ПОИСК
Происшествия

Сегодня украинские предприятия, занимающиеся выпуском титана, поставлены на грань остановки производства из-за отсутствия сырья

0:00 5 августа 2005
Сегодня украинские предприятия, занимающиеся выпуском титана, поставлены на грань остановки производства из-за отсутствия сырья
Игорь АНТОНЕНКО журналист
В то же время отечественные потребители ценного металла вынуждены приобретать его за рубежом

В наше время титан является одним из наиболее широко используемых в промышленности металлов. Без него трудно представить себе современные авиационные, космические и машиностроительные технологии. В пос-ледние годы титан все шире ис-пользуется в строительстве и производстве потребительских товаров. Уникальные свойства титана, особенно его стойкость к коррозии, позволяют использовать его при изготовлении самых ответственных узлов и конструкций. Поэтому производство титана — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мировой металлургии.

Прочный, как сталь, титан вдвое легче железа

Правда, свойства титана были оценены не сразу. Открытый в конце XVIII века, он долгое время оставался «безработным». Добыча его была дорогой и сложной, а технологии того времени не предъявляли слишком высоких требований к материалам. Ситуация изменилась в ХХ веке, когда начали активно развиваться авиация и космонавтика. Потребовались материалы прочные, долговечные и легкие. Вот здесь и оказалось, что без титана обойтись невозможно.

Дело в том, что, будучи почти вдвое легче железа, титан по прочности превосходит многие стали. Сравнение с другим легким металлом — алюминием — тоже оказалось в пользу титана: он всего в полтора раза тяжелее алюминия, зато в шесть раз прочнее и, что особенно важно, сохраняет свою прочность при температурах до 500 градусов (а при добавке легирующих элементов — до 650 градусов), в то время как прочность алюминиевых и магниевых сплавов резко падает уже при 300 градусах. Стоит ли говорить о том, как это важно при создании космических летательных аппаратов, которые, пролетая через атмосферу, нагреваются до значительных температур. Титан обладает и значительной твердостью: он в 12 раз тверже алюминия, в 4 раза — железа и меди.

Кроме того, титан в прошлом веке произвел целую революцию в лакокрасочной промышленности после того, как началось изготовление белил не из соединений свинца и цинка, как делалось прежде, а из двуокиси титана. Такими белилами можно окрасить в несколько раз большую поверхность, чем тем же количеством свинцовых или цинковых белил. Кроме того, их отражательная способность больше и они не ядовиты. В медицинской литературе описан случай, когда человек за один раз «принял» 460 граммов двуокиси титана! При этом он не испытал никаких болезненных ощущений.

РЕКЛАМА

Эмали на основе двуокиси титана широко используют в качестве защитных и декоративных покрытий по металлу и дереву в судостроении, строительстве и машиностроении. Срок службы сооружений и деталей при этом значительно увеличивается. Титановыми белилами красят ткани, кожу и другие материалы. Двуокись титана входит в состав фарфоровых масс, тугоплавких стекол, керамических материалов. Как наполнитель, повышающий прочность и термостойкость, ее вводят в резиновые смеси.

Титан играет огромную роль и в современной медицине. Оказалось, что этот металл не отторгается тканями человека, поэтому из него изготавливают различные приспособления, которые вводят в организм. Например, титановыми пластинами и винтами скрепляют сломанные кости. Большой популярностью пользуются и хирургические инструменты из титана.

РЕКЛАМА

На строительство крейсера «Курск» ушло шесть тысяч тонн титанового листа

Естественно, в Советском Союзе — стране, стремившейся играть ведущую роль в мире — нельзя было обойтись без титанового производства. Тем более что страна располагала огромными запасами сырья. Непосредственным толчком к созданию собственного производства титана послужила космическая программа.

РЕКЛАМА

- У Сергея Павловича Королева при разработке первых космических аппаратов возникла техническая проблема, связанная с отсутствием прочного и легкого конструктивного материала, — рассказывает бывший заместитель министра промышленности Украины Григорий Осауленко, десятки лет посвятивший разработке титановых технологий.  — И тогда было решено создавать собственное производство титана. Где? Конечно, в Украине, ведь здесь есть практически неограниченные запасы сырья.

