний донецкий пловец-инвалид по зрению Саша Мащенко на время приостановил спортивную карьеру, решив использовать свой шанс восстановить зрение. После нескольких операций в немецкой офтальмологической клинике в «поле зрения» Саши уже пробиваются яркие цвета и силуэты. Александр был первым, кого навестил по возвращении с чемпионата мира среди спортсменов-инвалидов в ЮАР донецкий пловец Виктор Смирнов. Из Африки 20-летний Виктор привез четыре золотые и три серебряные медали.

«Когда рванула «бомбочка», мне полностью обожгло все лицо»

14s07 plovec.jpg (18409 bytes)- Саша первый, кого я навестил по возвращении из ЮАР, он ведь сейчас лечится и в соревнованиях не участвует, — говорит Виктор Смирнов.

Оказалось, что школьный друг Виктора Смирнова по Славянскому интернату для слабовидящих и товарищ по спортивной команде Саша Мащенко вот уже год восстанавливает зрение. «А вы одеты во что-то ярко-зеленое», — отметил при встрече Саша.

- Да, свитер, — оживилась я.  — А что ты еще видишь?

РЕКЛАМА

- Немного: силуэт и яркое зеленое пятно, — ответил Александр.  — И пока только правым глазом. Но доктор Леше (немецкий профессор-офтальмолог.  — Авт. ) сказал мне, что «речь идет о зрении» — о настоящем зрении. А я ведь знаю, что это такое.

Как уже писали «ФАКТЫ», в судьбе двух спортсменов-инвалидов Виктора Смирнова и Александра Мащенко много общего. Они родились зрячими. Но в 1995 году оба потеряли зрение в результате детских шалостей. Девятилетнего Витю привезли в областную травматологическую больницу 26 сентября 1995 года, его ровесника Сашу — ровно через месяц. Там их родители познакомились, а мальчики стали узнавать друг друга по голосам. Потом судьба свела мальчишек в школе-интернате для детей с ограничением по зрению города Славянска Донецкой области. А некоторое время спустя ребята стали товарищами по команде. Мама Вити Смирнова даже призналась «ФАКТАМ», что, увидев, каких результатов достиг Саша Мащенко на Паралимпийских играх в Сиднее, сказала своему сыну: «Вот на кого можно равняться».

РЕКЛАМА

- Когда рванула моя «бомбочка», ожоги на лице и руках были такими глубокими, что на лобной части головы обнажилась кость, — вспоминает Саша.  — Но тогда я еще различал предметы и лица. А когда раны стали заживать, появились рубцы на роговице. И даже мутная «картинка» пропала: остались только свет и тень. Глаза у меня сильно повреждены, так что даже после операции очки все равно придется носить.

Чтобы не расставаться со спортом, пловец отказался от протеза роговицы

14s07 plovec2.jpg (16082 bytes)Саше, который родом с города Илловайск, заново пришлось осваиваться в родном дворе.

РЕКЛАМА

- Когда меня первый раз вывели посидеть на лавочке, я долго не мог двинуться с места: ждал пока из подъезда выйдет кто-нибудь, чтобы понять, в какой стороне жилые дома, — вспоминает собеседник.

С точки зрения Саши, обострение осязания, обоняния и слуха у тех, кто потерял зрение, — миф.

- Становишься просто внимательнее, и появляется ощущение пространства, — объясняет Саша.  — Ты чувствуешь, что перед тобой препятствие, например, стена, даже если еще не «выучил» местность. Но ориентироваться в пространстве удается не сразу. Сначала учишься считать шаги, препятствия — бугорки под ногами…

Правда, по мере взросления приходилось и шаги пересчитывать и память развивать. Саша помнит наизусть больше 20 номеров мобильных телефонов! Кстати, набирает их сам, на ощупь. А благодаря другу Виктору Смирнову, у которого компьютер появился раньше, парень выучил расположение литер на клавиатуре. Но, наверное, самым важным занятием для Саши стало считать гребки в бассейне. Первое апреля 1998 года для моего собеседника — знаковый день. К ним в класс зашел учитель физкультуры Андрей Казначеев (ныне тренер Виктора Смирнова и Александра Мащенко) и предложил заняться плаванием. Саша тут же согласился.

- Что значат для меня высокие результаты, я понял, когда в 2000 году установил мировой рекорд среди пловцов-инвалидов по зрению на открытом Кубке Украины, — говорит парень.  — Я проплыл 50 метров брассом за 35,99 секунды, и тренер сказал, что у меня есть шансы попасть в Паралимпийскую сборную Украины.

Саша улыбается, вспоминая, что до победы на Паралимпийских играх в Сиднее, откуда он привез «золото», родители считали увлечение сына чем-то вроде занятий в школьном кружке. Но потом с гордостью подтверждали, что это их сын, когда знакомые, указывая на плакат, вывешенный на здании бассейна в родном Илловайске после победы Мащенко в Сиднее, спрашивали: «Это ваш Саша?» Так получилось, что спортсмен там никогда не тренировался, хотя плавание стало неотъемлемой частью жизни парня. Даже когда пришлось выбирать: ставить искусственный протез роговицы (и тогда — прощай, спорт) или заниматься плаванием, Саша выбрал любимое занятие.

- С идеей восстановить зрение я никогда не расставался, — вспоминает Саша, рассказывая о том, как после блестящего выступления в Сиднее тогдашний Президент Украины Леонид Кучма пообещал незрячему паралимпийцу, что поможет парню, если у него появится хоть малейший шанс видеть.

При поддержке благотворительного Фонда «От сердца к сердцу» Мащенко и Смирнов прошли обследование в офтальмологическом центре им. Филатова в Одессе и отказались от искусственного протеза. По словам Саши, стопроцентной гарантии восстановления зрения такой протез не дает. Кто-то едва начинает видеть, другой видит отчетливо долгие годы, но некоторым зрение вовсе не удается вернуть. А протез уже никак не заменить…

- Но главное, что после протезирования роговицы физические нагрузки исключены, а я пока уходить из спорта не собираюсь, — объясняет Саша свой отказ от помощи отечественных хирургов.  — Я не готов к жизни старика.

Начав осенью 2005 года лечение в Германии, Саша уже истратил все родительские и свои «спортивные» деньги. Но он надеется вернуться в спорт! Парень мечтает выступать под знаменами донецкого спортклуба «Артемида», который оказывает спортсмену финансовую помощь.

«Я был просто счастлив, когда на свадьбе друга увидел, как сверкает ожерелье невесты»

В сентябре 2005 года в немецкой клинике Саше Мащенко «счистили» поврежденную слизистую оболочку с правого глаза, заменив ее трансплантатом. Затем Саше трансплантировали роговицу, пересадив и донорские клетки, которые ее обновляют. В июне нынешнего года он стал различать движения предметов, «улавливать» мелькание на экране при загрузке монитора компьютера. А в августе, когда, видимо, трансплантированная роговица начала приживаться, в «поле зрения» парня стала появляться размытая картинка.

- На свадьбе друга я, можно сказать, увидел, как сверкало ожерелье невесты, — радуется Александр.  — Даже рискнул поучаствовать в студенческих соревнованиях, я ведь учусь в Славянском национальном педагогическом университете на факультете физвоспитания. Но, наверное, на тренировке получил микротравму роговицы, потому что размытая картинка исчезла. До окончания лечения придется со спортом повременить. Знаете, как я испугался?!

Чувства Саши можно понять. Ведь, перестав видеть в первый раз — в девятилетнем возрасте, стал бороться за привычный образ жизни. Даже на велосипеде научился ездить.

- В детстве меньше всего думаешь, что можешь во что-то врезаться, — вспоминает пловец.  — Главное — не съезжать с золы, которой была посыпана пешеходная дорожка на моей улице в Илловайске. Если она скрипит, я на правильном пути.

В сопровождении друзей Саша даже усаживался на мотоцикл и заводил машину. А его младшая сестра Наташа (сестричек у парня три), которой было всего полтора месяца от роду, когда с братом случилось несчастье, уверена, что ее брат вообще ничем от других не отличается. Разве только тем, что ему она никогда не говорит: «Посмотри». Выйдя на работу, мама оставляла ребенка на сына, выписавшегося из больницы. Мальчик кормил ее кашками, менял штанишки.

Саша осознал, что его возможности, по крайней мере в Украине, ограничены по сравнению с другими детьми, когда выиграл на областных соревнованиях путевку в «Артек». В этой международной здравнице нет условий для пребывания инвалидов по зрению. Хоть сто путевок выиграй.

- Сейчас врачи борются за восстановление зрения на моем правом глазу, — рассказывает спортсмен.  — Левый у меня поврежден больше, к нему еще не приступали. С нового года в клинике внедряется технология, которая может помочь восстановить мне зрение на обоих глазах. Я, конечно, на нее рассчитываю, но сейчас озабочен окончанием курса лечения правого глаза. Для этого мне необходимы 10 тысяч долларов. Пока еще никто не вызвался помочь…

- Какая у тебя Оля симпатичная, ты уже разглядел? Видел, какие у нее глазищи голубые, волосы золотистые? — спрашиваю я о молоденькой спутнице Саши.

- Правда? Ой, не рассказывайте, подождите, Олю я еще сам увижу! — шутливо прерывает меня Саша.

819

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров