«после суда папа пришел домой, со злости напился и, положив на колоду руку, попытался отрубить ее топором»,
- рассказывает 15-летний житель одного из сел Житомирской области Женя Чофу, через суд лишивший своего отца родительских прав
15-летний Женя Чофу не то чтобы не читал, а даже в руках не держал новый Семейный кодекс, вступивший в силу 1 января 2004 года. О том, что он может подать в суд на отца, который постоянно напивается и избивает его, мальчику сказал дед. «Я думал об этом несколько дней, — вспоминает Женя. — Еще надеялся, что все изменится, и мы снова станем одной семьей. Но однажды папа, как всегда пьяный, схватил меня за ноги и хотел ударить головой об землю. Хорошо, что я вовремя выставил руки, и сильного удара не получилось».
Михаил СЕРГУШЕВ «ФАКТЫ» (Житомир-Киев)
«У меня от одного запаха спиртного начинает болеть голова»
После решения суда, лишившего отца Жени Чофу родительских прав, подросток находится в Житомирском приюте для несовершеннолетних — пока его не отправят в интернат.
- Папа часто тебя бил? — спрашиваю у Жени.
- Как только напивался, так и начинал всех гонять, — рассказывает мальчик. — И меня, и мачеху. Ему даже не нужен был повод, чтобы меня избить.
- А что необычного произошло в тот день, когда ты написал исковое заявление в райсуд с просьбой лишить отца родительских прав?
- Заявление я написал еще летом. Была жара, и я решил сходить с другом на речку. Папа не разрешал этого делать, говорил, что боится — вдруг утону. Но ведь все дети купаются! А я плаваю, как рыба. Чего же бояться? К папе как раз его дружки пришли, и я понял, что снова будет пьянка. Не хотелось оставаться дома и смотреть на это Обычно, когда к папе приходили друзья, я шел на улицу погулять. У меня от одного запаха спиртного начинает болеть голова. Вернулся я в тот день под вечер, когда папины дружки разошлись. А он увидел, что у меня голова мокрая, и давай кричать: «На речку ходил? Я же тебе запретил!» Папа меня толкнул, и я упал на спину, а он схватил меня за ноги и хотел ударить головой об землю
- Он тогда еще не знал, что ты собираешься подавать на него в суд?
- После разговора с двоюродным дедом я решил сказать папе об этом, но он, по-моему, так и не понял, о чем шла речь. А потом удивлялся: «Почему они хотят тебя у меня отобрать?»
Женя решил уйти из дому поздно вечером, пока пьяный отец спал беспробудным сном. Мальчик сказал мачехе, что уезжает в Бердичев к дедушке, и та не возражала.
- Я собрал вещи и на последнем автобусе поехал в райцентр. Для дедушки, папиного дяди, мой приезд в Бердичев не был неожиданным. Дед не раз мне говорил: «Если папа тебя обижает, ты можешь обратиться в суд, и его лишат родительских прав. Теперь это можно».
Наутро внук вместе с дедом пошли в Бердичевскую районную администрацию в управление по делам несовершеннолетних и принесли заявление, написанное Женей несколько недель назад. Позже это заявление оказалось в суде.
- Как отец отреагировал на твое исчезновение?
- Он ничего не понял — решил, что я поехал погостить у деда. А потом пытался найти меня, но не смог — до суда меня отправили в санаторий. Поэтому в следующий раз я встретился с папой только через три месяца, на суде.
Ребенок сам хотел, чтобы его отдали в интернат
Осознав всю серьезность ситуации, Женин папа приехал в Бердичевский районный суд нарядно одетым и гладко выбритым. Перед началом заседания отец и сын успели переброситься лишь несколькими словами.
- Папа не просил тебя дать делу обратный ход?
- Он почему-то считал, что меня кто-то хочет отобрать у него, а я здесь ни при чем.
Заседание длилось около часа. Женин папа заявил, что он не хочет, чтобы его лишали родительских прав.
- Я воспитывал сына один после того, как в автомобильной катастрофе погибла его мама, — сказал мужчина на суде. — Считаю себя хорошим отцом. Мы остались с Женей вдвоем, когда ему было полтора года.
Но суд все-таки встал на сторону ребенка и принял решение о лишении Жениного отца родительских прав.
- По закону он мог обжаловать решение суда в течение месяца, — сказал «ФАКТАМ» помощник прокурора Бердичевского района Игорь Попов. — Но старший Чофу апелляцию не подавал, и решение Бердичевского районного суда вступило в законную силу. Кстати, нам удалось выяснить, что Женя еще до того, как пойти на крайние меры, хотел, чтобы его определили в какой-нибудь интернат. Он жаловался на отца в сельсовет. Когда представители власти пришли в дом, где мальчик жил с отцом, они были поражены: в доме все заросло паутиной, а земельный участок не обрабатывался. К тому же отец постоянно пропивал пенсию, которую получал на ребенка. А это почти 250 гривен. Двоюродный дед Жени, пожалев внука, привел им козу, чтобы хоть молоко в доме было.
- Женя, твой папа говорил на суде, что воспитывал тебя с полутора лет
- Да. Тринадцать лет назад погибла моя мама, — подтверждает Женя. — У меня был еще один брат. Ему тогда исполнилось всего пять месяцев. Суд решил забрать братишку у отца, посчитав, что он не справится с двумя маленькими детьми. Хотели забрать и меня, но папа не дал.
- Ты что-нибудь знаешь о судьбе брата?
- Его усыновила семья из Одесской области, где мы жили раньше. Так хочется найти братишку
«Дети с ним не дружили из-за отца»
- Там, где мы раньше жили, один папин родственник меня постоянно избивал, — вспоминает паренек. — Папа знал об этом, но за меня не заступался. Я пожаловался дедушке, который всегда меня защищал, и он выслал нам 100 гривен, чтобы мы переезжали к нему. Это было два года назад.
Женин дедушка жил в Бердичеве, а его хата в селе пустовала. Там и поселилась семья Чофу: папа, сын и мачеха.
- Как только мы переехали, отец начал пить, — рассказывает Женя. — Таким я его до этого никогда не видел. А когда напивался, начинал меня бить.
- Из дому ты не убегал?
- Никогда. Если знаю, что папа пьяный, лучше пережду на улице, пока он не заснет.
Классная руководительница Жени (мы договорились не называть село, где происходили эти события) считает его добрым и послушным мальчиком.
- Школу он никогда не пропускал, — рассказывает учительница. — Как бы трудно ему ни приходилось, всегда вставал рано и готовил завтрак на всю семью. Правда, в новый коллектив Женечка вливался с трудом. Дети не очень хотели с ним дружить из-за его отца, которого постоянно видели пьяным и кое-как одетым. Сам же Женя старался быть опрятным. Узнав, что он написал заявление в суд, мы огорчились. Думали, какой ни есть, а все-таки отец, родной человек. Как ему теперь в интернате будет?
- Ничего, я не пропаду! — с улыбкой говорит мальчик. — У меня в приюте появилось столько друзей, сколько за всю жизнь не было!
Женя действительно словно заново на свет родился. Если раньше, как рассказывают его учителя, он был очень замкнутым, боязливым, то теперь может болтать без умолку хоть целый день.
- Я брейк научился танцевать, — хвастается мальчишка. — Хотите, станцую? На святого Николая так танцевал, что меня девчонки зауважали. Прозвище мне дали Бумер. А еще я могу на голове стоять. Хоть полчаса простою — и ничего! Спортом начал заниматься, мускулы у меня теперь ого-го какие! В настольный теннис хорошо играю. Многих в приюте могу победить!
- А о чем мечтаешь?
- Хочу дальнобойщиком стать. Обязательно после школы в автодорожный поступлю!
- Не жалеешь, что подал заявление в суд?
- Нет. Я только сейчас жить начинаю. Правда, папу жалко. Он после суда пришел домой, напился со злости, что меня забрали, положил руку на колоду и хотел ее отрубить топором. Потом он мне показывал шрамы. Говорят, что папа уже три месяца не пьет. Может быть, изменится?..
«Родительские права можно восстановить через суд»
Случай с Женей Чофу оказался не единственным в Украине — после Евгения еще двое подростков 14 и 16 лет в прошлом году подавали исковые заявления о лишении родительских прав. Кстати, оба из разных сел Бердичевского района! Суд также принял решение в пользу этих детей.
- Такое, в принципе, стало возможным в связи с введением с 1 января 2004 года нового Гражданского и Семейного кодексов, — сообщила «ФАКТАМ» адвокат Марина Лебедева. — Теперь дети, достигшие 14 лет, могут самостоятельно через суд защищать свои права. Конечно, в любом случае ребенка должны поддержать соответствующие органы, которые заботятся об интересах детей.
- Что теряют родители, лишенные родительских прав?
- В этой ситуации у них остается только обязанность содержать детей до их совершеннолетия. Лица, лишенные родительских прав, не могут претендовать на имущество своего ребенка, в том числе наследовать его, усыновлять других детей. А вообще-то, подобные дела для суда очень нелегки. Ни один суд не примет решения, не собрав множества доказательств.
- Может ли Женин папа все-таки вернуть себе права на сына?
424Читайте нас в Facebook