Так было положено начало развитию титанового производства в нашей стране. На базе месторождений руды построены Иршанский (Житомирская область) и Вольногорский (Днепропетровская область) горно-обогатительные комбинаты. Для получения чистого титана построен Запорожский титаномагниевый комбинат. Разработаны технологии, которые на тот момент были самыми передовыми в мире.

И, наконец, 26 июня 1956 года впервые в промышленном объеме был получен титан. А вскоре — 4 октября 1957 года — в космос был запущен первый спутник, в котором целый ряд конструкций был изготовлен из этого уникального материала.

Естественно, впоследствии потребность в титане только росла. На базе Запорожского титаномагниевого комбината был создан Институт титана, задачей которого была разработка более совершенных технологий добычи этого металла. Этот институт до сих пор остается единственным в мире научным учреждением такого профиля и является законодателем мод в этой отрасли.

Объемы производства титана в СССР постоянно увеличивались. Были построены Березняковский титаномагниевый комбинат в России и Усть-Каменогорский в Казахстане. Оба они работали и работают по сей день на украинском сырье.

Губку, которую выпускали титано-магниевые комбинаты, свозили на единственный в СССР завод в Верхней Салде, где переплавляли в слитки. (Технология добычи титана такова, что на титаномагниевых комбинатах получают так называемую титановую губку. Это почти чистый металл, но в виде пористой крошки. Естественно, в таком виде для технологических нужд он непригоден, поэтому его переплавляют в слитки. А из них делают титановый прокат — листы, пруты, трубы и т. д.  — Авт. )

Огромное количество титана потребляют судоверфи, где выпускают подводные лодки. Например, на строительство только одного подводного крейсера типа знаменитого «Курска» уходит около шести тысяч тонн титанового листа. Это обеспечивает конструкции прочность, легкость, стойкость к коррозии.

А вот прокатное производство в Украине было. В советское время на Алчевском металлургическом заводе выпускали ежегодно три тысячи тонн титанового листа.

В 1990-х годах на международном рынке титана наблюдался определенный спад. Связано это было с тем, что снизился уровень военного противостояния между Россией и Западом. В результате резко упал спрос на титан, так как стали производить меньше оружия. Цены на титан существенно снизились.

Однако в настоящее время ситуация выровнялась. Титан стали больше использовать в мирных целях и спрос на него существенно поднялся. Выросла и цена. Специалисты предсказывают, что такая благоприятная конъюнктура продлится еще несколько лет. Да и в более отдаленном будущем спрос на титан будет высоким.

Сейчас особенно перспективно направление, связанное с использованием титановых труб в добыче нефти и газа с морского дна. Дело в том, что соленая морская вода очень быстро «съедает» стальные трубы, порождая массу технических проблем. А титановые трубы могут находиться в море десятилетиями, при этом совершенно не поддаваясь коррозии.

Поэтому можно смело предполагать, что в ближайшее время спрос на титан со стороны нефтяников Каспия и Черного моря будет очень высоким. И если бы удалось запустить в Украине полный цикл производства титановых труб, это позволило бы отечественным металлургам получать высокие и стабильные доходы.

Украинская продукция продается за границу по цене, которая почти втрое ниже рыночной

- Нужно констатировать тот факт, что за годы независимости титановая отрасль в нашей стране существенно сдала свои позиции, — продолжает Григорий Осауленко.  — Причина, на мой взгляд, в некомпетентном руководстве.

Негативные тенденции наблюдаются на Запорожском титаномагниевом комбинате. Хотя директор комбината Владислав Телин на международной конференции в Киеве заявлял, что предприятие перекрыло проектную мощность, я утверждаю, что это не так. Комбинат был рассчитан на призводство 18,5 тысячи тонн титана в год, а сейчас он производит около шести тысяч тонн, то есть загружен приблизительно на 30 процентов.

При этом губка, которую выпускает комбинат, украинским потребителям практически недоступна. Я могу показать контракт, согласно которому весь объем титановой губки, производимой Запорожским титано-магниевым комбинатом, направляется по адресу зарегистрированной в Великобритании компании «Агра Энтерпрайсес Лимитед». Причем по очень низкой цене — почти втрое ниже рыночной.

В то же время отечественные предприятия, создавшие собственное производство, позволяющее переплавлять губку в слитки, не могут получить это сырье даже по высокой цене. Естественно, возникает вопрос, почему такое возможно. Почему Минпромполитики и правительство, где промышленный комплекс курирует Анатолий Кинах, не проводят открытые тендеры по продаже титановой губки, в которых могли бы наравне с иностранными принять участие и наши предприятия?

Я считаю, что здесь замешан частный интерес. Комбинат продает свою продукцию по цене, которая намного ниже реальной. В результате львиная доля прибыли достается иностранной фирме, которая перепродает губку по рыночной стоимости. А завод не имеет возможности даже погасить свои долги перед государством, которые превышают 400 миллионов гривен.

Сегодня в Украине есть реальная возможность создать полный цикл переработки титана. Возникли предприятия, способные переплавлять губку в слитки. Такое производство создано при Национальной Академии наук Украины. Появились и частные предприниматели, успешно работающие в этой отрасли. Украинские специалисты из частного предприятия «Антарес», пользуясь собственными разработками, построили установки, позволяющие получать качественные слитки. Наш металл пользуется большим спросом в мире, у предприятия есть огромное количество заказов. Однако сегодня развивать производство там не могут: нет возможности приобрести свое же, украинское сырье, которое вырабатывается в достаточно большом количестве.

Между тем успешно работающая отрасль могла бы приносить значительные доходы государству. Ведь сегодня производство титана — очень прибыльная отрасль. Например, при переплавке губки в титановые слитки прибыль составляет 100 процентов. Еще 100 процентов прибыли можно получить, переработав слитки в титановый прокат. И со всех этих прибылей государство взимало бы налоги. Кроме того, отрасль дала бы работу и достойную зарплату большому количеству специалистов.

Однако сегодня этого нет. Украинская титановая губка по неоправданно дешевой цене уходит за границу, а отечественные предприятия, которые могли бы создать из него готовую продукцию, вынуждены простаивать. В то же время, например, украинские авиастроители покупают титан для своих нужд за границей. И, похоже, правительство такая ситуация в отрасли, которая могла бы процветать в нашей стране, не очень волнует.

Григорий Смитюх, генеральный директор Международной компании «Антарес» также считает, что государству пора вмешаться в ситуацию на рынке титана в Украине:

- Когда в конце 1990-х годов наше предприятие заинтересовалось титаном, эта отрасль казалась нам очень перспективной. Мы вложили миллионы гривен в создание уникальной, не имеющей аналогов на территории СНГ технологии выплавки титановых слитков.

В 2003 году две такие установки, каждая мощностью три тысячи тонн металла в год, созданные исключительно усилиями украинских специалистов, вступили в строй, а в 2004 году мы приступили к промышленному производству титановых слитков. Было выпущено около тысячи тонн титана.

Однако, к сожалению, сегодня мы не имеем возможности приобретать губку украинского производства. И если ситуация не изменится, наш завод вынужден будет остановиться. Потеряют работу десятки высококвалифицированных специалистов.

Я считаю, что государство должно помочь титановой отрасли в Украине выйти из кризиса. Тем более что еще в начале 1990-х была принята правительственная программа «Титан Украины», целью которой является создание полного цикла производства этого металла в нашей стране. Однако на сегодняшний день положения этой программы остаются только на бумаге, а производства, которые могли выпускать продукцию, пользующуюся огромным спросом на рынке, вынуждены простаивать.

P. S. В одном из ближайших номеров «ФАКТЫ» расскажут о том, каким видят путь выхода из сложившейся ситуации в титановой отрасли участники и ведущие специалисты этого рынка.

1169

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров