«борщ люблю и чай! « — говорит двухлетняя маргарита, которой полтора года назад пересадили часть маминой печени
Еще в больнице девочку стали называть королевой Марго. Она была самой маленькой пациенткой отделения хирургии и трансплантации печени столичного Института хирургии и трансплантологии. Во время нашей нынешней встречи Маргарита поразила своей жизнерадостностью и общительностью.
«Тетя, бибика», — через полчаса знакомства малышка уверенно попросилась ко мне на руки и показала на окно: хотела рассматривать машины, стоявшие на улице. Полтора года назад эта очаровательная девчушка перенесла сложнейшую операцию по пересадке печени. 1 июля и 5 августа 2004 года «ФАКТЫ» рассказывали об этом.
Маргарита родилась с патологией — атрезией желчных протоков, без которых печень не может работать. Один из 18 тысяч новорожденных появляется на свет с такой проблемой. Помочь ребенку может только трансплантация печени. Опытные московские специалисты, к которым обратились родители девочки, не взялись оперировать Маргариту. «Мы делаем пересадки детям, которые весят не меньше восьми килограммов», — объяснили они. А киевские трансплантологи решились помочь. Перед операцией Маргарита весила всего 5,3 килограмма!
- Мы не могли ждать, пока девочка наберет вес, — объясняет директор Института хирургии и трансплантологии АМН Украины Валерий Саенко. — Операцию нужно было делать срочно. Рисковали невероятно, но пересадка оставалась единственным шансом для Маргариты. Родители ребенка готовы были использовать этот шанс, мама могла стать донором. И мы пошли на это.
Маргарита и ее родители живут в Симферополе. На днях девочку привозили в Киев на очередной осмотр. Анализы малышки свидетельствуют о том, что печень работает нормально. Но каждый день мама дает Маргарите таблетки, которые не позволяют пересаженному органу отторгнуться.
- Дочка развивается нормально, — говорит мама девочки Ирина. — Бегает, хорошо ест, много говорит. Очень любознательна. Безумно радует нас с мужем, как и всех людей, которые участвовали в ее спасении. Неоценима помощь Фонда поддержки паралимпийского движения в Украине и народного депутата Украины Валерия Сушкевича, ставшего крестным папой нашей дочки.
- Маргарита, что ты любишь кушать? — спросила я у малышки.
- Борщ, — ответила она. — И чай.
- Сок и кефир тоже, наверное, пьешь?
- Чай люблю! — уверенно повторила Марго «непонятливой» тете. В голосе девчушки слышались «королевские» нотки.
«До сих пор дочери не сделали ни одной прививки: нельзя»
Во время нашего разговора, который проходил в кабинете крестного папы девочки Валерия Сушкевича, Маргарита занималась «взрослыми» делами: что-то писала в блокноте, «говорила» по мобильному телефону, изучала сувениры, выставленные в стеклянных шкафах. Взрослые участники беседы часто прерывались, чтобы полюбоваться, как грациозно Маргарита это делала.
- Все лето мы провели на море, — рассказывает Ирина. — Маргарита обожает плескаться в воде.
- Отдыхающие обращали внимание на шрамы на животике девочки?
- Иногда мне на пляже задавали вопрос: «Почему вашего ребенка оперировали?» Я объясняла. Оказывается, люди очень мало знают о пересадках органов, не понимают, насколько эти операции сложны и необходимы.
- Вы, наверное, постоянно советуетесь с врачами, что можно Маргарите, а чего нельзя?
- Медики сказали: «Девочка растет и развивается, как все дети, не нужно ее чрезмерно оберегать». Поэтому я перестала их обо всем спрашивать.
Ирина кормила дочку грудью и до операции, и после нее. Честно говоря, поражало то, что в такой сложной ситуации, когда речь шла о жизни малышки, молодой маме удалось сохранить молоко. Это было очень важно для Маргариты.
- Я кормила дочку до полутора лет, — продолжает Ирина. — Конечно, вводила в ее рацион каши, супы, творог
- А что Маргарите противопоказано?
- До сих пор дочери не делали ни одной прививки. Она принимает препараты, подавляющие иммунитет, а вакцинация может вызвать обратный эффект. Правда, врачи говорят, что со временем дочке все же придется сделать необходимые прививки.
Чтобы спасти Маргариту, врачам Института хирургии и трансплантологии пришлось купить набор инструментов, с помощью которых оперируют маленьких детей. Деньги на покупку необходимых аппаратов нашел президент Национального паралимпийского комитета Украины Валерий Сушкевич.
- Наши хирурги присутствовали, а затем и участвовали в операциях по трансплантации печени грудным детям в Японии, — говорит Валерий Саенко. — Так что определенный опыт был. Случай с Маргаритой еще раз показал: мир не без добрых людей. Сейчас печень пациентки работает нормально. По мере роста девочки она увеличивается. Для меня приезд этой семьи на осмотр всегда становится праздником. Получаю от общения с нашей королевой Марго ни с чем не сравнимое удовольствие.
- Когда мы заходим в отделение, вокруг нас тут же собираются все врачи и медсестры, — добавляет Ирина. — Каждый шаг Маргариты, ее новое слово вызывают у них улыбки, а у тех медсестричек, которые выхаживали мою дочь в реанимации, даже слезы радости.
«Это была ювелирная операция»
Маргариту оперировали почти 20 часов! Одновременно работали две хирургические бригады. Взяли у мамы
250-граммовую долю печени и пересадили малышке.
- Когда мы положили Маргариту на операционный стол, она заняла всего пятую его часть, — говорит главный научный сотрудник отделения хирургии и трансплантации печени Института хирургии и трансплантологии АМН Украины доктор медицинских наук Олег Котенко. — Взятая у мамы доля печени еле поместилась в крошечном животике нашей пациентки. Но работать она начала хорошо. В течение первых же суток анализы девочки значительно улучшились. Во время операции мы боялись, что откроется кровотечение, ведь такие малыши могут погибнуть даже из-за потери 100 миллилитров крови. К счастью, нам удалось избежать осложнений. Видите, какая красавица растет!
- Никогда не забуду, как ждала телефонного звонка из Киева, — вспоминает бабушка Маргариты Светлана Петровна. — Позвонил сын: «Мама, она уже розовая!» От сердца отлегло. Ведь малышка была желтенькой, отекшей. Не давал покоя вопрос: «Как же ее спасти?» Все мы благодарны врачам за эту ювелирную операцию. Я предложила детям уничтожить фотографии Маргариты, сделанные до пересадки, чтобы ничего не напоминало о том страшном периоде
Увидев в вазе цветок, малышка тут же решила его понюхать и предложила сделать это всем присутствующим. Затем взяла в руки мобильный телефон и деловито начала говорить: «Папа! Папа!» После чего удивленно развела ручками: «Ма папа»
- Папа остался дома, в Крыму, — продолжает Ирина. — Он сметчик на стройке.
- Как оказалось, отец Маргариты Игорь работает в фирме, которой руководит инвалид-колясочник, — добавляет Валерий Сушкевич. — Я узнал об этом от Иры совершенно случайно. Причем сейчас Игорь возводит в Евпатории Национальный центр подготовки и реабилитации паралимпийцев. Удивляюсь тому, как причудливо судьба свела эту семью с инвалидами.
- Вы часто видитесь с крестницей?
- При любой возможности. Если еду по делам в Крым, обязательно нахожу время для встречи с крестной дочуркой. Она так быстро растет! Не виделись мы месяца три. Приезжаю — она уже говорит. Всякий раз, когда прихожу в церковь, обязательно ставлю свечку за здравие Маргариты. Помню, после того как ей пересадили часть печени, я страшно боялся, что начнется отторжение. Ведь так бывает
В тот день, когда мы встречались с Маргаритой и ее близкими людьми, дочь Валерия Сушкевича родила в Австралии сына. Рассказывая о своей «младшей», депутат постоянно набирал номер телефона старшей дочери.
Мы не могли не коснуться вопроса, который волнует всех людей, перенесших трансплантацию органов: «Как долго печень прослужит Маргарите?»
- Я беседовала на эту тему с врачами, — говорит мама девочки. — В мировой практике есть случай, когда после пересадки печени от живого донора пациент живет уже пятнадцать лет. Мы надеемся на лучшее и радуемся каждой минуте, проведенной с Маргаритой.
275Читайте нас в Facebook