Главный редактор интернет-издания «украинская правда» алена притула: «у георгия никогда в жизни не было барсетки. В тот день он взял с собой большую сумку »
Резонансное заявление Президента о раскрытии дела и задержании убийц журналиста Георгия Гонгадзе вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Одни называют его абстрактным и преждевременным, другие заявляют о беспрецедентном выполнении новой властью предвыборных обязательств. Впрочем, и те и другие сомневаются, что дело будет доведено до конца, а заказчики преступления понесут заслуженное наказание.
Генерал МВД Николай Астион назвал истерию по поводу своей персоны «политической уткой»
Напомним, что 25 января текущего года Виктор Ющенко, выступая с трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы, заявил: «Для меня и моего правительства дело Гонгадзе — это моральный вызов, на который нужно дать быстрый ответ». Глава государства также сказал, что несет за него полную моральную ответственность: «За один-два месяца дело должно быть передано в суд, и вы увидите его публичное рассмотрение».
Действительно, спустя четыре с половиной года после исчезновения журналиста, судя по заявлениям, в раскрытии одного из самых резонансных в мире преступлений наметился значительный прорыв. Министр внутренних дел Юрий Луценко пообещал, что гарантирует свободу и избавление от наказания тем милиционерам, которые были причастны к похищению журналиста, но не имеют непосредственного отношения к его убийству. В минувшее воскресенье главный милиционер страны сообщил, что найден автомобиль, в котором 16 сентября 2000 года увезли руководителя проекта интернет-издания «Украинская правда». Более того, Юрий Луценко заявил, что установлены люди, сажавшие Гонгадзе в машину. Министр внутренних дел также выразил уверенность, что милиция сможет выйти не только на исполнителей, но и на заказчиков преступления. Впрочем, отметил Юрий Луценко, «это будет сложнее, но мы до них доберемся» и пообещал анонимность и материальное вознаграждение тем, кто реально поможет раскрыть это резонансное преступление.
В понедельник в Киеве гранатой пытались убить Юрия Нестерова, свидетеля по так называемому делу оборотней, в котором есть эпизоды, указывающие на причастность сотрудников МВД к убийству Георгия Гонгадзе.
Во вторник в электронные СМИ начала просачиваться информация о задержании генерала и полковников милиции, которые убили журналиста. По данным киевского журналиста Олега Ельцова, якобы задержали бывшего начальника УБОП Киева генерала Николая Астиона и двух его бывших подчиненных. Недавний убоповец, а ныне начальник отдела внутренней безопасности УВД на Юго-Западной железной дороге Николай Астион, как выяснили «ФАКТЫ», не задерживался и уже третью неделю находится в отпуске. В интервью журналистам он опроверг свою причастность к делу Гонгадзе и назвал истерию по поводу его персоны «политической уткой». Правда, генерал подтвердил, что ранее его дважды вызывали в Генпрокуратуру по делу журналиста, однако ничем существенным следствию он помочь не смог.
Вчера в информагентствах, со ссылкой на компетентные источники в правоохранительных органах, появилась информация о задержании по делу Гонгадзе двух полковников МВД — Проташа и Гудзенко. В период исчезновения журналиста эти сотрудники, по разным данным, работали в столичном Управлении по борьбе с организованной преступностью или в криминальной разведке МВД. И. о. начальника Департамента по связям с общественностью МВД Украины Константин Стогний, к которому «ФАКТЫ» обратились за комментарием, факт задержания двух сотрудников милиции подтвердил, но с поправкой, что задержанные фигурируют в деле «банды оборотней», а на причастность к делу Гонгадзе их сейчас только проверяют. Фамилии задержанных в МВД назвать отказались, ссылаясь на тайну следствия. На вопрос корреспондента «ФАКТОВ», правда ли, что задержанные уже сознались в причастности к смерти журналиста, Стогний заметил, что за убийства, совершенные Чикатило, наказание понесли трое невиновных, а в убийстве донецкого журналиста Игоря Александрова «признался» Юрий Вередюк, который, как выяснилось впоследствии, оговорил себя. Поэтому до окончания следствия утверждать что-либо преждевременно.
Эксперты парламентской комиссии по делу Гонгадзе считают заявление Виктора Ющенко преждевременным
Между тем Президент Виктор Ющенко подтвердил в интервью журналистам, что на базе официальных показаний одного из задержанных свидетелей в ночь на вторник были разработаны операции по поиску вещдоков. «Сейчас мы занимаемся изъятием вещественных доказательств, которые разбросаны по прудам, речкам и ямам», — сказал глава государства. По его словам, в поиске доказательств были задействованы Минобороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, а также два водолаза. Ранее сообщалось, что в одном из заливов Днепра была найдена голова Георгия Гонгадзе, но СБУ эту информацию опровергла. Масла в огонь подлила газета «Сегодня», сообщив, что в районе Белой Церкви в одном из озер нашли сумку (барсетку) Георгия Гонгадзе. Однако, как рассказала «ФАКТАМ» главный редактор интернет-издания «Украинская правда» Алена Притула, от которой в ту злосчастную ночь ушел в никуда ее друг Гия Гонгадзе, «у него никогда в жизни не было барсетки». Более того, он просто презирал имидж человека с барсеткой. «Уходя, он взял большую сумку с желтой (или голубой, уже не помню) надписью «50 лет НАТО» на английском языке, больше в руках у него ничего не было», — сказала Алена Притула. Как сообщила «ФАКТАМ» пресс-секретарь председателя СБУ Марина Остапенко, вчера поиски подо льдом в местах оперативных наводок ничего не дали. «Пока ничего найдено не было, но поиски продолжаются», — сказала пресс-секретарь.
По поводу же сенсационного заявления главы государства о раскрытии этого громкого преступления высказываются скептические мнения. В частности, эксперты парламентской временной следственной комиссии по расследованию убийства журналиста Георгия Гонгадзе Валерий Ивасюк и Виктор Шишкин считают преждевременным заявление Виктора Ющенко о раскрытии этого дела. На вчерашней пресс-конференции Виктор Шишкин сказал, что для раскрытия этого уголовного дела необходимо закончить идентификацию тела, найти исполнителей убийства, похищения и укрывательства тела, организаторов, заказчиков и подстрекателей. Как передают «Украинские новости», Виктор Шишкин отметил, что необходимо также установить, была ли у этого убийства политическая цель, и если была, то какая и кто ее преследовал. По его словам, необходимо установить, кто виновен в фальсификации дела Гонгадзе и какова в этом деле роль записей бывшего майора президентской охраны Николая Мельниченко. «Это, в моем понимании, — окончание дела», — сказал Виктор Шишкин. Кроме того, эксперты хотели бы, чтобы глава государства встретился с членами следственной комиссии Верховной Рады, и те могли высказать ему свое мнение по этому делу. «Для того чтобы господин Ющенко смотрел на это дело не только глазами Пискуна», — сказал Виктор Шишкин.
Адвокат Леси Гонгадзе Андрей Федур приветствует раскрытие убийства ее сына Георгия, но при этом отмечает, что «аплодировать» данному факту можно будет лишь после того, как точку в деле поставит суд. «Я лично воздержусь выражать благодарность кому-то, лично Пискуну, пока дело не рассмотрит суд», — цитирует Андрея Федура УНИАН. При этом адвокат добавил, что знает немало дел, когда «из-за нулевой доказательной базы они рассыпались» и не приходили к логическому завершению. Андрей Федур убежден, что о полном раскрытии дела Гонгадзе и «выражении благодарностей» можно будет говорить лишь после того, как найдут и привлекут к ответственности заказчиков и организаторов убийства журналиста.
Лидер Компартии Петр Симоненко в своем комментарии по поводу заявления Президента Виктора Ющенко еще более категоричен. «Я опасаюсь, что не будут до конца соблюдены все процессуальные вещи и что истинные убийцы Георгия не будут названы», — сказал председатель КПУ, отметив, что все спишут «чуть ли не на обычную бытовуху». Те, кто давал указания убить Георгия Гонгадзе, «не понесут справедливого наказания», полагает главный коммунист. Народный депутат отметил, что за все годы независимости в Украине не было доведено до логического завершения ни одно «громкое» дело и ни один из виновных в правонарушениях и преступлениях не понес наказания. По его мнению, заявления о раскрытии резонансных дел не оздоровят украинское общество, а создадут условия для сведения счетов между кланами.
Леся Гонгадзе намерена судиться с Генпрокуратурой
Руководитель депутатской группы «Демократические инициативы» Степан Гавриш также высказал опасения, что дело Гонгадзе может быть использовано властью как инструмент для борьбы с политическими оппонентами. «Не хотел бы, чтобы определенные политические силы использовали это дело как жесткий инструмент для люстрации своих политических оппонентов», — цитирует народного депутата «Интерфакс-Украина». Вместе с тем Степан Гавриш подчеркнул: если сегодня можно утверждать о том, что дело об убийстве журналиста раскрыто, то «это свидетельствует, что прошлая власть умышленно затягивала расследование», а также пыталась скрывать факты и улики этого дела.
Член фракции «Регионы Украины» Валерий Коновалюк положительно оценил раскрытие дела Гонгадзе, выразив при этом надежду на то, что «это не промежуточный отчет правоохранителей, чтобы продемонстрировать свою эффективность, а действительно раскрытие преступления».
А вот мать погибшего журналиста Леся Гонгадзе требует наказать Генеральную прокуратуру за бездеятельность. Об этом она заявила в интервью телеканалу «1+1». По словам матери погибшего, у нее есть почтовое сообщение от 17 июля 2000 года о доставке в Генпрокуратуру открытого письма ее сына Георгия, в котором Гия заявил о слежке за ним. «Я не буду искать убийц, я буду судиться с Генеральной прокуратурой», — сказала Леся Гонгадзе. «Генпрокуратура должна понести самое суровое наказание, потому что 4,5 года издевается надо мной», — заявила мать Георгия. Бывший генпрокурор Михаил Потебенько, который возглавлял это ведомство в 2000 году, когда исчез Гия, отвергает любые обвинения родственников журналиста в свой адрес. Как передает УНИАН, экс-генпрокурор отметил, что когда Георгий Гонгадзе обращался с письмом, он лично был в командировке.
Напомним, что журналист исчез 16 сентября 2000 года по дороге домой на Печерске, в самом центре Киева. Сразу после его исчезновения замминистра внутренних дел Николай Джига исключил политические мотивы, поскольку оппозиционный журналист, по его мнению, «не является фигурой, которая могла бы влиять на политику». В начале ноября 2000 года обезглавленный труп журналиста был найден в таращанском лесу под Киевом. С исчезновением Гонгадзе в Украине разгорелся политический скандал вокруг возможной причастности к этому убийству высших должностных лиц государства. Лидер Соцпартии Александр Мороз 27 ноября 2000 года обнародовал записи разговоров, тайно сделанные бывшим майором госохраны Николаем Мельниченко в кабинете тогдашнего президента Леонида Кучмы.
Труп человека, признанный экспертами телом Гонгадзе, до сих пор не захоронен и находится в столичном морге на улице Оранжерейной.
Материал подготовили
корреспонденты «ФАКТОВ»
Александр ГАЛУХ,
Надежда КУТОВАЯ,
510Читайте нас в Facebook