ПОИСК

«я никогда не был хорошим пациентом для врачей: жил так, как считал нужным. А девять больных, которых прооперировали в то же время, что и меня, давно умерли… »

0:00 2 июня 2005
«я никогда не был хорошим пациентом для врачей: жил так, как считал нужным. А девять больных, которых прооперировали в то же время, что и меня, давно умерли… »
Юрий ГАЕВ «ФАКТЫ» (Запорожье)
У ирландца Макси Скалли есть только одна почка, да и та пересаженная. И служит она уже… 30 лет! Недавно этот уникальный человек посетил Украину

В Запорожье состоялась конференция «Донорство спасает жизнь». Ее цель — продемонстрировать возможности трансплантации как метода лечения, а также привлечь внимание населения к проблемам донорства в Украине. Инициировали проведение этого мероприятия Запорожский межобластной центр трансплантации и областное общество людей с пересаженными органами, в которое входит около 150 человек. Изюминкой конференции стал приезд ирландца Макси Скалли, который 30 лет живет с единственной, к тому же чужой, почкой. На мой вопрос «Как здоровье?», заданный через переводчика, гость ответил: «Прекрасно!» И показал большой палец.

«На Рождество я сам пришел домой из больницы, хотя медики говорили, что больше трех дней не протяну»

Судьба этого человека удивительна и поучительна. Макси не было еще 19 лет, когда тяжелая болезнь впервые дала о себе знать. Однажды парень бежал по улице и вдруг стал задыхаться и кашлять кровью. Испугался, но о случившемся никому не сказал.

- Я тогда только поступил в колледж на «гостиничный бизнес», мечтал служить в армии, — вспоминает Макси Скалли.  — Мой отец был ветеринаром, лечил лошадей. Я находился возле этих животных с четырех лет, любил их, очень хотел заниматься конным спортом. Болезнь могла перечеркнуть все мои планы, поэтому о приступе кашля умолчал. Но вскоре за рулем машины потерял сознание. По настоянию друзей все-таки пошел в больницу. Врачи обнаружили у меня редчайшее заболевание крови, приведшее к атрофии почек. Легкие тоже были поражены, потому и кашлял кровью. Меня сразу перевели на гемодиализ (очищение крови с помощью аппарата «искусственная почка»), резко ограничили в употреблении пищи и жидкости. Но состояние мое только ухудшилось. Медики уже не скрывали, что проживу не более трех дней. В палату стали приходить священники. Я был в отчаянии, но заставлял себя думать о чем-то хорошем. Приближалось католическое Рождество, и я сказал одному из священников, что праздник проведу… дома. Моя мама всегда готовила к этому дню столько вкусностей! Трудно поверить, но 25 декабря я сам пришел домой из больницы, таща два 10-килограммовых баллона с кислородом, так как спать мог только в кислородной маске. Буквально дополз до своего места за столом и встретил Рождество в семейном кругу.

Врачи считали, что у Макси есть лишь один шанс выжить — удаление почек и трансплантация. Операцию сделали в Дублине, столице Ирландии, 28 ноября 1975 года. Донорский орган долго не приживался, выдержать все это, по словам Скалли, было очень трудно.

РЕКЛАМА

Когда почка все-таки «освоилась», Макси решил, что за жизнь стоит побороться. Парень продолжал заниматься лошадьми. Тренировался ежедневно, проводил в конюшне по 3-4 часа. Через 7 месяцев после выхода из больницы парень настолько окреп, что смог ездить верхом. С тех пор прошло 30 лет. В мире нет второго человека, так долго живущего с пересаженной почкой.

«Конный спорт никогда не брошу, хочу поехать в Пекин на Олимпийские игры»

02s06 irlandec1.jpg (15105 bytes)В 1978 году Скалли с партнерами основал международные соревнования, сейчас известные как Всемирные спортивные игры людей с пересаженными органами. Важно было показать, что человек, перенесший трансплантацию, может жить полноценной жизнью, а также привлечь внимание общественности к такой проблеме, как нехватка донорских органов. С тех пор игры прошли в Аргентине, Австралии, Бельгии, Бразилии, Болгарии, Канаде, Китае, Германии, Индии, Мексике и других странах. В состязаниях участвует до тысячи спортсменов из 35-40 государств. Макси выступал на всех играх, завоевывал медали, в том числе золотые, на соревнованиях по бегу и прыжкам в высоту.

РЕКЛАМА

В ноябре 1980-го на родине Скалли проходили состязания по конному спорту, в которых участвовали известные наездники из Великобритании, Ирландии и Германии. Макси, не будучи профессионалом, решил помериться с ними силами.

- За ночь до соревнований я увидел, как мужчина на лошади перепрыгнул через высокий забор, и попросил одолжить лошадь, — рассказывает Макси Скалли.  — Три часа уговаривал, даже расписку написал, что рискую жизнью по собственному желанию. Назавтра сел-таки на чужую гнедую. Лошадь была высокая и худая, но я взял на ней три препятствия и установил мировой рекорд. Была как раз годовщина смерти моей сестры, она погибла в 21 год от рака. Помню, объехал арену, посмотрел на небо и сказал: «Барбара, теперь ты можешь меня забрать». А на следующий год пришло приглашение принять участие в дерби в составе национальной сборной — сбылась заветная мечта! С тех пор участвую во всех скачках, которые проходят в Ирландии.

РЕКЛАМА

Макси увлекается также борьбой и регби. А еще мечтает побороться за победу в конных состязаниях на летних Олимпийских играх в Пекине.

- Лошадьми буду заниматься всю жизнь, — продолжает Макси.  — Надеюсь, что и умру в седле.

Конечно, жизнь с единственной почкой, да к тому же чужой, требует определенных ограничений. Но Макси Скалли утверждает, что никогда их не придерживался: он довольно много курит, иногда выпивает (особенно любит ром), ест любую пищу.

- Я не был хорошим пациентом для врачей, — говорит Макси.  — Потому что всегда поступал так, как считал нужным. Девять человек, которым сделали операцию в то же время, что и мне, давно умерли. Я же достиг поставленных целей и хочу показать другим, что даже после трансплантации не надо бояться жить.

Скалли дописывает книгу о своей болезни и борьбе с ней.

Узнав, что его единственный сын погиб, Макси предложил взять органы покойного для пересадки

Каждые три месяца Макси ходит в больницу и сдает анализы. За здоровьем уникального пациента следит целая бригада врачей. Многолетний ежедневный прием лекарств не прошел даром для организма — у Скалли развилась болезнь кожи. Одну доброкачественную опухоль врачи уже удалили. У Макси случаются сердечные приступы, но, похоже, ирландец не придает этому особого значения. Говорит, что могила для него «открывалась» уже несколько раз, но хоронили других: сначала отца, затем сестру, брата… А недавно в автокатастрофе погиб единственный сын Макси — Маркус. Ему было всего лишь 17 лет. Получив страшную весть, отец сам предложил врачам взять у покойного внутренние органы для пересадки больным людям. Увы, это сделать не смогли — тело было изувечено.

- У нас в Ирландии к донорству относятся с пониманием, поскольку благодаря средствам массовой информации люди хорошо осведомлены о том, что такое трансплантация, — объясняет Макси Скалли.  — Все желающие могут купить в аптеке карту донора, заполнить ее. Эту карту, как правило, вкладывают в водительские права: может пригодиться, если смерть наступила в результате автокатастрофы. Так что почти каждый ирландец — потенциальный донор. Бытует такая фраза: «Не забирай в рай свои органы, они нужны на Земле».

Макси известно о сложностях с трансплантацией в Украине, об отсутствии у нас закона, стимулирующего развитие донорства. Ирландец приехал в Запорожье, чтобы принять участие в обсуждении этого важного вопроса. В 1995 году визит уникального пациента в Японию повлиял на принятие тамошним парламентом закона о пересадке органов. Искреннее эмоциональное выступление ирландца на конференции «Донорство спасает жизнь» было встречено аплодисментами.

- В нашей стране о донорстве люди знают немного,  — заявил «ФАКТАМ» главный трансплантолог Украины, руководитель Запорожского межобластного центра трансплантации профессор Александр Никоненко.  — Мы хотели показать, насколько важна эта проблема. Потому и пригласили Макси Скалли. Он абсолютно физически реабилитированный человек и очень активный. В минувшем году мы проводили подобную конференцию, но она получилась менее заметной. В этот раз мы пригласили также врачей, постоянно работающих в сфере, где решается вопрос о возможном заборе органов. К сожалению, сегодня даже докторам не все известно о трансплантологии, в медицинских вузах Украины она не преподается. Поэтому, выслушав участников конференции, медики говорили: «Если бы до нас постоянно доходила такая информация, мы бы к донорству относились иначе».

Из досье «ФАКТОВ»

В 1999 году на Всемирных спортивных играх людей с пересаженными органами, которые проходили в Будапеште (Венгрия), единственным представителем стран СНГ был Эдуард Рыбаков из Киева, которому за три года до этого в Запорожье сделали трансплантацию почки. Из США в Будапешт приехало 200 спортсменов, из Франции — 150. Эдуард участвовал в соревнованиях по настольному теннису и бегу на 100 метров. В 2003 году на Всемирные спортивные игры во Францию поехал еще один украинец — запорожанин Александр Рейда. Он соревновался в стрельбе из воздушного ружья. Александру пересадили почку в 1997-м. В нынешнем году игры пройдут в Канаде. Запорожское общество людей с пересаженными органами планирует послать за океан своего представителя.

301

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров