ПОИСК
Происшествия

За героический перелет из москвы в канаду через северный полюс члены экипажа под командованием валерия чкалова получили по 30 тысяч рублей и автомобилю

0:00 17 июня 2005
За героический перелет из москвы в канаду через северный полюс члены экипажа под командованием валерия чкалова получили по 30 тысяч рублей и автомобилю
Инф. «ФАКТОВ»

Весной 1937 года на имя наркома обороны Ворошилова и Иосифа Сталина поступило письмо от пилотов Чкалова, Байдукова и Белякова о разрешении совершить трансарктический перелет Москва-Северный полюс- США. Идея показалась советскому руководству политически заманчивой, ведь представлялась возможность продемонстрировать всему миру достижения советской техники и преимущества социалистического строя. Накануне полета метеорологи с дрейфующей станции «Северный полюс-1» выдали не очень благоприятный прогноз. Но несмотря на это Чкалов настаивал, чтобы не менять планы. Сталину доложили, что экипаж собирается в путь при нелетной погоде, но он сказал: «Чкалов лучше знает, какая ему погода нужна!»

18 июня в 4 часа 5 минут нагруженный горючим и продовольствием самолет АНТ-25 взлетел с подмосковного аэродрома Щелкино и взял курс на Северный полюс! Летчики были одеты в шерстяные свитеры, кожаные брюки, куртки на гагачьем пуху и собачьи унты. Каждому пилоту был выделен трехдневный паек. В сутки полагалось по 50 граммов телятины, ветчины, швейцарского сыра, зернистой красной икры, сливочного масла, а также шоколад, лимоны, апельсины и яблоки. Кроме этого на борту находился месячный аварийный запас концентратов.

Когда АНТ-25 достиг Северного полюса, температура в кабине опустилась до минус восьми. Полет был настолько тяжелым, что за первые 40 часов члены экипажа поели только один раз. С обледенением винта самолета боролись, постоянно повышая и снижая высоту. Очищать переднее стекло кабины от корочек льда им приходилось вручную из боковой форточки. Над полюсом вышел из строя компас, и летчикам приходилось ориентироваться по солнечному указателю: тени от обычного гвоздя! Облачность и циклоны преследовали экипаж на протяжении всего пути. Конечным пунктом было намечено Сан-Франциско, но заканчивалось топливо, поэтому Чкалов решил садиться в Ванкувере.

Приближаясь к военному аэродрому Ванкувера они увидели тысячи людей. Чкалов пошутил: «Распотрошат сейчас самолет на сувениры!»

РЕКЛАМА

Отвечая на вопрос журналиста, Валерий Чкалов сказал, что они пытались доказать возможность воздушной связи между СССР и США. На летном поле Чкалов распорядился раздать всем «на память» запасы полетных продуктов. Советским летчикам предлагали доллары, но они сказали, что никаких денег не возьмут. Репортеры не могли поверить, что самолет советского производства. Поставив стремянку и открыв капот, фотографировали двигатель. На следующий день русским летчикам привезли костюмы, и героический экипаж АНТ-25 был принят в овальном кабинете президентом США Франклином Рузвельтом.

Портреты мужественных пилотов украшали обложки всех газет и журналов в мире. В честь перелета были выпущены значки и почтовые марки! Экипаж путешествовал по США и Европе, а в августе 1937 года их торжественно встречали на Белорусском вокзале в Москве. Чкалов, Байдуков и Беляков были удостоены звания Героя Советского Союза еще в 1936 году за беспосадочный перелет на Камчатку. А за покорение Северного полюса их наградили орденами Красного Знамени. Кроме этого, каждому летчику выделили премию — 30 тысяч рублей и автомобиль «Паккард».

РЕКЛАМА

В 1975 году на военном аэродроме в Ванкувере в честь героического перелета через Северный полюс установлен памятник, изображающий символический мост через верхушку планеты.

Подготовила

РЕКЛАМА

Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»

519

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров