«мы летели над бездной и не видели, что у нас под ногами, а инструктор командовал с земли, как управлять куполом, как разворачиваться « -
«Вы рискнули бы прыгнуть с парашютом, завязав перед этим глаза?» — спросил меня председатель Одесской областной организации Украинского общества слепых (УТОС) Юрий Качановский. Пока я думал, что ответить, мой собеседник сам пришел на помощь: «Скажите, что это безумие, и будете правы. Какой нормальный человек станет отбрасывать такие штучки? А мы вот взяли и рискнули».
На прыжок с парашютом, но не в тандеме с инструктором, а в одиночку, отважились двое незрячих одесситов — 39-летний Юрий Качановский и 66-летний Валерий Пылев. Факт беспрецедентный в мировой практике парашютного спорта.
«Самое большое разочарование испытали, когда приземлились»
На аэродром «Лиманский» под Одессой будущие парашютисты направлялись с группой поддержки: Юрия сопровождала жена, его старшего товарища Валерия Пылева — сын. Ну а главную ответственность взял на себя инструктор — руководитель спортивно-технического клуба «Антей» Руслан Валлер, поддержавший идею столь необычного полета. К прыжку готовились три дня, изучая правила поведения в воздухе и в самолете.
- В день полета стояла солнечная погода, дожидаясь самолета, даже успели позагорать, — рассказывает
66-летний Валерий Пылев. — В 12 часов 30 минут взлетели на Ан-2, очень удобном для десантирования. По команде инструктора покинули борт самолета. Помимо нас, в первом заходе было еще восемь новичков — шестеро парней и две девушки. Все зрячие. Мы же прыгали на заключительном этапе: Юрий выскочил предпоследним, я — замыкающим.
Во время полета даже переговаривались. Юра шел ниже меня метров на 100-130, а в воздухе слышимость отличная. Когда парашюты раскрылись, я крикнул: «Юра, как дела?» Он ответил: «Отлично, Константиныч!»
- Я до последнего сомневался, стоит ли принимать участие в этой затее, — улыбается Юрий Качановский. — Ведь мы летели над бездной и не знали, что у нас под ногами, а инструктор командовал с земли, как управлять куполом, как разворачиваться.
Единственное отличие нашего прыжка от того, что совершают зрячие, в том, что нас инструктировали, «вели». На запасном парашюте была смонтирована аппаратура для оперативной радиосвязи. По команде инструктора я брал чуть правее либо левее, чтобы погасить скорость ветра, и испытывал полнейшее спокойствие. А потом — невообразимое счастье от ощущения безмятежности полета, чувство восторга и эйфории.
А вот самое большое разочарование испытали, когда приземлились. Очень трудно потом окунуться в обычную жизнь.
«Если раньше думала, что у меня муж самый умный, то теперь знаю, что он еще и самый смелый»
- Первое, что Юра сказал после приземления: «Не знаю, что можно совершить более грандиозное, чем прыжок!» — рассказывает жена Юрия Наталья. — Если раньше думала, что у меня муж самый умный и красивый, то теперь знаю, что он еще и самый смелый.
Наталья и Юрий познакомились в одесской специализированной школе Ь 93 для слепых детей. Подобных учебных заведений в Украине совсем немного. Вот и свела судьба незрячего мальчика из городка Бар, что в Винницкой области, и его будущую спутницу, приехавшую из Харькова. Наташа, тоже инвалид по зрению с детства, после школы поступила на филологический факультет Одесского университета, который закончила с отличием. Вернулась в родную школу уже преподавателем.
- Среди инвалидов детства много тех, кто никогда не видел солнца, — говорит Наталья. — Сложнее всего им объяснять, что такое белый цвет, рассвет
Полностью незрячим родился и Юрий. До трех лет вообще ничего не видел. Потом ему сделали несколько операций в Институте имени Филатова, удалось вернуть зрение — приблизительно 0,02 процента — на оба глаза. Юра закончил немецкое отделение факультета романо-германской филологии Одесского госуниверситета. Затем увлекся точными науками, имеет незаконченное высшее математическое образование. А нынешней осенью защищает диплом в Одесской национальной юридической академии.
- Мои незрячие товарищи, друзья по несчастью, ежедневно совершают куда больший подвиг, например, когда переходят проезжую часть улиц, — уверен Юра. — Там опасность подстерегает со всех сторон. Своим прыжком мы хотели привлечь внимание людей к тому, что есть общество слепых, которое нуждается не только в помощи в виде подачек. Нас нужно вовлекать в активную общественную жизнь.
- Последний раз я прыгал с парашютом 45 лет назад, в Кульбакино, будучи молодым офицером военной авиации, — рассказывает Валерий Пылев. — Ведь у меня за плечами 30 лет работы в авиации. Первый самостоятельный прыжок совершил в шестнадцать лет, в Саратовском суворовском училище. После войны остался, как и многие мои ровесники, беспризорным. Добрые люди определили на учебу. Окончил Кировоградское летное училище, служил в ВВС. Правда, только два года, потому что попал под «хрущевское» сокращение армии и пришлось переучиваться. Сначала летал на вертолете Ми-4, затем — на Ан-2 — том самом, с которого сегодня прыгали. Потом были Як-40, Ту-134, Ту-154. Последняя моя должность — командир Ту-154 в Одесском авиаотряде. Наш экипаж обслуживал самый протяженный рейс Одесса-Владивосток. У меня налет — более 11 тысяч часов.
25 лет я летал на больших высотах, бывал в местах повышенной радиации и получил лучевое поражение сетчатки. На высоте более девяти тысяч нет защитного ионного слоя. К тому же у меня голубые глаза, а оказывается, радужка тоже играет роль: светлая пропускает больше излучения.
Кстати, по данным Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни летчика, который налетал шесть тысяч и более часов, 55 лет. Так что я долгожитель.
Когда родился сын, потерпел крушение Ми-4, на котором мы летали в горах Алтая. Заходили на посадку против солнца, зацепились винтом за скалу и опрокинулись. Решив, что я погиб, родственники назвали новорожденного Валерием. Я же полгода пролежал в госпитале, восстановился и еще 25 лет летал.
Ну а мы с Юрой отважились на прыжок, чтобы поддержать всех инвалидов и доказать, что не все потеряно в их жизни.
P. S. Когда материал готовился к печати, Юрий Качановский сообщил о еще одной совместной акции областной организации УТОС и Приморской районной администрации. В центре Одессы начался монтаж 30 специальных, оборудованных звуковыми сигналами светофоров, предназначенных для незрячих и слабовидящих людей.
382Читайте нас в Facebook