ПОИСК
Происшествия

Пациенты мариупольской клиники платили до 1,5 тысячи долларов за… Научные опыты на себе?

0:00 27 августа 2005
Прокуратура Донецкой области заявляет, что расследует первое в Украине дело о незаконной торговле анатомическим материалом человека

В рамках проверки соблюдения законодательства Украины о трансплантации органов прокуратура Донецкой области возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц общества с ограниченной ответственностью, незаконно оказывавшего платные услуги по введению эмбриональных тканей человека своим пациентам. Прокурор Донецкой области Алексей Баганец не исключил, что среди пациентов медицинских учреждений Мариуполя, которым вводили препараты, созданные на основе эмбриональных тканей человека, могут быть потерпевшие. Также прокурор предположил, что потерпевшие могут быть и среди доноров, у которых брался эмбриональный материал.

«Было сделано более 100 незаконных операций»

Дело по статье 143 ч. 4 Уголовного кодекса Украины (»незаконная торговля тканями человека») заведено 7 июля этого года. По сообщению Донецкой областной прокуратуры, в торговле человеческими тканями подозреваются должностные лица коммерческой структуры, которые незаконно, за плату вводили своим пациентам анатомический материал, не прошедший испытаний на человеке.

- Попавшее в поле зрения оперативных служб милиции некое ООО в Мариуполе, оказывающее медицинские услуги, было создано на базе одной из больниц Мариуполя должностными лицами этой больницы еще в 2000 году, — сообщил прокурор Донецкой области Алексей Баганец.

По словам прокурора, у этого общества с ограниченной ответственностью была лицензия на терапевтическую медицинскую деятельность. Однако, помимо лицензионной деятельности, ООО занялось и введением биологических препаратов, изготовленных на основе фитоплацентарного комплекса — так именовали эти препараты сами поставщики услуг.

РЕКЛАМА

По сведениям оперативных служб, одна операция по введению биоматериала обходилась пациенту от 1,5 тысячи гривен до 1,5 тысячи долларов. Как сообщили «ФАКТАМ» в Центре по связям с общественностью УМВД Украины в Донецкой области, уже установлено, что криоматериал — элементы эмбриональных (зародышевых) тканей — приобретался в научно-исследовательском институте, расположенном в соседней области, который официально занимается проблемами криобиологии. Однако материалы из криобанка НИИ еще не прошли официального испытания на человеке.

- Первую контрольную закупку в этом ООО мы совместно с оперативными службами провели в июне, — рассказал прокурор Донетчины Алексей Баганец.  — Человек, которого контролировали оперативники, обратился за инъекцией фитоплацентарного комплекса. Ему сделали такую инъекцию, а также продали четыре тюбика с жидкостью красно-бурого цвета. Правоохранители, соблюдая температурный режим хранения, немедленно направили полученный материал на экспертизу в Киев. И хотя сотрудники ООО, которых уже допросили, говорят, что соблюдали все условия хранения этих материалов, эксперты констатировали, что в емкостях для инъекций, отпущенных при первой оперативной закупке, были мертвые клетки человека. Это была плацента, кровь и клетки эмбриона, предположительно, взятые из костного мозга.

РЕКЛАМА

По словам прокурора, такой результат экспертизы не давал достаточных оснований для возбуждения уголовного дела. В июле была проведена вторая контрольная закупка: подконтрольный клиент обратился за операцией по вшиванию указанного комплекса (кроме инъекций, пациентам вшивали криоматериал в мягкие ткани). Перед самым началом операции должностных лиц задержали, имплантаты изъяли и снова направили на экспертизу. В изъятой партии материала (по данным милиции, при обыске в ООО был изъят металлический сосуд — дюар, в котором в жидком азоте хранились ампулы с суспензией.  — Авт. ) эксперты Главного бюро судебно-медицинской экспертизы Украины нашли плаценту, кровь и мышечные волокна (предположительно — вытяжка из сердечной мышцы) человеческого эмбриона на сроке более

12 недель. Специалисты заключили, что планируемая операция являлась не чем иным, как трансплантацией. Причем произведенной с нарушением законодательства Украины. По словам прокурора, аналогичного дела в нашей стране еще не было.

РЕКЛАМА

- Это был бизнес, — сообщил Алексей Баганец.  — По данным следствия, было проведено около 100 операций по введению в организм трансплантатов.

«В числе потерпевших могут быть как пациенты, так и доноры»

Оперативники говорят, что «контрольный» клиент, которому при первой оперативной закупке ввели инъекцию фитоплацентарного материала, чувствует себя нормально. Тем не менее они посоветовали пациентам ООО прийти к ним для дачи показаний, а в медучреждения — для обследования. По их мнению, от подобного омоложения и лечения мог быть и негативный эффект.

- Закон Украины «О трансплантации», программа изучения криобиологии, а также жестко регламентированный перечень учреждений и заведений, которые имеют право практиковать в области трансплантологии и заниматься научными изысканиями, не предусматривает самовольной лечебной практики, — рассказал «ФАКТАМ» участник оперативно-следственных мероприятий, заместитель начальника отдела по борьбе с торговлей людьми УМВД Украины в Донецкой области Сергей Коломиец.  — Изъятые во время обыска рекламные буклеты этого ООО конкретно описывали, какие виды заболеваний у них лечат данным способом: там указывался и сахарный диабет, и сердечная недостаточность, и заболевания коры головного мозга (по сведениям прокуратуры, в комплекс услуг входило и омоложение.  — Авт. ). Но те криоматериалы, которые вводили людям в ООО, не были зарегистрированы Министерством здравоохранения Украины. Удивительно, что пациентов не смущала новизна методики лечения и не мучил вопрос происхождения лечебного материала.

Прокуратура не исключает, что в числе потерпевших могут быть как пациенты ООО, которым фактически не был гарантирован положительный результат лечения, так и доноры, у которых брался материал для трансплантации. Доноры пока не установлены. То есть следствию неизвестно, каким образом (и с согласия ли доноров) брался эмбриональный материал.

Прокурор Мариуполя Александр Егоров, которому изначально поступили на рассмотрение материалы этого дела, отвечая на вопросы газеты «Приазовский рабочий», сообщил, что данные трансплантаты готовились из своего рода «пункций, взятых из печени, головного мозга живого человеческого зародыша, который еще находился в утробе беременной женщины, а не во время аборта». Также прокурор Мариуполя сообщил, что «после такой операции происходит выкидыш».

Несмотря на то что мариупольские правоохранители не сообщили, откуда в клинику поступали препараты клеточной терапии, выяснить это оказалось нетрудно.

Живущий и работающий в Харькове ведущий специалист Украины в области клеточно-тканевой терапии академик Валентин Грищенко, к которому «ФАКТЫ» обратились за комментарием, сообщил, что препараты, фигурирующие в мариупольском скандале, разработаны и сделаны в возглавляемом им Институте проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины. Мариупольская же клиника — одна из тех, с кем институт заключил договор о сотрудничестве. Согласно нему в течение нескольких лет харьковские ученые поставляли мариупольским медикам разработанные препараты, а те в ответ предоставляли информацию о результатах их применения при тех или иных заболеваниях.

«Ни живой плод, ни живой эмбрион в клеточной терапии не используются»

По информации академика Грищенко, именно его институт разработал технологию замораживания клеток и тканей, позволяющую продлевать их жизнеспособность даже на годы. За два десятка лет научно-исследовательской работы в институте было создано около сорока препаратов клеточно-тканевой терапии с использованием плаценты и так называемого абортивного материала. При этом собеседник заверил, что никто из участников процесса не остается в неведении: даже доноры (т. е. делающие аборт женщины) дают письменное согласие на использование «материала» в научных и лечебных целях. Причина мариупольского скандала, по мнению Валентина Ивановича, — Закон Украины «О трансплантации», вступивший в силу пять лет назад и затормозивший развитие указанной отрасли науки. В апреле академик Грищенко и еще 14 ученых направили письмо премьеру Юлии Тимошенко с просьбой пересмотреть этот закон.

- Закон поставил на один уровень трансплантацию и клеточно-тканевую терапию, — сетует Валентин Грищенко.  — В частности, чтобы взять у донора орган для трансплантации, необходим консилиум минимум из трех врачей. Это понятно — чтобы они определили, что сердце еще работает, а мозг уже нет. К чему консилиум, если мы берем плаценту после аборта? Второе: вы считаете, что с этими препаратами еще не все известно? Ну так давайте же изучать! Но изучать, ничего не делая, нельзя!

Грищенко также назвал «вымыслами несведущих» рассуждения о том, что для производства качественных препаратов необходимо брать пункции у живых зародышей наиболее развитого плода, и заверил, что медики не уговаривают делающих аборты женщин продлевать беременность.

- На том сроке, когда женщины обычно идут на аборт, плод представляет собой подходящий материал для препаратов, — утверждает академик Грищенко.  — И ткани берутся тогда, когда эмбрион уже погиб и его по частям извлекли из матки. Никогда ни живой плод, ни живой эмбрион не используются. В этом нет необходимости. Нужны живые клетки и ткани, но не живой организм. Клетки же остаются живыми еще некоторое время после смерти плода. Все зависит от их вида: например, чувствительные к кислородному голоданию клетки головного мозга погибают первыми. Клетки кожи, мышц, клетчатки могут жить несколько дней.

Несмотря на законодательные препоны, Харьковский институт проблем криобиологии и криомедицины, по информации его главы, продолжает сотрудничать и с украинскими, и с зарубежными клиниками. Это сотрудничество, увы, стало косвенной причиной инцидента, случившегося в апреле этого года на украинско-российской границе. В поезде «Харьков-Москва» таможенники изъяли у молодого аспиранта московской лаборатории замороженные стволовые клетки, которые он без таможенной декларации пытался перевезти через границу в обычных термосах под видом чая. Аспирант признался, что этот материал был получен в Институте криобиологии и криомедицины и является клетками лабораторных крыс. По словам Валентина Грищенко, аспирант лаборатории, которая совместно с институтом проводила исследования по криоконсервации, имел все необходимые документы на провоз материала, но… поленился задекларировать груз. В результате на аспиранта (а заодно и на харьковский институт) пало подозрение в контрабанде элементов абортированных плодов. Однако, когда независимая экспертиза подтвердила, что клетки действительно крысиные, дело закончилось обычным изъятием незадекларированного багажа.

Харьковские правоохранители смогли привести в качестве примера единственный случай, когда было возбуждено уголовное дело по факту незаконного изготовления и применения препаратов клеточно-тканевой терапии. Судебное рассмотрение длилось долго, в ближайшее время будет принято решение суда. Два года назад в поле зрения работников милиции попал профессор-фармацевт, самостоятельно наладивший производство препарата под названием «биоглобин». Основой для лекарства, якобы помогавшего от десятков болезней, служила человеческая плацента. Как рассказал «ФАКТАМ» заместитель начальника Харьковского областного управления по борьбе с организованной преступностью Петр Филиппенко, плацента перерабатывалась в оборудованном подвале без соблюдения санитарно-гигиенических норм. Готовый препарат потом разливался по ампулам на мест-ном фармацевтическом предприятии. Отдельным предметом для изучения следствия стало то, как предприниматель получал плаценту для своего препарата — он покупал ее в некоторых роддомах Харькова. Между тем, по словам Петра Филиппенко, механизма использования человеческой плаценты или абортивного материала в нашем законодательном поле пока не существует. Закон гласит, что все материалы (если они не подлежат какому-нибудь специальному исследованию) должны утилизироваться. Иное использование — на грани конфликта с законом.

570

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров