ПОИСК
Происшествия

«на музыкальных конкурсах у меня от страха спина покрывалась испариной, особенно при приближении телеоператора»

0:00 13 июля 2005
«на музыкальных конкурсах у меня от страха спина покрывалась испариной, особенно при приближении телеоператора»
17-летняя девушка, родившаяся без пальцев на правой руке, виртуозно играет на пианино, а также танцует, выполняя даже акробатические трюки

Когда я зашла в класс школы искусств N 5 города Донецка, где мы договорились встретиться с моей героиней и ее преподавательницей, я увидела за пианино красивую девушку с длинными русыми волосами и большими синими глазами. Она наигрывала лезгинку. Услышав сложную мелодию, я засомневалась: та ли это девушка, у которой нет пальцев на правой руке? Но увидев правую кисть исполнительницы, я поняла: это Рита Птущенко, лауреат последнего Всеукраинского конкурса 2005 года «Чистые росы», о которой мне с восхищением рассказывали в областном управлении образования.

«Когда звук из аккорда совпадает со звуком основной темы, его можно… не играть»

- Как же у тебя получается играть? — спросила я девушку.

- Тему правой руки я перекладываю в левую, — рассказывает Рита.  — Правой могу взять только «секунду» — две ноты, стоящие рядом. Если аккорд полностью взять правой рукой не получается, играю его левой, только «крайнюю» ноту беру правой. А когда звук из аккорда совпадает со звуком основной темы, его можно… и не играть. Это же незаметно!

- Бах и Чайковский «не страдают», Рита может даже джазовую мелодию сыграть, — заверила меня преподаватель девочки Лариса Швец, придумавшая эту «революционную адаптацию» нотной партитуры под исполнителя с ограниченными возможностями.

РЕКЛАМА

Лариса Петровна была первым и тогда еще единственным человеком, который поверил в то, что восьмилетняя девочка с негнущейся кистью, похожей на рыбий хвостик, сможет играть на пианино.

- У дочери еще в детском саду проявились хорошие вокальные данные и прекрасный слух, — рассказывает Наталья Птущенко, мама Риты.  — В общеобразовательной школе педагога по вокалу не оказалось, и я повела Риту к хормейстеру Ларисе Петровне Швец, у которой сама когда-то училась.

РЕКЛАМА

Девочке хотелось не только петь, но и играть. Подобрать для Риты инструмент было непросто. Скрипка и виолончель отпали сразу же: Рита не смогла бы правой рукой удержать смычок. Домра тоже не подошла. О фортепьяно девочка сначала и не помышляла, хотя звуки, которые извлекал из этого инструмента преподаватель, зачаровывали Риту. Заметив это, Лариса Петровна стала показывать ученице несложные пьесы. Сначала те, которые можно было наигрывать одной рукой. Идея адаптировать произведения для Риты родилась в процессе обучения девочки. Небольшие «изменения» заметны только профессионалам.

Как рассказывает Лариса Швец, главной трудностью оказалось преодолеть психологический барьер. Ведь Рита, появившаяся на свет с таким недостатком, стеснялась своего недуга, старалась не привлекать к нему внимания.

РЕКЛАМА

«Если публика заслушается, то забудет, какие у певца руки и ноги»

Когда-то родителям Риты Птущенко предлагали сделать девочке операцию на недоразвившейся кисти, чтобы девочка хотя бы могла удерживать некоторые предметы. Но они решили отказаться: успешного исхода медики не гарантировали, а вторжение в сформировавшиеся сухожилия и нервы кисти могло бы нарушить координацию движений всей конечности.

- Если бы вы сидели в концертном зале, а Рита играла на сцене, вы бы ничего не заметили, — говорит Лариса Швец.  — Она прячет руку под одеждой, а как только доиграет, садится на нее.

Все повседневные дела Рита делает левой рукой. Пишет каллиграфическим почерком, прекрасно рисует, шьет, вышивает, вяжет крючком. Еще она занимается танцами с элементами акробатики, через всю сцену крутит «колесо» в русском «Казачке»!

Лариса Петровна, обучавшая Риту музыке, отдавая ей все свое свободное время, решилась показать необычную ученицу руководителям школы искусств только на второй год занятий с ней.

- Рита, как обычно, так быстро устроилась за пианино в нашем концертном зале, что никто и не заметил, что с рукой у нее что-то не так, — рассказывает Лариса Петровна.  — Но я-то уже директору и завучу рассказала о проблеме. Рита играла пьесу за пьесой без единой ошибочки, а я краем глаза наблюдала за коллегами, сидящими рядом: у одной преподавательницы даже слезы по лицу текли!

«О, если бы и мои ученики могли так чувствовать, как она», — сказал профессор Донецкой музыкальной академии им. Прокофьева Станислав Савари, к которому Лариса Швец возила свою воспитанницу на консультацию. Станислав Витальевич сам в детстве учился не только музицировать, но и ходить заново. Профессор перенес не одну тяжелейшую операцию после полиомиелита, который в 30-е годы прошлого века еще лечить толком не умели. Станислав Савари так и не расстался с тростью, водит автомобиль с ручным управлением…

«Я поняла, что буду играть только для себя»

Первый областной конкурс для детей с ограниченными возможностями принес 10-летней Рите успех. Ее наградили путевкой в лагерь для одаренных детей в Одессе. И уже на конкурсе в лагере ее выбрали для поездки в Израиль. В Израиле дети не выступали, а отдыхали, ездили на экскурсии. Но радушные хозяева при знакомстве с юными гостями, конечно, интересовались, за какие успехи ребят отправили в интересное путешествие. Услышав, что Рита — пианистка, израильтяне только руками разводили: «А как же вы играете?»

Потом была новая победа на областном конкурсе, за которую Риту наградили путевкой в «Артек». Вот тут-то ребенок и пережил первую обиду: чиновник, от которого тогда зависело, поедет ли Рита отдыхать, вдруг потребовал справку о доходах семьи Птущенко. «А разве это — не премия за талант?» — удивились родители Риты. Тогда путевку девочка так и не получила, потому что на каждого человека в семье Птущенко приходилось на десять гривен больше официально установленного минимума. Преподавательница уговорила девочку не отчаиваться. И на следующий год Рита все-таки попала в «Артек» как дипломант очередного конкурса.

Увы, дальнейшее продвижение на большую сцену не состоялось: когда Рита, что называется, в последнюю минуту получившая приглашение на благотворительный концерт, проходивший в прошлом году в Донецке под патронатом жены экс-президента Людмилы Кучмы, привезла свои документы и заявку на участие, ей сообщили, что отборочный тур уже состоялся.

А на очередной Всеукраинский конкурс не поехала уже не только Рита, но и другие возможные участники. Организаторы решили сэкономить на детях-инвалидах: вместо живой музыки члены жюри смотрели видеокассеты. Правда, даже так Рита Птущенко сумела впечатлить слушателей. После конкурса ей прислали грамоту…

- Я поняла, что играть буду только для себя, — говорит Рита.

Впрочем, девушка не расстраивается. Когда она выступала в учебно-оздоровительном центре для детей с физическими недостатками «Изумрудный город» в Славяногорске (Донецкая область), о своем страхе перед публикой ей пришлось забыть. Она уговаривала выйти на сцену соседку по палате  — 15-летнюю девочку с пораженными мышцами, которая не могла самостоятельно передвигаться, но божественно пела грудным голосом.

- Катя плакала, говорила: «Люди шарахаются от моих страшных рук и ног», — вспоминает Рита.  — А я ей твердила, что если публика заслушается, то забудет о том, какие у певицы ноги и руки. У меня ведь тоже сначала, на больших конкурсах, спина от страха испариной покрывалась, особенно когда ко мне приближался телеоператор. А теперь я в молодежном вокально-инструментальном ансамбле солирую.

Впрочем, и ансамбль, и танцы Рита решила сделать своим хобби. Поняв, что у нее получается помогать становиться уверенными в себе людям с ограниченными возможностями, Рита захотела быть психологом. Преподаватель же Риты, взявшая на себя роль ее «крестной мамы», надеется, что найдутся люди, которые поймут: человек, который преодолел собственный внутренний барьер, действительно сможет научить «летать» и самого робкого из робких.

299

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров