Желающим получить профессию водителя троллейбуса нужно было не только иметь среднее образование, но и выдержать испытание на кресле, вращающемся с бешеной скоростью
Сегодня столицу Украины даже представить невозможно без троллейбусов. Сотни машин выходят на маршруты, которых в городе уже более сорока. И нет такого района, куда не протянулись электрические «дорожки». А ведь старожилы Киева помнят, как по центральным улицам двинулись первые машины, которые радостными криками встретили мальчишки, взобравшиеся на деревья, чтобы посмотреть на диковинку. Было это в ноябре 1935 года.
Старушки крестились при виде нового вида транспорта: рельсов нет, а «оно» катится!
Троллейбус — слышите, как мягко звучит? А ведь предка его в России неуважительно называли токоприемным возком. И было за что. Колеса — как у обыкновенной повозки. Токоприемник то и дело срывался с проводов, и приходилось возвращать его на место. А если учесть, что на свет электрочудо появилось в 1902 году, когда дороги были далеко не такими гладкими Неудивительно, что испытавший на себе этот вид транспорта немец написал: «Поездка в троллейбусе, который подпрыгивал и трясся на выбоинах, была сущим мучением».
По словам киевоведа Александра Анисимова, практическое применение технические разработки электромашин нашли только в 30-х годах прошлого века. Сначала троллейбус появился в Москве, затем в Киеве. Говорят, набожные старушки крестились при виде нового вида транспорта. Ведь они привыкли к трамваю, который движется по рельсам, а тут рельсов нет, а «оно» катится!
Первый троллейбус назывался ЛК, то есть Лазарь Каганович — именно он, будучи народным комиссаром путей сообщения, организовал мозговой штурм «троллейбусной проблемы». Отечественные транспортники, съездив в Германию и сняв необходимые чертежи, доработали идею, и деревянный кузов на автобусных шасси выехал на улицы. Водительской кабины в троллейбусе не было, так что, когда в салон набивалось полсотни человек, водителю приходилось несладко. Кроме того, он вынужден был то и дело выскакивать на улицу, чтобы снять штанги: первая линия не имела разъездов, поэтому, встречаясь, машины должны были останавливаться и пропускать друг друга.
Творческая мысль транспортников не дремала, и вскоре салоны троллейбусов стали вместительнее, появилась кабина для водителя — и Москва подарила Киеву уже более современные машины. Правда, только две. Следующие изготавливались на киевском заводе электротранспорта, расположенном на площади Дзержинского (ныне Лыбедская). Сейчас здание заводоуправления реконструировано под супермаркет, а примыкавшие к нему производственные помещения снесены — на их месте строятся торговые залы. Хоть бы кто догадался табличку повесить: мол, из этих стен вышли первые киевские троллейбусы!
Чтобы во время оккупации спасти хоть несколько машин, киевские патриоты приспособили их под сторожевые будки
Пятого ноября 1935 года «под бурные аплодисменты» один троллейбус с правительственной делегацией двинулся от Интернациональной площади (сейчас Европейская) по Крещатику и Красноармейской до площади имени Дзержинского (сейчас Лыбедская). Другой — от той же Интернациональной к железнодорожному вокзалу через улицы Крещатик, Ленина (сегодня Богдана Хмельницкого), Пирогова, бульвару Шевченко, Коминтерна. По пути движения троллейбусов на деревьях сидели мальчишки, встречая машины радостным «Ур-р-ра!»
На новом виде транспорта киевляне катались семьями.
Водителей троллейбусов обучали только в Москве, причем претендентов отбирали так строго, будто собирались отправлять их в космос. Испытывали даже на специальном кресле, которое вращалось с бешеной скоростью. Инструкторы были правы, учитывая, что людям придется водить машины в нелегких условиях.
Сергей Сюськин, долгое время работавший в киевском троллейбусном парке, вспоминал: в депо приходилось являться в 4. 56 утра, садиться в замерзшую (если зимой) машину и в 5. 11 выезжать на линию. В 13. 30 утреннего водителя сменял вечерний и ездил до 22. 15.
Для киевлян троллейбус стал находкой, но едва они к нему привыкли, как грянула война. Линию обесточили — последняя машина замерла посреди Красноармейской. Заняв город, немцы немедленно прибрали хозяйство к рукам. 18 троллейбусов (а всего в парке к тому времени насчитывалось 47) вывезли из Киева, остальные стали разбирать на части. То, что уцелело, киевские патриоты приспособили под «сторожевые будки». Благодаря этому в ноябре 1944 года первую восстановленную машину удалось выпустить на маршрут.
А с 1950 года производство троллейбусов было налажено на заводе электротранспорта имени Феликса Дзержинского. Более того, в Киеве впервые додумались соединить троллейбусы в поезда — этого требовали нужды города. Вслед за Киевом таким решением воспользовались не только другие города в СССР, но и другие страны.
Позже столицу Украины пытались снабжать заграничными троллейбусами — румынскими, чешскими. Многие машины быстро «сдались», не выдерживая нагрузок. И на улицах Киева стали опять появляться отечественные троллейбусы — легкие, надежные. Им нипочем наш сложный рельеф. Выдерживают они и нравы пассажиров
308
Читайте нас в Facebook