Получивший многочисленные ранения генеральный директор «антарктики» валерий кравченко еще 15 минут был жив и сам пытался вызвать по мобильному «скорую»
Киллеры запросили 20 тысяч долларов, сообразив, что речь идет не о простом смертном
На скамье подсудимых оказались четверо: Сергей Брюханов, Александр Железняк, Александр Кочура и Александр Голопапа — все члены организованной преступной группировки (ОПГ), возглавляемой Геннадием Катановичем. Последний, фигурирующий в тексте приговора как пятый участник, находится в розыске. Объем преступных эпизодов банды такой большой, что председательствующий в судебном заседании Владимир Тополев озвучивал текст приговора в течение трех часов. Члены этой группировки обвиняются по восьми статьям Уголовного кодекса Украины. Как отметил представитель Генеральной прокуратуры Украины, доминирующей в обвинении является статья 115 Уголовного кодекса — «Умышленное убийство».
Первый заказ эти четверо получили в мае 2002 года. За его выполнение — убийство гражданина Паршина — они получили 5 тысяч долларов. Аналогичную сумму затребовали подельники в ноябре за убийство некоего Бирюча. «Заявка» на 47-летнего Валерия Кравченко поступила осенью того же 2002 года. Ее киллеры оценили уже в 20 тысяч «зеленых», видимо, сообразив, что речь идет не о простом смертном.
Как указывается в тексте приговора, «банда, которую организовал Катанович, представляла собой устойчивое, хорошо организованное преступное формирование, со всеми признаками ОПГ. Его участники были оснащены всем необходимым для своего бандитского промысла: различным огнестрельным оружием (от пистолетов и пулеметов до реактивных гранат), современными автомобилями и средствами связи » Не говоря уже о ножах, перчатках, масках. Тем не менее, по словам сына убитого Валерия Кравченко, зафиксированных в материалах уголовного дела, в тот страшный декабрьский вечер «отец все же видел лицо своего убийцы». Несмотря на многочисленные ранения (три пули угодили в область грудной клетки, а четвертая — в голову), генеральный директор был жив еще минут пятнадцать. Даже пытался вызвать по мобильному телефону «скорую помощь».
При рассмотрении дела чаще других звучали фамилии Железняка и Брюханова, больше известного по кличке Хасан, который был посредником между заказчиками и исполнителями. Он же, как указано в приговоре, являлся соорганизатором банды, то есть был связан с Катановичем. Последний, вероятно, напрямую работал с заказчиками.
Как значится в материалах дела, костяк банды (изначально по этому делу к уголовной ответственности привлекались семеро человек, четверо из которых были арестованы, а трое находятся в розыске) базировался в Чернигове. Получив заказ, преступники отправлялись на выполнение задания. Сопровождал их Хасан. Именно он обеспечивал исполнителей жильем, снабжал всем необходимым. Так было и в Одессе. Напомним, трагедия разыгралась вечером 22 декабря 2002 года в самом центре города, по улице Уютной. Накануне преступники капитально обосновались, пристреляли подготовленное оружие. Как выяснилось, они выслеживали Кравченко довольно долго. Вариант проникновения в дом отпал сразу: в нем были установлены камеры наблюдения. Изучив время отъезда из дома на работу, поездки по личным делам и на деловые встречи, злоумышленники выяснили, что по утрам гендиректор, как правило, совершал пробежку к морю. Но всегда за Кравченко следовала личная охрана. Тогда решили стрелять по машине, когда «объект» выезжает на работу. Тем более что на пути ее продвижения, у мусорных баков, была значительная выбоина. Автомобиль тормозил, и промахнуться, расположившись за теми самыми баками, профессионал не мог. Однако и здесь все же мешала охрана.
Потенциальный убийца проголодался и отправился в магазин за едой, а в Кравченко стрелял «дублер»
Выяснив, что иногда по выходным дням Кравченко отпускает своих охранников, преступники решили выждать. 22 декабря Валерий отпустил водителя и личную охрану и вместе с супругой Татьяной поехал навестить мать в Беляевку под Одессой. Практически весь день в засаде убийцы дожидались возвращения супругов домой.
Как рассказывали подсудимые, в генерального директора «Антарктики» должен был стрелять Железняк, однако в последний момент обстоятельства изменились.
«22 декабря примерно в 19. 30 Кравченко на автомобиле с женой подъехал к гаражу своего дома, заехал в гараж, — зафиксировано в приговоре. — За несколько минут до этого Железняк (который показал на следствии, что проголодался) направился в магазин, что на прилегавшей улице Белинского, а Голопапа вел наблюдение за домом. Увидев приехавшего Кравченко, он принял решение совершить убийство.
В тот вечер за рулем иномарки сидел сам гендиректор. Подъехав к дому, он нажал на кнопку автоматического подъемника, и машина плавно въехала в гараж. Дверца со стороны водителя открылась (жена еще оставалась в салоне), и, как только Кравченко ступил на землю, его настигли пули, выпущенные Голопапой, который молниеносно проник в гараж. Вошел и произвел четыре прицельных выстрела в Кравченко из пистолета системы Макаров, переделанного под пистолет с глушителем».
Когда Татьяна Кравченко, услышав непонятные щелчки и увидев опускающегося наземь мужа, выскочила из машины, окровавленный супруг уже лежал на полу. Она все же успела заметить выбегавшего из гаража мужчину, лицо которого показалось ей знакомым. Позже она вспомнит, что накануне видела его у своего дома.
Убийца выбросил пистолет в мусорный бак, по мобилке отрапортовал Хасану о выполнении задания. Тот похвалил за «проявленную инициативу» и сообщил, что деньги можно получить хоть сейчас. (Согласно показаниям подсудимых, за убийство Кравченко все они получили различные денежные суммы: Катанович — 5 тысяч долларов, Брюханов — 1,5 тысячи, Железняк и Голопапа — 13,5 тысячи долларов на двоих. )
Спасаясь от преследования, Хасан выпрыгнул на ходу из окна поезда
Полгода спустя, в июне 2003 года, эта четверка снова появилась в Одессе. На сей раз объектом ликвидации — за гонорар в 40 тысяч долларов — была Галина Климович, старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Украины. Она участвовала в расследовании преступлений ОПГ Василия Мариянчука и других громких уголовных дел.
Злоумышленники вышли на «важняка» и организовали наблюдение. Подготовили снайперскую винтовку, четыре гранатомета РПГ-18, один из которых заранее апробировали. Но позже пришли к выводу, что для «основательного, надежного уничтожения» лучше изготовить бомбу, установив ее под автомашиной следователя. Эта идея возникла неспроста. «ФАКТЫ» уже подробно рассказывали об убойном взрыве, по мощности эквивалентному килограмму тротила, прогремевшему утром 23 января 2002 года во дворе одесского дома Ь 23/25 по улице Степовой. Именно там проживала старший следователь прокуратуры Одессы Галина Климович. Жизнь следователя тогда спасла лишь случайность. На этот раз, в 2003 году, тоже была заготовлена бомба. Железняк заказал своему черниговскому знакомому дистанционное управление для осуществления взрыва. Однако, когда следователь возвращалась из Николаева в Одессу, почти одновременно из трех различных источников ей поступила информация о том, что ее могут убить. И Галина Климович изменила маршрут следования.
Вскоре правоохранители вышли на след киллеров. Осенью 2003-го Железняк обнаружил слежку и сбежал в Чернигов. Хасану он сообщил, что «дальнейшая работа невозможна, так как женщину увезли в неизвестном направлении». Спустя время милицейский пресс ощутил и сам Хасан. Однажды, спасаясь от преследования, он выпрыгнул на ходу из окна поезда.
В феврале 2004 года троих участников банды Катановича удалось задержать, четвертого взяли в мае. Оказавшись за решеткой, они вели себя по-разному. Голопапа во всем сознался, раскаялся и помогал следствию. Ранее судимые Железняк и Кочура признали свою вину лишь частично. Правда, поначалу Брюханов все признал, но позже от показаний отказался. Помимо прочего, как гласит приговор, в ходе одного из судебных заседаний Брюханов заявил, что назвал себя главарем банды под воздействием пыток и истязаний, а также сообщил о нарушении своих прав на защиту. Чтобы проверить эту информацию, суд направил документы в Генеральную прокуратуру, но из-за отсутствия доказательств уголовное дело по данному факту не было возбуждено.
Сергей Брюханов, Александр Железняк и Александр Кочура приговорены к пожизненному заключению. Учитывая «особые заслуги» перед следствием, Александра Голопапу — непосредственного исполнителя убийства Валерия Кравченко, суд приговорил к 15 годам лишения свободы. У приговоренных к пожизненному заключению есть возможность обратиться с прошением на имя Президента. В случае положительного решения мера может быть изменена на ограничение свободы сроком не менее 25 лет.
569Читайте нас в Facebook