После октябрьской революции конструктор знаменитого крейсера «аврора» ксаверий ратник раздал свое золото крестьянам. Чтобы не досталось большевикам
Генерал открыл приют для бездомных, где бродяги имели возможность зарабатывать на хлеб
- Вы знаете, что создатель крейсера «Аврора» генерал-лейтенант Ксаверий Ратник жил под Киевом в нашем поселке Боровая? — спросила позвонившая в редакцию «ФАКТОВ» Людмила Каленченко. — Сохранился даже его дом. Ратник спроектировал его по аналогии с кораблем: комнаты считались каютами, а балкон, проходивший по трем сторонам здания, генерал-лейтенант называл капитанским мостиком. По рассказам старожилов, он любил выходить на балкон с биноклем и осматривать свои владения. Эти живописные места в районе Фастова до революции считались курортными, здесь строили дачи самые богатые киевляне, например знаменитый сахарозаводчик Терещенко. Недаром ведь после Октябрьской революции в доме Ратника открыли санаторий. Да вы приезжайте, мы все покажем и расскажем.
У дома, когда-то принадлежавшего генерал-лейтенанту Ксаверию Ратнику, нас встретил директор Киевской опытной станции Института овощеводства и бахчеводства Академии аграрных наук Украины Александр Горкуценко.
- Нашу станцию разместили в доме Ратника еще в 1939 году, — рассказал он. — А когда в середине 1960-х я поступил сюда на работу, то вместе с тогдашним заместителем директора по научной части Николаем Гущей попытался было организовать комнату-музей конструктора «Авроры». Но «компетентные товарищи» остудили наш пыл, заявив: «Хлопцч, вам це не треба».
В 1905 году, после поражения русского флота в Цусимском сражении, в котором участвовала «Аврора», начался поиск крайних: нужно ведь было возложить на кого-то вину. Пытались предъявить претензии и Ратнику. Возможно, поэтому он отошел от дел. Родом Ратник был из Николаева, но поселиться с семьей решил в курортном месте под Киевом. Построил дом, разбил парк, создал пруды, занимался сельским хозяйством, организовал приют для бездомных. Но даром бродяги у Ратника хлеб не получали, он предоставлял им возможность зарабатывать на пропитание. Соседкой Ратников была внебрачная дочь сахарозаводчика Терещенко Елена. Розы из ее хозяйства поставляли даже в Париж. Старожилы рассказывали, что для этого цветы с еще не раскрывшимися бутонами срезали обязательно вечером и помещали в двойные цилиндры, между стенками которых засыпали дробленый лед. На железнодорожной станции уже дожидался вагон-ледник — его стены и пол были выложены кусками льда. Через сутки розы были в Париже.
- А мне односельчанин Андрей Шевченко, доживший до 97 лет (он дружил с младшим сыном Ратника Петром), рассказывал, что создатель «Авроры» впервые высадил в наших краях южные растения: арбузы, дыни, помидоры и черешни, — говорит местная жительница Оксана Гончарук. — Ратника в селе любили и даже называли отцом родным, ведь он помогал многим крестьянам. Оплачивал панихиду умершим из малоимущих семей, построил часовню. Я верующая, руковожу хором в здешней церкви. Молюсь и записочки в храме кладу за упокой души Ксаверия Ратника. Почувствовала духовную связь с ним, он ведь тоже был человеком глубоко верующим, к тому же мы земляки — я родом с юга Украины. Начала искать могилу Ратника — он умер в 1924 году и похоронен здесь, в Боровой. Через полтора года после начала поисков одна пожилая прихожанка сказала, что знает, где его могила. Потом на это же погребение мне указали еще двое старожилов. А председатель поселкового совета Юрий Янковский помог деньгами на изготовление нового креста. Установим его в воскресенье, 6 ноября. Освятить крест приедет священник из Санкт-Петербурга, из корабельной церкви, открывшейся на крейсере «Аврора».
В первые годы советской власти младший сын Ратника Петр бежал в Польшу
- От деда Андрея стало известно и о судьбе его друга Петра Ратника, — продолжает Оксана Гончарук. — В первые годы советской власти Петр и Андрей работали на местной лесопилке, время от времени их направляли сопровождать вагоны с лесом до польской границы. По словам деда Андрея, много людей тогда по ночам перебегало на польскую сторону. Пограничники стреляли по ним наугад. Однажды Петр заявил, что им с Андреем тоже пора совершить побег, и показал свой потайной пояс, набитый червонцами. Но Андрей так и не решился бежать. Петр ночью ушел в Польшу. Я уж думаю: не попытаться ли разыскать детей и внуков Петра Ратника через передачу «Жди меня», ведь телеканал ОРТ транслируют и в дальнем зарубежье. А о семейных драгоценностях Ратников дед Андрей и другие сельчане рассказывали такое: когда в Боровую дошли вести о революции, генерал-лейтенант раздал золото крестьянам, чтобы большевикам не досталось. Некоторые семьи по сей день живут в домах, построенных за золото Ратника.
В Киеве живет внук Ксаверия Ратника 77-летний Алексей Кучук. К сожалению, пообщаться с ним удалось только по телефону: Алексей Иванович болеет. О своем деде он узнал в 26 лет. До этого мать, опасаясь репрессий, скрывала от сына, что он потомок дворян. Молодой человек был немало удивлен: выбранная им профессия — конструктор кораблей — оказалась потомственной, ведь тем же занимался и дед.
О Ксаверии Ратнике известно, что, окончив техническое училище, он посвятил себя морскому делу и вскоре дослужился до начальника Балтийского судостроительного завода. По его проектам построили четыре корабля. К работе над «Авророй» Ратник приступил в 1895 году. Корабль строили очень быстро: нужно было срочно усиливать российский флот на Дальнем Востоке. Участвуя в Цусимском сражении, «Аврора» получила средние повреждения, хотя в нее угодило около 20 снарядов. После Русско-японской войны крейсер стал учебным кораблем Морского корпуса. С 1907 по 1913 год кадеты и гардемарины побывали на нем в десятках приморских городов Европы и Африки, ходили в Индийский и Тихий океаны. В Первую мировую войну «Аврору» использовали для выполнения различных боевых заданий, а в 1916-м поставили на капитальный ремонт в Петрограде. Общаясь с рабочими, моряки попали под влияние революционных агитаторов, поэтому не удивительно, что команда крейсера активно участвовала в Февральской революции 1917 года. Тогда моряки убили капитана, подняли красный флаг и подались в город помогать народу добывать власть. А накануне большевистской революции ремонт корабля был практически завершен, поэтому его команде Петроградский совет поручил привести крейсер в Неву и холостым выстрелом дать сигнал к штурму Зимнего дворца.
После гражданской войны знаменитый крейсер поставили на консервацию, затем использовали как учебный корабль и, наконец, в годы Великой Отечественной войны «Аврора» участвовала в обороне Ленинграда. В 1944 году было решено восстановить ее как памятник революции в том виде, который она имела в 1917 году.
855Читайте нас в Facebook