В течение двух недель юрия вередюка, согласившегося на роль убийцы тележурналиста александрова, в запертой квартире «натаскивали» на «правильные» ответы в суде
Негласный агент начальника криминальной милиции каждый день навещал своего подопечного. Носил продукты, «натаскивал» на возможные вопросы следователя. Например: «Вы один, а бит было две. Почему?» Вередюк должен был отвечать: «Я должен был идти на дело с напарником, поэтому для нас подготовили две биты. Но в последний момент я решил сам заработать все деньги и приятеля не взял».
Первый претендент на роль убийцы, выпив и закусив на 300 гривен, протрезвел и отказался от участия в спектакле
Генеральная прокуратура направила в суд дело о фальсификации доказательств в деле ныне покойного Юрия Вередюка, которого обвиняли в убийстве журналиста, директора телекомпании ИРТК «Тор» в городе Славянске Игоря Александрова. Напомним читателям, что в декабре 2001 года уголовное дело по обвинению Вередюка в убийстве Александрова было передано для рассмотрения в Апелляционный суд Донецкой области. В 2002 году обвиняемого освободили из-под стражи под подписку о невыезде, а дело возвратили на дополнительное расследование в прокуратуру Донецкой области. Однако там в течение года никаких новых доказательств вины (или невиновности!) Вередюка не добыли. Расследование зашло в тупик.
Два года назад руководством Генеральной прокуратуры была создана новая следственно-оперативная группа. На днях корреспондент «ФАКТОВ» встретилась с ее руководителем — следователем-»важняком» Александром Калифицким. Первый вопрос: кто же, собственно, автор фальсификаций?
- Вспомните начало июля 2001 года, — начинает рассказ Александр Калифицкий. — Общественность страны взбудоражена циничным убийством известного журналиста в Славянске. Руководство МВД требует раскрыть резонансное преступление в кратчайшие сроки. Подняты на ноги городские отделы милиции Славянска, Краматорска, Артемовска и других соседних городов. В поисках преступника задействованы около 800 правоохранителей. В последних передачах Александрова звучала тема коррупции в Краматорске. Нити к раскрытию преступления логично вели в этот город. Поэтому начальник криминальной милиции Краматорского городского отдела подполковник Криволапов ничего умнее не придумал, как обратиться к своим знакомым с просьбой найти любого бомжа на роль «убийцы Александрова».
За дело взялся некий Благов — сомнительный персонаж без документов, недавно вернувшийся из России, где «мотал срок» за мошенничество. В случае успеха подполковник обещал Благову двадцать тысяч долларов США и оформление паспорта. Главному исполнителю должны были достаться автомобиль и квартира. Благов рьяно взялся за дело. Однако с первым претендентом на роль убийцы вышла промашка — пропив выданные милиционером 300 гривен, пьянчужка протрезвел и передумал ввязываться в авантюру. Отчаявшийся Благов нашел второго подходящего человека — 42-летнего Юрия Вередюка. Отсидевший за кражу, больной туберкулезом, спившийся Вередюк существовал, собирая пустые бутылки на рынке. Семья от него давно отказалась. Наученный горьким опытом, Благов подыскал для своего протеже квартиру и запер внутри — чтобы не сбежал.
Благов убеждал подопечного, что статью он получит не за убийство, а за причинение тяжких телесных повреждений. Мол, больше семи лет не дадут. Для Юрия перспектива получить обещанную награду была сильным стимулом. Он очень любил своих детей, сына и дочь. «Выйду из тюрьмы, подарю одному машину, второму квартиру. Чтобы вспоминали отца добрым словом», — примерно так рассуждал Вередюк. И он дал согласие на участие в спектакле. Тут же в оперативную разработку была запущена версия о некоем бомже Юре, хваставшемся убийством журналиста.
В течение двух недель Благов каждый день навещал своего подопечного. Носил продукты, «натаскивал» на возможные вопросы следователя. Например: «Вы один, а бит было две. Почему?» Ответ: «Я должен был идти на дело с напарником, поэтому для нас подготовили две биты. Но в последний момент решил сам заработать все деньги и приятеля не взял». По версии, разработанной самим подполковником Криволаповым, «заказчиком» преступления следовало называть какого-то неизвестного Михалыча. Мол, «Михалыч попросил побить адвоката, работающего в том же здании, да я спутал. Убивать не хотел, просто так вышло »
Согласно договоренности, на имя хорошего знакомого Вередюка оформили «Жигули» стоимостью две тысячи долларов. «Квартиру, мол, получишь позднее, — обещал Благов. — Если справишься с ролью». В тот же день, выйдя от нотариуса, Вередюк уселся в городском парке на лавочку, а Благов позвонил в горотдел и сообщил о его местонахождении.
Таксисту, якобы подвозившему Вередюка, работники милиции до опознания показали фотографию подозреваемого
- Естественно, личность бомжа, уверяющего, что именно он нанес смертельную травму высокому сильному Игорю Александрову, требовала проверки, — продолжает Александр Калифицкий. — Но Вередюк на следственном эксперименте вел себя уверенно. Впоследствии довольно успешно, если можно так сказать, прошел тест на «детекторе лжи». Не хватало лишь какой-то детали, свидетеля, который хотя бы косвенно мог подтвердить вину бомжа. Во время допроса Вередюк поведал, что в день убийства приехал в Славянск из Краматорска на такси. И уточнил: машина «Жигули», светлого цвета. Следователь тут же поручил оперативникам городского отдела милиции установить личность краматорского таксиста, возившего Вередюка в Славянск. Ему и в голову не приходило, что милиция в этом деле может играть в свою игру!
Руководство горотдела Краматорска собрало подчиненных и поставило задачу: искать авто светлого цвета, водитель которого подрабатывает извозом. Оперативники и участковые проделали огромную работу. Представьте, нашли две тысячи автомобилей, подходящих под эти приметы! С каждым водителем провели беседу, показали фотографии Вередюка. Никто из таксистов, естественно, его не вспомнил.
Тогда Криволапов обратился к своим доверенным участковым Дроздову и Тамбовцеву, работавшим на территории крытого рынка, с просьбой «помочь следствию»: «Нужно найти таксиста, который обязательно подтвердит, что в день убийства он возил Вередюка в Славянск». Сообразительные участковые быстро нашли подходящего «извозчика» и сделали ему предложение, от которого нельзя было отказаться. «Либо ты «играешь» с нами, — сказали парню. — Либо имеешь крупные проблемы». Ему показали снимок Вередюка, а фотокарточку таксиста передали сидящему в СИЗО обвиняемому.
В результате опознание прошло блестяще. Таксист, находящийся в комнате за темным стеклом, из четырех представленных ему лиц уверенно указал на Вередюка. Последний таким же образом узнал таксиста. Все сошлось. Показания лжесвидетеля легли в основу обвинения.
Вскоре решились и другие проблемы. Например, после ареста Вередюка к начальнику криминальной милиции явился Благов и потребовал обещанные ему за «подготовку убийцы» деньги и паспорта. А в случае отказа пригрозил пойти к следователю и рассказать всю правду. Криволапову платить не хотелось, но еще больше он боялся разоблачения. И тут наглец внезапно исчез. (Следствию еще предстоит выяснить, куда делся ставший неудобным для милиционера правдолюбец. ) Зато Криволапов за отлично проделанную работу получил повышение по службе — был переведен начальником городского отдела милиции в Красный Лиман.
- Интересные подробности. Что теперь ждет фальсификаторов?
- Дело в отношении бывших участковых Тамбовцева и Дроздова направлено в Артемовский городской суд. Им вменяется в вину превышение служебных полномочий, повлекшее за собой тяжкие последствия. Это грозит лишением свободы на срок от семи до десяти лет. Кроме того, у Дроздова оказался липовый военный билет — он купил этот документ, чтобы поступить на службу в милицию.
- А подполковник Криволапов?
- Поскольку он является организатором еще нескольких резонансных преступлений, то до сих пор находится под следствием.
Убийство главаря банды могло остаться нераскрытым, если бы не излишняя доверчивость преступника
- Сейчас в Луганске идет громкий судебный процесс над настоящими убийцами и «заказчиками» Игоря Александрова. Однако на скамье подсудимых есть и люди, не имеющие отношения к гибели журналиста.
- Во вновь созданную следственную группу вошли следователи по особо важным делам 3-го «бандитского» отдела Генпрокуратуры, возглавляемого Николаем Дробиняком — Арнольд Серебряков, Анатолий Шайда, Владислав Грищенко, — рассказывает Александр Калифицкий. — Приняв дело к производству, мы поняли, что если расследовать только убийство Александрова, то следствие опять может зайти в тупик. Надо видеть ситуацию шире. Взаимодействуя с Главным управлением по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ, мы получили информацию о целом ряде нераскрытых убийств жителей Краматорска и Славянска, бизнесменов и главарей криминалитета. Стало ясно, что эти преступления связаны между собой и выгодны одному лицу — 36-летнему руководителю славянской ассоциации «Укрлига» Александру Рыбаку.
Начать рассказ о его похождениях нужно издалека. В начале 90-х годов в Краматорске действовала преступная группировка, называвшаяся «17 участок». Криминальная структура с жесткой иерархией, включавшая в себя около полутора сотен членов. Сначала ее возглавлял некий Шпортюк по прозвищу Шкрок, недавно осужденный на 15 лет лишения свободы за «заказ» на устранение ближайшего соратника. После него место главаря в группировке занял Яковенко по кличке Егор. Его тоже расстреляли в 1996 году на въезде в Славянск вместе с водителем и охранником. Следующим лидером «17-го участка» стал Игорь Ермаков — Ермак. К тому времени группировка трансформировалась из сугубо бандитской в бандитско-коммерческую. Она обладала немалыми деньгами, которые необходимо было легализовать. Еще при жизни Егора к сотрудничеству с бандой был привлечен преуспевающий славянский бизнесмен Александр Рыбак, в то время занимающийся перепродажей металла. Так возникла ассоциация «Укрлига», для процветания которой были обеспечены все условия — надежная «крыша», вливания капитала.
В это же время в группировку попал и Константин Яворовский, обладавший несомненным экономическим талантом. В результате разработанных им хитроумных бизнес-комбинаций (»кидков» предприятий) группировка за короткое время получила около 15 миллионов долларов прибыли.
Однако через пару лет существования альянса «криминал-бизнес» в группировке назрел конфликт. Ермаку не без оснований показалось, что Рыбак его обманывает, присваивая себе часть денег. А Яворовский, близко сошедшийся с Рыбаком, слишком уж его защищает. Поэтому главарь банды стал подумывать об уничтожении Рыбака и Яворовского. Они уже были ему не нужны. Денег заработали много, вся «верхушка» купила себе виллы в Испании. А в группировке подрастали молодые, более послушные бизнесмены.
В 1998 году, собираясь на ПМЖ в Испанию, Ермаков окончательно надумал провести «зачистку» чересчур осведомленных «коллег». Узнав об этом, Рыбак и Яворовский приняли ответные меры. Рыбак приобрел автомат с глушителем, а Яворовский, пользуясь удобным моментом, когда вся компания сентябрьским вечером заседала в баре «Театральном» в центре Краматорска, расстрелял главаря из автомата. Причем умудрился отвести от себя любые подозрения. Поговорив по телефону с якобы заболевшей супругой, Яворовский вышел из бара, сел в машину, переоделся в спортивный костюм и объехал вокруг здания. Подкравшись к террасе, где спиной к улице сидел Ермак, Яворовский дал очередь из автомата. Из 15 пуль 11 попали в Ермакова. Главарь скончался на месте, еще трое бандитов были тяжело ранены. Для «17-го участка» это был шок. Кто мог осмелиться вот так, в центре города, в упор расстрелять лидера группировки? Но, несмотря на все усилия, стрелявшего тогда найти не смогли.
- Скорее всего, произошедшее так и осталось бы тайной за семью печатями, если бы не излишняя доверчивость самого преступника, — продолжает Александр Калифицкий. — Полгода спустя отдыхая за границей, Яворовский встретил Дмитрия Германа, предводителя боевиков
«17-го участка». Считая его своим другом и рассчитывая на его поддержку, он в порыве откровенности рассказал боевику о случившемся. Но просчитался. Герман захотел отомстить Яворовскому за убийство друга и шефа. Пригласив на встречу еще нескольких членов группировки (это происходило в Германии, в Дюссельдорфе), он записал признания Яворовского на диктофон. Там было все: и рассказ об убийстве, и о покупке автомата
Герман велел передать богатому Рыбаку: «Миллион долларов — прощаем. А нет — переправим кассету в правоохранительные органы». Яворовский в панике возвратился домой. Расставаться с миллионом Рыбак не собирался, поэтому напуганные приятели срочно вооружились и ждали «приезда немцев в Украину». Тем временем в Славянск явился некий гражданин Куля. С кассетой. И вместо того, чтобы сразу передать кассету правоохранителям, начал болтать повсюду: «Рыбаку и Яворовскому конец, их ребята уже приговорили», в результате чего получил пулю из пистолета ТТ на выходе из фитнес-клуба «Савва». Герману тоже не повезло: по подозрению в совершении ряда тяжких преступлений его задержали еще в Германии. (В настоящее время он осужден, приговорен к пожизненному лишению свободы. )
Таким образом, Яворовский и Рыбак, сами того не ожидая, оказались главными в группировке.
- Помнится, тележурналист Игорь Александров пострадал именно из-за пресловутой «дюссельдорфской кассеты»?
- В серии авторских передач Александрова «Без ретуши» участвовали бывшие сотрудники краматорского отдела по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины Сербин и Солодун. Они рассказали телезрителям о том, что начальник городского ОБОП, зная о проделках Яворовского и о его местонахождении, прикрывает преступника. В следующей передаче экс-ОБОПовцы пообещали озвучить «дюссельдорфскую кассету» с откровениями Яворовского. Самому Константину Яворовскому уже нечего было терять, он к тому времени находился в бегах. А вот бизнесмену Александру Рыбаку, опасающемуся, что раскроются его связи с криминалитетом, заявленная тема не понравилась. Только как остановить журналиста?
Попросить того же Яворовского? Но Рыбак перестал ему доверять после невыполненного заказа на убийство бизнесмена Берко и начальника Славянской налоговой милиции Дрыги. (Сидя в засаде с автоматом и увидев выходящего из подъезда Берко, стрелок просто ушел, а купленный на деньги Рыбака пистолет-пулемет спрятал в специально оборудованный тайник на дне речки Новый Торец в Краматорске. )
Александр вспомнил о брате Дмитрии, который младше его на десять лет. Парню один раз уже поручали щекотливое дельце — убийство конкурента Рыбака-старшего бизнесмена Собко. Тогда Дмитрий подбил на дело своих друзей — Лисицкого и Петренко, работавших у него охранниками. Эти двое устранили конкурента старшего брата как раз в день его рождения — 4 июля 2000 года. Избили молотком в подъезде так, что у молотка отлетела ручка. И помчались в офис «Укрлиги», чтобы отсидеться в кабинетах и передохнуть после «трудов». Но охранники организации тут же сдали их милиции. Это дало Рыбаку-старшему прекрасный повод твердить о своей непричастности к убийству конкурента. А Лисицкий и Петренко, наивные, в течение трех лет в СИЗО отказывались от показаний — в надежде, что Рыбак вытянет их из тюрьмы! Потом заговорили
Спустя год Александр Рыбак снова обратился к младшему брату. «Нужно не убивать, а лишь проучить журналиста! — поставил он задачу. — К тому же сделать это так, чтобы журналист понял, ЗА ЧТО». Было выбрано необычное орудие — бейсбольная бита. Если бы человека избили обычной в таких случаях железной арматурой, то случай можно было принять за обычную «хулиганку». Бита легче молотка или железного прута — это демонстрация «заказа именно на избиение». Младший Рыбак купил биты в спортивном магазине в Донецке за сто долларов. Место тоже было выбрано не случайно — возле работы, у входа в офис. За дело опять-таки взялись друзья Рыбака-младшего — Турсунов и Онышко. Биты спрятали в подъезде в куче строительного мусора, запаслись масками с прорезями, резиновыми перчатками. Третий соучастник преступления Корицкий обеспечивал отход группы на легковом автомобиле. За проделанную «работу» заказчик пообещал парням вознаграждение в пять тысяч долларов.
И вот наступило 3 июля 2001 года — канун дня рождения старшего Рыбака. Возможно, младший братец снова хотел преподнести подарок старшему? Но во время «операции» избиения тележурналиста произошло непредвиденное: один из исполнителей, Онышко, желая сразу подавить сопротивление жертвы, не рассчитал силы и нанес первый и самый сильный удар в голову. Александров упал. Больше по голове его не били, лишь по телу, повредили внутренние органы, сломали ребра. Оставив истекающего кровью человека лежать в подъезде, подлецы убежали. Несчастный, не приходя в сознание, скончался через четыре дня в реанимации.
- Какое «развесистое» дело вам удалось распутать!
- В Апелляционный суд Луганской области было направлено 66 томов уголовного дела. Вместе с Александром Рыбаком на скамье подсудимых оказались еще 11 человек. Это его брат Дмитрий, а также Яворовский, Лисицкий, Петренко, Онышко, Турсунов и другие. Однако ставить точку рано. В производстве осталась масса эпизодов, связанных с этой историей.
- Сейчас процесс приостановлен, Рыбак-старший изъявил желание поменять адвоката.
- Думаю, это ему не поможет.
1979Читайте нас в Facebook