Киевский энтомолог олег закуркин: «в моей коллекции есть самая крупная в мире бабочка, размах крыльев которой 25-30 сантиметров»
«В некоторых странах за поимку редкого вида бабочек грозит тюремное заключение»
- Все бабочки, представленные в коллекции, несмотря на то что они тропические, рождены в Украине, — рассказывает киевский энтомолог Олег Закуркин. — Я развожу их в оранжерее под Киевом, а несколько видов содержу у себя на кухне в специальном инсектарии — емкости в один кубический метр, похожей на аквариум. Жизнь бабочки коротка — три-четыре дня, максимум две недели. Поэтому появление на свет этих красавиц из куколок — настоящий праздник. Ежедневно их рождается у меня 20-30 штук. В моей коллекции есть самая крупная в мире бабочка, размах крыльев которой 25-30 сантиметров.
- И чем же их кормите?
- Гусеницы питаются в основном бананами и цитрусовыми. Бабочки же — нектаром цветов и перезревшими фруктами. В домашних условиях кормлю их раствором сахара или меда.
- Надо же! А что ест самая крупная ваша «воспитанница» многоцветная Attacus Atlas?
- Не поверите, она не ест абсолютно ничего! У нее даже нет ротового аппарата. Живет за счет питательных веществ, которые успела накопить гусеница. Вообще это особая бабочка. Полет ее перепархивающий. Перенося на руке, с бабочкой можно легко играть, не боясь, что улетит.
- Какая прелесть! Сколько стоит подобная красавица?
- Около 300 гривен. Бабочка свеженькая. Только сегодня вышла из куколки. Я их с коллегами специально выращиваю в оранжерее для «живых салютов». И это еще недорого. Редкие виды вообще продают от 1000 долларов за пару К примеру, сине-зеленого самца и черно-коричневую с белыми и желтыми пятнышками самочку птицекрылки «Александра», которые обитают только вблизи одной деревни в Новой Гвинее, Мавроди, говорят, приобрел за 10 тысяч долларов. Папуасы считают ее своим божеством.
Когда де Абрера — один из известных исследователей, автор 12-томного атласа бабочек — хотел ее всего лишь сфотографировать для этого самого атласа, ему около года пришлось жить в селении туземцев и даже принять их обычаи. И лишь тогда вождь племени дал свое согласие на фотосъемку. Причем исследователю завязали глаза и два воина отвезли его в лодке в то заветное место, где водится бабочка. Сфотографировал он ее под их пристальным наблюдением. Затем ему снова завязали глаза и отвезли обратно. В некоторых странах, кстати, за поимку бабочки редкого вида грозит тюремное заключение.
- Да, но 10 тысяч долларов — такие цены за бабочек только «ротшильдам» по карману!
- Вы прямо в точку попали. Барон Ротшильд как раз был страстным коллекционером бабочек, организовывал разные экспедиции. Он собрал крупнейшую коллекцию тропических бабочек, которую после смерти завещал лондонскому Музею естественной истории. Столешница его письменного стола, кстати, была инкрустирована крылышками бабочек.
«В экспедиции мне встречались гинандроморфы — наполовину самки, наполовину самцы»
- Олег Борисович, слышала, вы стали энтомологом, закончив экономический вуз
- Это так. Серьезное увлечение бабочками выросло из моего детского хобби. Ловил бабочек сачком в окрестностях Запорожья, откуда я родом. А когда мне было лет десять, в зоологическом музее в Питере я увидел тропических бабочек. Мне захотелось познать мир этих красавиц. В студенчестве я отправлялся в экспедиции, чтобы открывать для себя новые виды и подвиды. Это настолько увлекательное занятие — по растениям, которые растут в том или ином регионе, определять, какие бабочки могут здесь водиться! А потом находить своим гипотезам реальные подтверждения.
- Какие самые интересные экземпляры вам попадались?
- Это гинандроморфы — бабочки, которые совмещают в себе самца и самку. Поскольку окрас у самки и самца обычно разный, такие бабочки могут быть, к примеру, наполовину коричневыми, наполовину василькового цвета. Необычайное зрелище! Но такие бабочки, увы, не размножаются. Так же, как и скрещенные виды.
- Бывают бабочки, опасные для человека?
- Нет, они не кусаются. Именно поэтому на нашей выставке мы каждому желающему разрешаем подержать бабочку в руках. Но «охота» за бабочками — занятие не такое легкое, каким кажется с первого взгляда. Во-первых, чревато травмами ног. Во-вторых, охотясь однажды за этими красотками на севере Читинской области, я чуть не стал завтраком для медведей. Точнее, медведицы и медвежонка. Увидев их в ста метрах от себя, я застыл на месте. Это меня, как потом понял, и спасло. Если бы побежал — ног бы не унес. А так медведица посмотрела на меня с любопытством и пошла с детенышем вверх по склону. Кстати, медведица была такой огромной, что наши мишки в зоопарке по сравнению с ней — «лилипуты».
- Нынче в богатых домах модно устраивать в честь свадеб и дней рождения «салюты» из бабочек. Сколько это стоит?
- Заказ более десяти бабочек обходится примерно в 100 гривен за каждую. Такие «салюты» — очень красивое зрелище. В Индии, например, считается, что жених и невеста обязательно должны запустить в небо по бабочке. Они якобы донесут их сокровенные желания Богу.
- Кто ваши заказчики?
- Среди них — политики, знаменитости. Но называть не буду. Их заказы эксклюзивные. Например, один из политиков заказал себе к юбилею тысячу бабочек, собранных изо всех стран мира. Некоторые оборудуют у себя в загородных домах зимние сады и просят украсить их порхающими красавицами. Тогда зимний сад, дополненный водопадами и извилистыми ручейками, становится настоящим райским.
- Как интересно! Ну хоть одного своего клиента из бомонда назовите.
- Сказать честно, с такими клиентами я общаюсь в основном через посредников — фирмы, организующие вечеринки. Только однажды моя жена отправилась доставить заказ непосредственно, но дальше ворот ее не пустили.
1411Читайте нас в Facebook