Закон о выборах народных депутатов, некоторые статьи которого ограничивают свободу слова и права журналистов, редактировался уже после того, как его утвердили парламентарии?
После того как средства массовой информации и другие демократические институты начали бить тревогу по поводу скандальных статей Закона «О выборах народных депутатов Украины», ограничивающих деятельность масс-медиа во время предвыборной кампании, всплыли не менее скандальные подробности принятия самого закона. Оказалось, что правки в текст, касающийся, в частности, механизмов закрытия СМИ, вносились уже после(!) того, как за него проголосовали в сессионном зале парламента народные депутаты. И это признала сама Верховная Рада в своем ответе на информационный запрос директора Института медиа права Тараса Шевченко.
Как сообщили «ФАКТАМ» в Институте, еще в конце августа Тарас Шевченко направил спикеру парламента Владимиру Литвину запрос, в котором просил пояснить, почему текст закона, подписанный Председателем Верховной Рады, отличается от того, за который проголосовали парламентарии. В первую очередь речь идет о статье 71 этого закона, позволяющей Центризбиркому останавливать деятельность газет и журналов во время избирательной кампании. В ответ на этот запрос Институт медиа права получил формальную отписку, которая так и не ответила на поставленный вопрос. В ней, в частности, говорится: « технико-юридические неточности были устранены при обработке Закона перед подписанием Председателем Верховной Рады Украины, которое осуществлялось в установленном порядке Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления».
Таким образом, парламентские чиновники уклонились от ответа на вопрос, кто и когда имеет законное право править текст закона, уже принятого(!) народными депутатами. В этой связи Институт медиа права выражает обеспокоенность таким поворотом дела, так как Регламент той же Верховной Рады запрещает править закон после того, как он был проголосован парламентом: « после принятия закона в целом внесение в текст каких-либо изменений, в том числе и стилистических, не допускается». Исходя из этого, Институт медиа права считает, что теперь уже сами народные депутаты обязаны внести изменения к этому закону и исключить из него явно недемократическую норму, которая разрешает закрывать печатные СМИ.
Напомним, что инцидент с этим законом возник из-за нескольких статей, существенно ограничивающих деятельность печатных средств массовой информации во время выборов. Так, например, в законе есть статьи (68, 70, 71. — Авт. ), в которых речь идет о том, что во время выборов журналист не имеет права комментировать и давать оценку той или иной политической силе и ее программе. Оценка и комментарии журналиста допускаются лишь при условии оплаты этого материала. Статья 71 вообще разрешила Центризбиркому прекращать выход издания во время избирательной кампании. Это вызвало острую критику со стороны журналистов и многих политиков. Причем и оппозиция, и провластные партии признали, что эти нормы существенно нарушают права журналистов, принципы свободы слова и не могут считаться демократическими. При этом некоторые из парламентариев открыто призвали игнорировать статьи этого закона как таковые, которые противоречат Конституции Украины, и выразили надежду на то, что во время избирательного процесса эти репрессивные нормы не будут выполняться.
Кстати, Президент Виктор Ющенко на встрече с журналистами также признал несовершенство статей этого закона, касающихся средств массовой информации. Отмечая, что сейчас ничего нельзя изменить (за полгода до выборов менять закон уже нельзя. — Авт. ), глава государства все же пообещал, что никаких необоснованных проверок и закрытий СМИ во время выборов не будет.
175Читайте нас в Facebook