ПОИСК
Культура и искусство

Георгий данелия: «евстигнеева и волчек, тогда еще студентов, я снял в «золотом теленке» только потому, что они согласились играть бесплатно»

0:00 26 августа 2005
Георгий данелия: «евстигнеева и волчек, тогда еще студентов, я снял в «золотом теленке» только потому, что они согласились играть бесплатно»
Галина ЦЫМБАЛ специально для «ФАКТОВ»
Вчера знаменитому режиссеру исполнилось 75 лет

«Я шагаю по Москве», «Не горюй», «Тридцать три», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон»… Трудно поверить в то, что все эти фильмы создал один и тот же человек — Георгий Данелия. Недаром его друг, драматург Александр Володин, говорил о нем: «Какой он? Двое их. Вернее, трое. Точнее, десятеро… » Сам режиссер называет себя «нормальным сказочником» и как-то признался: «Я всегда стремился достичь уровня Чаплина, когда картину понимает и самый умный зритель, и не самый. Я ведь никогда не снимаю «про что», я снимаю «про кого». И создается впечатление, что все вокруг стареет, а фильмы Данелии — нет. И даже не потому, что ни один из них не остался без громких международных наград, а просто весь фильм вроде бы смеешься, а после почему-то необъяснимо грустно. Уже в самих названиях этих фильмов как бы закодирована философия жизни — и смешное, и грустное: «Совсем пропащий», «Слезы капали», «Фортуна». Как писал о Георгии Николаевиче Сергей Бондарчук, «все злое очищается, проходя через доброту и чистоту этого художника».

Данелия — известнейшая грузинская артистическая семья, которая, по существу, творила историю грузинского кино. Достаточно сказать, что мама Георгия Николаевича, кинорежиссер Мэри Анджапаридзе — сестра легендарной актрисы Верико Анджапаридзе, а его двоюродной сестрой является знаменитая Софико Чиаурели. Только отец Данелии никак не связан с искусством, он — простой инженер-метростроевец.

«В каждом моем фильме есть роль для Леонова»

- Георгий Николаевич, вначале вы пошли по стопам отца, закончив архитектурный институт. Потом, очевидно, победили гены мамы, и вы подались в кино.

- В вузе я попал на факультет планировки, и там было очень скучно. А тут открылись режиссерские курсы, и я пошел, хотя раньше не готовился. Что такое кино, я знал, поэтому и не хотел быть режиссером.

РЕКЛАМА

- А вообще в судьбу верите?

- Да. Жизнь всегда преподносит свои сюрпризы — это нормально, но мне кажется, что наша судьба уже записана в какой-то книге, и этот порядок никак нельзя нарушить. Почему все религии осуждают самоубийц? Потому что ТАМ при их появлении начинается бардак. Его никто не ждал, места нет, койки и белья тоже. Явился! Какого черта?! Сверху ругаются: «Что вы там делаете? Мы же запретили!» — «Мы ему говорили».  — «Что говорили? Он уже здесь. Таких, как он, собралось пятьсот человек, а места всего два».

РЕКЛАМА

- Я начинаю понимать, почему у вас такие фильмы… Кстати, вы сразу же «выстрелили» заметной картиной «Сережа», высоко оцененной в Карловых Варах. Значит, внутренне были готовы стать хорошим режиссером?

- Первый мой учебный фильм был по Толстому — «Тоже люди», а во втором, «Золотом теленке», дебютировали совершенно никому не известные Евгений Евстигнеев и Галина Волчек. Их взяли только потому, что они, студенты, согласились сниматься бесплатно. А третьим был уже «Сережа», мы его поставили вместе с Таланкиным.

РЕКЛАМА

- Следующий — «Я шагаю по Москве» — был просто взрывом!

- Потом много было успехов. По-моему, каждый раз получалось. Мне просто везет.

- Вы серьезно так считаете?

- Ну давайте разберемся. Если бы снимал не оператор Юсов, было бы хуже снято. Получилась бы картина? А если бы не было музыки Петрова, получилась бы?

- Как в нее Никита Михалков попал?

- Сценарист Гена Шпаликов дружил с Андроном Михалковым, у того был младший брат, совсем еще мальчик — Никита. У нас целый год не принимали сценарий, а когда, наконец, приняли, начались поиски героев. Андрон предложил: «Посмотрите Никиту». Мы говорим: «Маленький».  — «Какой маленький?!» Позвали Никиту, только закончившего десятый класс, а он уже двухметрового роста, хотя до этого был ниже меня. И взяли.

- А как возникла задумка «Мимино»?

- Габриадзе мне рассказывал, что в Кутаиси был летчик, который, чтобы вертолет не украли, «сажал» его на цепь с замком. Мы с Токаревой стали писать сценарий. Все происходило в русской деревне: летчик играл на трубе, его любила какая-то девушка. Фильм назывался «Ничего особенного». И этот сценарий у нас приняли, запустили в производство, уже начали искать актеров на роли летчика и девушки, но приехал Максуд Ибрагимбеков, известный писатель, брат Рустама, моего ученика по режиссерским курсам. Гуляя с ним по Чистым прудам, я рассказал, какую картину собираюсь снимать, а он и говорит: «Думаю, все же лучше будет тот летчик, который закрывал вертолет на замок». Я срочно посылаю телеграмму Габриадзе, начинаем переписывать. А в это время моя группа уже снимает по первому сценарию. В общем, отнес я второй вариант в Госкино. И, как ни странно, там это «благословили», и мы стали снимать по новому сценарию. Писали под Кикабидзе, а все остальное придумывали и снимали по ходу дела.

- И для Леонова нашлась маленькая роль… Говорят, он для вас был как талисман?

- Вы знаете, Леонов был такого диапазона актером, что для него в любом моем фильме находилась роль (чего не могу сказать о Кикабидзе, под которого нужно писать определенный сценарий). Сейчас снимаю уже без Леонова, но в каждом фильме есть «его роль». Кто вместо него смог бы сыграть лучше в «Осеннем марафоне»? Никто!

«Иногда кажется, что упадешь, а прислониться не к кому»

- В серьезном советском фильме «Сережа» вы видели именно Бондарчука?

- Нас заставили его взять. Но актер он хороший, с юмором. Я звал его потом сниматься в комедии, но он боялся играть в такой картине.

- А кто заставил?

- Худсовет. Там посмотрели пробы, и так как мы с Таланкиным были еще вроде бы неопытными режиссерами, то предложили взять Бондарчука. А нам не хотелось, потому что мы начинающие, а он уже звезда, народный артист. Когда фильм уже был готов, мы показали его автору Вере Пановой, и ей больше всех понравился Бондарчук: «Вот именно такого я и написала». Он там настолько яркий, что до сих пор многие думают, что этот фильм он и снял.

- Георгий Николаевич, жанр ваших фильмов определить практически невозможно, хотя их называют «комедиями», правда, часто добавляя «лирические».

- Нет, это не комедии. Когда сдавали «Я шагаю по Москве», нам сказали: «Фильм ни о чем». Мы ответили: «Это комедия», потому что именно комедия может быть ни о чем. «А почему она не смешная?» — «Потому что лирическая». Тогда говорят: «Вот и напишите в титрах, что это лирическая комедия». Мы написали. С тех пор пошла такая терминология.

- У вас много друзей?

- С возрастом видишься с друзьями все реже, раз в год-три. Поговоришь по телефону, и все. Но знаешь: если что-то случится, ты

пойдешь именно к нему. А когда друг уходит, возникает пустота, и кажется, что упадешь, а прислониться не к кому. Вот тогда очень плохо.

Георгий Данелия неохотно впускает кого-то в свою жизнь. «Я страшно устал от этих выворачиваний меня наизнанку», — говорит он. Но все же признается, что «в некотором смысле всю жизнь снимает про себя, а «Осенний марафон», может быть, в большей мере, чем все остальные фильмы… ».

Георгий Николаевич трижды был женат. Первый раз  — на дочери министра строительства, адвокате Ирине Гинзбург. Их дочка Светлана тоже стала юристом. После развода Данелия работал ассистентом на эпопее «Хождения по мукам» и… безумно влюбился там в актрису Любовь Соколову. Он долго добивался ее расположения, скрывал, что младше нее на девять лет. В результате они прожили вместе 26 лет, вырастили сына Николая.

Свою последнюю жену Галину Георгий Николаевич «нашел», сняв «Осенний марафон». Тогда у него был очень трудный период: во время неудачной операции Георгий Данелия едва не умер, перенес клиническую смерть, весил всего сорок килограммов и находился в глубокой депрессии. Однажды в коридоре «Мосфильма» он встретил Галину, с которой у него когда-то, тогда еще семнадцатилетней корреспонденткой радио, был небольшой роман. Галина к тому времени закончила Щукинское училище и режиссерский факультет ВГИКа, сняла несколько документальных фильмов о людях искусства и дружила с Андреем Тарковским, Марселем Марсо, Эрнстом Неизвестным. Она стала выхаживать Георгия, а он разрывался между двумя женщинами. В итоге, в отличие от своего Бузыкина из «Осеннего марафона», ушел от жены. Сегодня Галина Данелия — самостоятельная, успешная женщина, хозяйка известной художественной галереи «Пан-Дан». Первую выставку она назвала «Три Д», показав картины самого Георгия, его старшего сына Николая, уже покойного, и их общего сына Кирилла, модного российского художника, сейчас работающего в США.

- Большой период жизни у вас был связан с писательницей Викторией Токаревой…

- Токарева появилась так. Редактор Скуйбина, бывшая жена Рязанова (она уже умерла), привела ко мне какую-то молодую женщину: «Она написала сценарий «День без вранья», а худсовет его не принимает. Доработай, пожалуйста». А у меня как раз было свободное время. Мы доработали сценарий и сняли фильм, который потом… закрыли. Я собирался писать сценарий «Совсем пропащий» по Марку Твену. Все были заняты, и я позвонил Токаревой. Потом мы написали «Джентльмены удачи» и «Шла собака по роялю» (его снял Грамматиков). Я тогда переключился на «Мимино». Потом для Квинихидзе сделали сценарий «Шляпы». Это был хороший тандем, так как Токарева — прозаик, а не сценарист. Она блестяще записывает и, когда я фантазирую, все прекрасно оформляет.

- Вы сейчас следите за тем, что происходит в кинематографе?

- Я не могу судить о современном кино объективно. Если раньше выход фильма на экраны становился событием, то сегодня любую картину можно «сделать» событием, если хорошо ее раскрутить. И вообще, я не хожу в Дом кино и в кинотеатры.

- Не любите тусоваться?

- Нет, с тех пор как бросил пить, мне неинтересно.

- А почему люди начинают пить?

- Некоторые выпьют два раза, а на третий — уже алкоголик. У меня запои стали случаться после 45 лет, хотя на «Мосфильме» многие не знали об этом. Погиб мой сын, после чего я напился и пытался застрелиться, но произошла осечка, и я понял, что как-то неприлично в пьяном состоянии кончать с собой, надо на трезвую голову.

- Извините, пожалуйста, что трогаю старую рану, но что на самом деле тогда случилось с вашим сыном?

- К нему приехал друг, они чего-то выпили и отравились.

- Я слышала, Николай был очень талантливым человеком…

- Очень, намного талантливее меня.

- А сейчас вас окружают дорогие вам люди?

- Конечно. И люди, и два кота.

- Так вы кошатник?!

- Я всегда был собачатником, но как-то жена притащила котенка, который превратился потом в кота-террориста Афоню, и теперь он командует в доме. Затем кто-то оставил у нас на время маленького котенка Шкета, и они подружились.

740

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров