«львенок симбо ведет себя, как тихий больной ребенок: не капризничает, не шалит, а все больше лежит и смотрит грустно и устало»
Отец Симбо лев Кинг был передан в дар Харьковскому зоопарку десять лет назад ереванскими коллегами. Спустя три года из Николаевского зоопарка прибыла львица Виона. Союз львов оказался удачным: появлявшиеся на свет малыши были как на подбор здоровыми и симпатичными, Виона проявляла себя как нежная и заботливая мать, а Кинг вел себя на удивление спокойно и доброжелательно по отношению к малышам. Неприятности начались в прошлом году — тогда львица загрызла своего новорожденного малыша. «Животные знают, что делают. Наверное, Виона почувствовала, что ребенок болен и решила от него избавиться», — говорят сотрудники зоопарка. То же могло случиться и с Симбо, ставшим тринадцатым по счету отпрыском четы харьковских львов.
Симбо появился на свет 17 января, и уже спустя трое суток работников зоопарка насторожило необычное поведение матери-львицы: она неохотно вылизывала малыша.
А когда Симбо исполнилось шесть дней, Виона вынесла его из львиного домика в открытый вольер и положила на пол. Львенок был неухожен, слаб, да к тому же искусан матерью.
Сотрудникам зоопарка, забравшим «отказника» на искусственное вскармливание, пришлось непросто. Симбо отказывался брать соску с молоком, тяжело дышал и хрипло кашлял. Первые десять дней его пришлось лечить от воспаления легких, но и после того, как состояние малыша стабилизировалось, дыхание оставалось тяжелым. Вскоре выяснилось, что у львенка врожденный порок сердца.
Первое комплексное обследование Симбо было проведено, когда львенку было немногим меньше месяца. Тогда медики сказали, что больше двух недель ему не протянуть. Тем не менее, сейчас Симбе уже больше трех месяцев, он весит 4,5 кг (это примерно на килограмм меньше нормы для его возраста), продолжает набирать вес, расти и развиваться, хоть и не так активно, как здоровые львята.
С тех пор, как родители отказались от Симбо, его домом стал кабинет замдиректора зоопарка. Большую часть времени львенок проводит на диване, куда недавно научился забираться самостоятельно.
- Он ведет себя, как тихий больной ребенок. Не капризничает, не шалит, а все больше лежит и смотрит грустно и устало, — говорит заместитель директора Харьковского зоопарка Александра Цеханская.
Вот уже неделя, как малыш обходится двумя кормлениями в день — в шесть утра и в восемь вечера. Меню Симбо состоит из молока с яичным желтком и мелко порубленного мяса. Правда, накормить львенка удается далеко не всегда. По словам работников зоопарка, иногда приходится бегать за ним с бутылочкой и уговаривать: «Симбочка, попей молочка» Но дело даже не в капризах больного малыша — чаще всего у него просто не хватает сил доесть положенную порцию.
- Симбо знает руки каждого, но не считает кого-то из нас мамой. Скорее, воспринимает нас как свою стаю. Когда рядом с ним никого нет, он начинает ходить и громко орать — на это у него сил хватает, — смеется Александра Цеханская.
С наступлением весны Симбо стал проситься на улицу, но там он не бегает и не резвится, а чинно ходит по аллеям зоопарка, часто ложась, чтобы отдохнуть. Примерно раз в месяц у львенка случаются приступы, когда он может даже потерять сознание.
- Операция на сердце — это единственный шанс Симбо, — говорит Александра Цеханская.
К «человеческим» врачам работникам зоопарка приходится обращаться не часто. А у кардиологов помощи довелось просить впервые, и уж конечно, такая сложная операция на сердце львенка станет беспрецедентной. Саму операцию кардиологи Института общей и неотложной хирургии сделают бесплатно, но только медикаменты для ее проведения обойдутся в сумму не меньше тысячи долларов. Поэтому зоопарк проводит сбор средств для спасения Симбо.
- Мы вначале не хотели предавать историю с Симбо огласке, собираясь рассказать о его судьбе уже после того, как будет сделана операция, — говорит заведующая отделом информации Харьковского зоопарка Светлана Разинкова. — Но на больного львенка, с которым мы гуляли по аллеям, обращали внимание посетители, так что со временем по инициативе горожан нам пришлось открыть специальный расчетный счет.
Помог своему брошенному сыну и лев-отец Кинг: ему пришлось сдать 800 миллилитров донорской крови на случай, если придется делать переливание.
В преддверии операции врачи консультируются с коллегами со всего мира. Но комментировать ее кардиологи пока избегают. Говорят, случай слишком сложный, чтобы можно было заниматься прогнозированием.
P. S. Увы, жизнь львенку спасти не удалось. Как сообщили в Харьковском зоопарке, операцию по устранению сердечной патологии у Симбо провели 25 апреля. В ходе операции стало видно, что в организме львенка начались необратимые изменения — это сводило шансы на выживание в послеоперационном периоде к нулю. Было принято решение не выводить львенка из наркоза, и он не проснулся. «Ранее, консультируясь с зарубежными специалистами по поводу болезни новорожденного Симбо, мы получили однозначный ответ — произвести эвтаназию (усыпление), но мы не могли пойти на это и решили бороться за его жизнь до конца.
Спасибо всем тем людям, которые откликнулись на нашу беду и старались спасти Симбо», — говорят работники Харьковского зоопарка.
577Читайте нас в Facebook