ПОИСК
Происшествия

«галю, ти де? « — позвал супругу старик. «я тут, тима! « — ответил ему голос из глубины колодца

0:00 7 декабря 2005
«галю, ти де? « — позвал супругу старик. «я тут, тима! « — ответил ему голос из глубины колодца
Свалившись с 14-метровой (!) высоты и проведя в холодной воде почти целый час, пожилая женщина отделалась сравнительно легкими повреждениями Несколько дней назад жизнь 69-летней жительницы села Сербиновка Гребенковского района Полтавской области Анны Ивановны Бабак висела на волоске. Объяснить, каким образом она оказалась в 14-метровом колодце на своем дворе, женщина не может. Говорит, будто что-то помутилось в голове, и… вместо(!) погреба, расположенного рядом, полезла в пропасть… колодца! Села на сруб, свесила ноги, а в следующий миг полетела вниз. Ощущение реальности вернулось во время полета, но что-либо изменить уже было невозможно. Анна Ивановна плюхнулась в холодную воду, которая тут же достала ей до подбородка, и простояла так почти целый час (»ФАКТЫ» кратко сообщали об этом в номере за 3 декабря).

«На помощь не звала — все равно никто не услышал бы. Только «Отче наш» все время повторяла»

- Нашла на дне небольшое возвышение, прислонилась к стенке и стала молиться, — вспоминает пережитое необычная пациентка хирургического отделения Гребенковской центральной районной больницы Анна Бабак.  — «Отче наш» все время повторяла. Было холодно и страшно. Я в то утро вышла на улицу без фуфайки. Только жилетку надела да фартуком подвязалась. На ногах — валенки, да что толку, они ведь сразу воды набрались. На помощь никого не звала. Кто меня услышал бы? До улицы далеко, а муж неходячий, еле по дому передвигается на палочках или с помощью табуреток. Когда слышу, Тима ищет меня. Я давай тогда кричать: «Я тут!» Муж поднял крик среди двора, хорошо, время такое было, что люди как раз шли сдавать молоко, услышали да сбежались. Сообщили соседу Володе Сергиенко, и он позвонил спасателям. В общем, все вместе спасли бабку. Это мне уже потом рассказывали, я ж этого не видела. Очнулась уже в хате, когда меня вытащили.

У Тимофея Тимофеевича Бабака, инвалида первой группы, видимо, было нехорошее предчувствие. Прождав отлучившуюся жену минут двадцать, он заставил себя подняться и вышел на крыльцо. Увидев открытым старый колодец, заволновался. Обычно он закрыт, потому что в селе есть водопровод. Только когда его перекрывают, тогда вся улица идет к ним за водой. Потому что вода у них самая холодная и вкусная, из родника. Кликнул: «Галю, ти де?» (В Полтавской области не различают имен Галина и Анна.  — Авт. ) И услышал из глубины колодца: «Я тут!» Он тогда давай кричать: «Людочки, спасайте!»

На призыв Тимофея Тимофеевича сбежались человек пятнадцать. Но поскольку вокруг живут одни старики, все только охали да ахали. 80-летняя бабушка Саша сообразила, что нужно бежать к Володе Сергиенко, у которого есть телефон. Вызвав спасателей, молодой человек тоже направился на подворье Бабаков.

РЕКЛАМА

- Смотрю, а тут Николай Волошин, водитель скорой помощи, привязывает связанные вместе несколько веревок к железному пруту, чтобы спуститься по ним в колодец, — вступает в разговор Владимир Сергиенко.  — Говорит: я дома чистил колодец, смогу опуститься, только принеси мне «эльку» (резиновый противохимический костюм.  — Авт. ). Я засомневался, что веревочные узлы выдержат мужика, но вернулся за костюмом. Думаю, если спасатели еще не выехали, будем что-то сами делать. Ведь дорога от Гребенки до села не такая уж близкая, да еще на пути и железнодорожный переезд, который может быть закрыт. На всякий случай еще раз набрал «01», а мне отвечают: «Ждите, дежурный караул скоро будет у вас». В общем, не стал я уже тот костюм брать. Только возвращаюсь, а тут уже, слышу, сирена воет.

«Женщина стояла по подбородок в воде, прижавшись к стене»

Дежурный караул районного отдела МЧС Украины в Полтавской области в составе начальника Константина Виговского, командира отделения Валерия Шведенко, пожарного Романа Бровара и водителя Сергея Радченко примчался в Сербиновку на пожарном ЗИЛе всего через пятнадцать минут. Но к этому времени оказавшаяся в холодной глубокой западне пожилая женщина уже не откликалась на обращения сверху.

РЕКЛАМА

- Поскольку я самый худой и легкий в составе караула (мой вес около семидесяти килограммов), то вопроса, кому спускаться в колодец, не возникало, — рассказывает Валерий Шведенко.  — Завязал на себе двойную спасательную петлю и дал команду опускать. Женщина стояла по подбородок в воде, прислонившись к стене и держа в руках штакетину, которая вряд ли в чем-то помогала ей. Я спросил: «Вы хоть живы?» Она ничего не ответила, была, как я понял, в полубессознательном состоянии, но все же пошевелила руками. На дне было скользко и очень темно. Поэтому пришлось повозиться, чтобы обвязать бабушку канатом — она-то вся обмякла и не могла мне ничем помочь. Только стонала. Наконец, мы были готовы подниматься. Кстати, кусок доски женщина так и не выпустила из рук, с ним ее и вытащили.

Спасателя и спасенную метров двенадцать тянули вверх. Валерий, упираясь ногами о глиняные стенки колодца, чтобы тела не так бол-

РЕКЛАМА

тало, руками поддерживал

и подталкивал Анну Иванов-

ну. В любой момент стенки могли завалиться, но об этом

28-летний командир старался не думать.

- Я даже лица бабушкиного не запомнил, — продолжает Валерий Шведенко.  — Когда сам ступил на землю, ее уже занесли в хату, где фельдшер оказывала ей первую медицинскую помощь.

На все про все ушло минут пять, может быть, даже меньше. Команда спасателей уехала в Гребенку. К счастью для Валерия, все обошлось. Хотя он и был одет в боевую одежду, все же насквозь промок. Переодеться в сухое смог только в части. Ведь в колодце было темно, и он не заметил, как плюхнулся прямо в воду. Да и вообще, это первый такой опыт у молодого командира, как и у всех остальных спасателей. А участие в спасении Анны Ивановны принимали практически все собравшиеся во дворе — одним эмчеэсникам вытащить двух человек было бы не под силу.

Лишь Тимофей Тимофеевич не принимал участия в операции. Он все время стоял у крыльца, опершись на палки, и плакал…

Анну Ивановну спасло то, что она летела вниз ногами

После того как местный фельдшер Марина Шутенко оказала первую помощь Анне Ивановне, ее забрали врачи скорой медицинской помощи, прибывшие по вызову.

- Я первой осмотрела ее в приемном отделении, — вспоминает терапевт Гребенковской центральной районной больницы Олеся Головенко.  — Раздеваю ее, меряю давление, а бабушка вся дрожит от переохлаждения. На вопросы отвечала с трудом. Мы ей первым делом теплые грелки к ногам положили, дали теплое питье.

- Анна Ивановна поступила в тяжелом шоковом состоянии, — продолжает хирург Евгений Кучма.  — Температура тела была всего 35 градусов, пульс — нитевидный. Лишь через несколько часов интенсивной терапии пациентка начала потихоньку приходить в себя. Но целые сутки ей было очень тяжело. Ночью давление понизилось до критических показателей — 60 на 40. К счастью, пострадавшая вышла из этого состояния. Хотя раньше, когда не существовало антибиотиков, такое длительное переохлаждение неминуемо вело к гибели человека. Известный исторический факт — Петр I умер от того, что час провел в холодной воде, спасая людей.

- Женщину спасло то, что она летела вниз ногами, — уверен заведующий хирургическим отделением ЦРБ Григорий Зленко.  — При падении головой вниз обычно случаются вывихи шейных позвонков, после чего человек становится инвалидом. Не удалось избежать повреждений позвонков и Анне Ивановне. На рентгенологическом снимке видно, что у нее трещины трех позвонков — одного в грудном отделе и двух в поясничном. Но в этом случае операция не показана, достаточно консервативного лечения, которое займет примерно три месяца. Потом необходимо будет носить специальный корсет. Хотя еще не совсем ясно, пациентка получила травмы позвоночника сейчас или раньше (известно, что она неоднократно лечила остеохондроз). Несмотря на полет с такой высоты, внутренние органы и руки-ноги у нее в порядке.

- Всем я проблем наделала, — сокрушается бабушка Галя.  — Вот невестка Людочка теперь мучается тут со мной. Это жена младшего сына, который живет в Гребенке. А старший Юра, он у нас в Гадяче, в милиции работает, за отцом теперь присматривает. Тима мой совсем плохой…

Как рассказал Юрий, отец всю жизнь проработал фуражиром на ферме, зимой и летом в резиновых сапогах ходил, вот ноги и отказали. Лет шесть назад у него начались проблемы с суставами. А у мамы, бывшей доярки, нервы сдали от такой жизни. Особенно после того, как соседские дети, играя спичками, подожгли сенник. Они с отцом тогда еле успели коня вывести. После этого у нее начались головные боли. Перепугалась сильно, пришлось лечить у невропатолога. Мама уже шла на поправку, но так рвалась домой из больницы, к неходячему отцу, что врач заменил уколы таблетками. Она к ним больше не притронулась. Вот болезнь и начала возвращаться. Кто ж знал, к чему это может привести…

- Передайте через газету мою большую благодарность работникам народной службы спасения. Они сработали очень профессионально — быстро и слаженно, — попросил Юрий.  — Ведь счет жизни моей мамы шел на минуты, и спасатели сумели опередить смерть.

P. S. Автор выражает благодарность руководству и сотрудникам ГУ МЧС Украины в Полтавской области за активное содействие в подготовке материала.

287

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров