«во время выпускных экзаменов нашим миротворцам пришлось выставить в школах патрули, чтобы разочарованные оценками родители не устроили стрельбу»
Сообщения о пребывании украинских миротворцев в Ираке с нетерпением ждут не только на родине. Весь мир пристально следит за событиями, происходящими в этой арабской стране. Но мало кто задумывался, благодаря кому эта информация выходит за пределы горячей точки. Впервые за время участия наших военных в миротворческих операциях за рубежом, в августе 2003 года в Ираке по решению Минобороны Украины был создан пресс-центр. Сначала в нем работали два подполковника: крымчанин Рустам Корсовецкий и киевлянин Андрей Лысенко. Спустя полгода к ним присоединился приехавший из Крыма подполковник Василий Садовский, который стал редактором газеты «Миротворец», выходившей в украинском миротворческом контингенте.
«Большинство арабов даже не знали о существовании Украины »
- Согласитесь, можно взять Багдад, поймать Саддама Хусейна, но мир об этом не узнает, пока не сообщат средства массовой информации, — говорит вернувшийся из Ирака подполковник Рустам Корсовецкий. — Помимо военной и миротворческой деятельности должно быть еще и ее информационное сопровождение. Когда наши миротворцы прибыли в Ирак, большинство арабов, чего греха таить, не знали о существовании Украины. Поэтому прежде всего мы провели пресс-конференцию, на которую пригласили местных журналистов. Раздали им справочный материал о нашей стране, через переводчика ответили на вопросы. После того как об этой пресс-конференции написали в иракских газетах, рассказали по радио и телевидению, в провинции Васит, где находились украинские миротворцы, нас узнавали и радостно приветствовали.
По местному телевидению шли репортажи о разминировании нашими миротворцами боеприпасов, ремонте школ — военнослужащим приходилось и этим заниматься. Необычную миссию пришлось выполнять украинским миротворцам во время школьных выпускных экзаменов. Министр образования провинции обратился к командиру бригады с просьбой выставить в учебных заведениях патрули. Если родственников выпускника не устраивали его оценки, то они могли открыть стрельбу прямо на пороге школы, угрожали учителям, которые якобы неправильно оценили знания деток. Такое «горячее» участие в судьбе родного чада объяснимо: с хорошими отметками у иракского школьника больше шансов бесплатно обу-чаться в вузе, получить хорошую специальность. Поэтому учиться в Ираке сегодня стремятся все. В школы ходят даже взрослые. Ведь без образования заработать нормальные деньги сейчас в стране невозможно.
Информацию для телесюжетов и газетных статей, по словам моего собеседника, они черпали и в так называемой общественной приемной, которая каждый день работала в бригаде украинских миротворцев. Местные жители шли туда со всеми своими проблемами: жаловались, например, на соседа, укравшего курицу, на то, что сына не берут в иракскую национальную гвардию, просили оказать медицинскую помощь, приобрести лекарства.
- Помню, в общественную приемную пришел мужчина, который обижался на свою жену, якобы укравшую у него ребенка, — говорит Рустам Орестович. — Пришлось разбираться, и выяснилось, что супруги поссорились, после чего женщина, захватив сына, вернулась к своим родителям. Но, надо сказать, к детям иракцы относятся очень бережно. Хотя нас поражало, что и летом, в 60-градусную жару, и зимой, когда на улице плюс 15, ребятишки ходят босиком. Удивила и другая черта местной детворы, которая постоянно бегает рядом с военнослужащими: просят воду, сладости, доллары. Например, даешь любому ребенку 10 долларов и просишь принести блок сигарет за два доллара. Он может вернуться через полчаса или прийти к вечеру, но обязательно принесет сигареты и восемь долларов сдачи. Но если цену не назовешь, он купит сигареты за два доллара, а скажет, что стоят они пять.
«В украинских журналах иракцы в первую очередь рассматривали образцы военной техники и фотографии девушек»
- Иракские журналисты охотно с нами сотрудничали, — продолжает Рустам Корсовецкий. — Особенно они радовались, когда мы дарили им украинские журналы и газеты — например, «Камуфляж», «Вiйсько Укращни». Больше всего в этих изданиях арабов интересовали образцы военной техники и, безусловно, фото наших девушек в военной форме. Это могло обсуждаться очень долго. Местные журналисты обязательно просили еще по одному экземпляру газеты или журнала для своих родственников и друзей.
Постепенно работа пресс-центра украинской бригады миротворцев оказывала влияние на умы и сердца рядовых иракцев, формировала более демократическое общественное мнение. Когда в гости к украинцам приехал председатель Союза журналистов Ирака, он тоже отметил этот факт.
- Дошло до того, что местные газеты уже осмеливались критиковать губернатора за бездеятельность, — улыбается Рустам. — Такого при правлении Хусейна нельзя было даже представить. Ведь раньше в Ираке было запрещено спутниковое телевидение, транслировались всего два-три канала из Багдада, подконтрольных правительству.
При Саддаме иракцы, по сути, находились в информационной блокаде. За спутниковую антенну могли упрятать в тюрьму на срок до пяти лет. Один местный житель рассказал Рустаму о своем отце, который, купив спутниковую антенну за 100 долларов и установив ее, ночами не мог спать — боялся, что к нему придет полиция. Через два месяца его действительно арестовали
- Мы, украинцы, были там во-о-от под такой лупой! — говорит собеседник. — О каждом нашем шаге хотели знать не только в Украине, но и в Америке, Западной Европе. И мы тоже были заинтересованы в том, чтобы сведения о деятельности наших миротворцев были правдивыми. Зато как умели журналисты других стран преподнести достижения своих миротворцев! Помню случай, когда испанцы обезвредили один фугас, который валялся на обочине дороги. А расписали! И фугас, мол, попался с каким-то сложнейшим взрывным устройством, и усилия по его уничтожению предприняты прямо-таки героические, и опасность была невероятная.
Я не хочу обидеть зарубежных коллег, но, зная, сколько взрывоопасных предметов уничтожили мои товарищи — более двух миллионов(!), начинаешь понимать: если ты как сотрудник пресс-центра не будешь оперативно и правдиво информировать общественность, то истинного положения дел не узнает никто.
В Ираке человек с камерой или фотоаппаратом становится объектом пристального внимания, а работа журналиста сопряжена с огромным риском для жизни. Тем не менее Рустам Корсовецкий и Андрей Лысенко объездили всю зону ответственности украинской бригады. И экипировку в 60-градусную жару им пришлось надевать такую же, как у других миротворцев: кевларовый шлем, бронежилет весом 14,5 кг, три запасных магазина, пистолет и, конечно, фотоаппарат. Когда в жару или холод едешь на БТРе, признались журналисты, и ощущаешь опасность, все воспринимается по-другому
274Читайте нас в Facebook