Чтобы вырастить кожу для пересадки, у 5-летней насти овчар американские хирурги взяли фрагмент ткани из-под правой подмышки
Разница между киевским и бостонским временем составляет восемь часов. Когда у нас в разгаре рабочий день, там раннее утро. Но украинские врачи, которые сопровождали Настю и ее маму в полете и все еще находятся в Америке, не обижаются, если их будят телефонные звонки. Они понимают, что украинцев беспокоит судьба малышки, получившей серьезные ожоги, но спасшей свою двухлетнюю сестричку.
- Мы прилетели в Бостон в десять часов вечера, а уже утром Роберт Шеридан, руководитель клиники и ведущий хирург, начал операцию, — рассказала «ФАКТАМ» ведущий хирург Киевского городского центра термических травм и пластической хирургии, преподаватель Национального медицинского университета имени Богомольца, кандидат медицинских наук, лауреат государственной премии Украины Ольга Коваленко. — За ночь девочку обследовали и подготовили к предстоящей обширной операции. Кстати, врачи клиники поблагодарили нас: состояние Насти позволяло без предварительной долгой подготовки приступить к лечению. Роберт Шеридан удалил все омертвевшие участки кожи. Длилась операция около четырех часов. Я находилась в операционной вместе с двумя киевскими реаниматологами. Мы вместе привезли Настю и ее маму в Америку. Процедура удаления омертвевшей кожи очень сложная, пациент теряет много крови. Насте перелили 600 миллилитров эритроцитарной массы, плазму крови, ввели множество других препаратов.
- Девочка сейчас находится в реанимации?
- Да. Всего в клинике пять реанимационных палат. Настя — одна из самых тяжелых пациентов. Площадь палаты, в которой находится наша девочка, — около 40 квадратных метров. В центре в стерильном стеклянно-полиэтиленовом куполе стоит кровать. Возле него расположена вся следящая и поддерживающая функции организма аппаратура, телевизор с видеомагнитофоном, игрушки, которые принесли Насте. Перед операцией, чтобы отвлечь девочку, ей включали мультфильмы. Ожоги, которые получила малышка, американские врачи, как и мы, называют смертельными. Но наши бостонские коллеги настроены весьма оптимистически.
- Настя пришла в себя после операции, которую сделал американский хирург?
- Она все еще пребывает в состоянии медикаментозного сна, что просто необходимо после такой серьезной и продолжительной операции. Настя находится на аппарате искусственной вентиляции легких, который обеспечивает ей необходимую норму кислорода.
- Специалисты уже начали выращивать кожу для последующей пересадки?
- Конечно. Во время операции взяли кусочек живой кожи из-под правой подмышки девочки. Для выращивания потребуется как минимум три недели. Но во все тонкости этого процесса нас не посвящают.
- Как чувствует себя Ольга, Настина мама?
- У нее хорошо заживают те места, откуда мы брали лоскуты для пересадки Насте. До тех пор пока раны не затянутся и женщина не окрепнет, она тоже будет пациенткой американских врачей. Но больше Ольгу оперировать не станут. Женщина все еще выглядит испуганной, что понятно: она не ездила никуда дальше районного центра Харьковской области! Здесь Ольга уже познакомилась и общается с пациентами из Волгограда. Сейчас практически каждый день ее проведывают местные русскоязычные жители, узнавшие о судьбе этой семьи, они приносят подарки. Были у женщины и сотрудники украинского консульства. В начале апреля планируется визит Президента Украины Виктора Ющенко в Америку. Предполагается, что он наведается к Ольге и Насте в клинику.
Наши врачи как минимум еще неделю будут находиться в Бостоне. Для них это не только необходимость удостовериться в том, что с девочкой все нормально, но и возможность учиться.
- Нам бы хотелось увидеть, как работает клиника, ознакомиться с новейшими лабораторными разработками в ожоговой отрасли, — говорит Ольга Николаевна. — Так же мы хотели бы понаблюдать за тем, как лечат больных с ожогами 70 и более процентов поверхности тела, посмотреть, какие перевязочные материалы используют врачи. Американские медики относятся к нам весьма доброжелательно.
- Что вас поразило в оснащении клиники?
- Знаете, вся аппаратура, которую используют врачи бостонской клиники, есть и у нас. Но здесь она более совершенна. Наркозный аппарат, например, оснащен компьютером. Во время операции он контролирует работу всех органов пациента и регулирует дозировку подаваемых лекарств. Современные дерматомы позволяют щадяще брать кожу для пересадки. Ультразвуковые электроножи удаляют омертвевшую кожу с минимальной кровопотерей. Такой использовали во время операции у Насти. К сожалению, оснащение украинских ожоговых центров и клиник оставляет желать лучшего, в чем мы убедились воочию.
787Читайте нас в Facebook