«после поездки мы пришли к выводу, что потенциальные инвесторы никопольского завода ферросплавов — люди вполне надежные»
«Заводчане гордятся тем, что УАЗ каждый год наращивает производство»
- Юрий Михайлович, какая на УАЗе программа социальной защиты работников? Вы как профсоюзный лидер ездили на Урал, чтобы понять, смогут ли россияне стать достойными инвесторами НЗФ?
- Конечно, мы не только изучали этот вопрос, но и сопоставляли их достижения с нашими. Первым делом сравнили коллективные договоры обоих предприятий. Я должен признать довольно высокий уровень социальной защищенности уральцев — почти, как у нас, ферросплавщиков. Так же, как и у нас, предприятие считается элитным, молодежь стремится попасть на работу именно на УАЗ. Выпускники металлургического техникума даже дипломы защищают на заводе — на конкурсе в присутствии директора и главных специалистов. Лучших тут же принимают на работу.
- А как у них относятся к безопасности труда?
- Этому вопросу россияне уделяют достаточно внимания. Работников своевременно обеспечивают спецовочной и защитной одеждой, добротной, соответствующей всем ГОСТам. Все медицинские ограничения и предписания тщательно соблюдаются. Инструктажи по технике безопасности в каждом рабочем подразделении проводятся ежедневно, раз в неделю — обязательная лекция. Прошли по заводу — везде плакаты, планшеты, стенды соответствующие. Причем не новые — видно, что не показуха. В цехах чисто, аккуратно. Словом, порядок. Директор лично уделял внимание этому вопросу. Впрочем, и цифры подтверждают, что техника безопасности там на высоте: если до прихода «Реновы» на завод уровень травматизма в течение года достигал 160 случаев, то в 2004 году их было всего лишь семь.
- А какие у вас впечатления от организации производства на Уральском алюминиевом?
- Заводчане гордятся тем, что УАЗ каждый год наращивает производство. Так, например, в прошлом году завод произвел основной продукции — первичного алюминия — на 20 процентов больше, чем в позапрошлом. В декабре 2003 года ввели в эксплуатацию два новых корпуса электролиза, расширили номенклатуру сплавов. За последние годы значительно снижены расходы основных видов сырья, энергозатрат. В целом более чем на 40 процентов увеличились производственные мощности. Нам показывали циклонно-вихревую печь кальцинации, не имеющую аналогов ни у нас, ни в России, которая вполовину уменьшает расход газа.
- Но ведь техногенное производство предполагает отрицательное влияние на окружающую среду. Как на УАЗе с экологией?
- Конечно, как принято говорить, завод-гигант — не шоколадная фабрика. Однако и в плане охраны окружающей среды можно отметить много позитивных моментов. Существует полновесная программа, предусматривающая строительство и усовершенствование газоочистных систем, реконструкцию и модернизацию оборудования, применения новых технологий. К примеру, сегодня начаты дорогостоящие работы по модернизации газоочистных сооружений на спекании в глиноземном цехе. В несколько раз сократились выбросы вредных веществ в атмосферу. Я сказал о новых электролизерах, так вот, одновременно с их пуском был введен в эксплуатацию блок газоочистки, что позволило довести степень очистки газов до 99,98 процента. Представьте — из трубы идет практически чистый воздух.
«Средняя заработная плата на заводе, если перевести в гривни, — около двух тысяч»
- Есть ли в социальной политике УАЗа что-нибудь, что можно было бы взять себе на вооружение?
- Многие мероприятия успешно внедрены и на нашем предприятии, и все же мы с интересом восприняли, например, формы работы с молодым пополнением. Не только специалисты-конкурсанты, о которых уже говорилось, но и каждый молодой человек при приеме на работу встречается с руководством, профсоюзным руководителем, будущим наставником. Ему вручают памятное письмо, текст гимна завода. Если в течение года не имел взысканий, получит благодарность от директора завода и специальную премию.
Кстати, поощряют не только молодежь, но и ее наставников. Самая мощная общественная организация на заводе — молодежная. Они активны в спорте, имеют команду КВН, принимают участие в фестивалях. Работает непрофессио-нальный драматический театр, причем он пользуется огромной популярностью. Зима у них длинная, поэтому очень популярны коньки, а сейчас строят ледовый стадион, чтобы круглый год можно было тренироваться. У завода в распоряжении два концертных зала, стадион, корты, турбазы (ими на паях располагают завод и город).
- Город на паях с заводом? А вообще, насколько тесно он сотрудничает с заводом?
- Завод и город — единое целое. Всевозможные праздники, театральные премьеры, спортивные соревнования, чемпионаты — без УАЗа никак не обойтись. Школы, детские сады также под патронатом завода. На школах даже висят таблички, какой именно цех шефствует над объектом. Местному металлургическому техникуму также оказывается помощь.
- Ну молодежь — понятно, это будущее завода. А вот как живется ветеранам?
- Они тоже под патронатом завода. Материальная помощь на протяжении года — более 2500 рублей (около 500 гривен). Проезд в городском транспорте — бесплатный. Обслуживание медико-санитарной части, места в профилактории — тоже бесплатно. Завод регулярно организовывает для них экскурсии в Свердловск, в другие города, выезды на природу, а также поздравляет с праздниками. Конечно, создает все условия для того, чтобы следить за здоровьем ветеранов.
- Кстати, каковы особенности программы «Здоровье», о которой так много говорили уральцы во время приезда в Украину?
- Медико-санитарная часть, санаторий-профилакторий завода оснащены новейшим оборудованием. Скажем, в санатории «Каменный пояс» рабочим оказывают свыше двухсот разных оздоровительных услуг. Мы там были. Ну что сказать? Как в Швейцарии. Люди поправляют здоровье в прекрасных лечебных кабинетах, среди моря зелени, с птицами, аквариумами. Здесь же могут отдыхать не только рабочие, но и члены их семей, дети. За помощью обращаются и жители окрестных сел, городов, даже из Свердловска приезжают.
- Если ветеранам бесплатно, стало быть, для всех остальных это платно?
- Конечно, рабочий человек за особые услуги платит — как, кстати, и у нас. Но, во-первых, платит немного — до 5 процентов полной стоимости лечения, а, во-вторых, ему есть чем платить. Средняя заработная плата на заводе, если перевести в гривни, — около двух тысяч. Многие, кто не имеет своего жилья, скажем, молодые семьи, могут снять необходимую жилплощадь в заводском общежитии (их девять, разной комфортности) и платить за нее гораздо меньше, чем у частников. Зато хватает денег, чтобы оплатить путевку. Радует, что все сделано на совесть. Наши активисты были просто тронуты увиденным в заводской администрации: обязательный евроремонт и какое-то родственное внимание к каждому появившемуся.
- А что все-таки произвело на вас самое большое впечатление?
- Мне понравилось, что люди любят свой завод, гордятся им, гордятся городом, его историей. Безусловно, такое патриотическое воспитание только на пользу будущим горожанам и работникам. После поездки мы пришли к выводу, что потенциальные инвесторы НЗФ из «Реновы» — люди вполне надежные. Будем надеяться, что отношения нашего трудового коллектива с ними сложатся также продуктивно и взаимовыгодно, как и с корпорацией «Интерпайп». Профком для этого сделает все от него зависящее.
366Читайте нас в Facebook