«почти каждый год несколько дней отдыхаю в роддоме. Правда, там тишина и покой, а для меня они очень непривычны», -
В современной урбанизированной жизни семья с одним ребенком — стандарт. Двое-трое детей многим кажутся уже подвигом, а воспитание пяти и больше ребятишек — настоящим кошмаром и полной катастрофой. У Юлии и Михаила Геричей из села Добрянское Тячевского района Закарпатской области месяц назад родился пятнадцатый по счету ребенок.
«Скажи кто-нибудь перед женитьбой, что я стану многодетным отцом, ни за что не поверил бы»
Внешне это обычные люди, ничем не отличающиеся от односельчан. Родители 43-летнего Михаила воспитывали четверых детей, а 39-летней Юлии — шестерых. Братья и сестры супругов, когда обзавелись собственными семьями, тоже растят от двух до шестерых детей. Зато у самих Юли и Миши после женитьбы наследники посыпались, словно из рога изобилия. За последние девятнадцать лет Юлия родила 11 мальчиков и четверых девочек! Разница между старшим и каждым следующим ребенком — менее двух лет. Двое старших детей, Лида и Иван, уже совершеннолетние, им 19 и 18 лет соответственно. Недавно Иван уехал на заработки в Россию, работает строителем, зато Лида — студентка медицинского колледжа, а значит, ее все еще содержат родители. Так что на попечении Михаила и Юлии Геричей находятся сразу четырнадцать детей в возрасте от одного месяца до 19 лет — не исключено, что это рекорд не только для Закарпатья, но и для всей Украины.
- Родной брат старше меня на десять лет, поэтому расти среди сестер мне было скучно, — говорит Михаил. — Зато мои дети точно не могут пожаловаться на одиночество. Мы люди верующие и появление каждого ребенка воспринимаем как Божий дар. Вообще-то, такую огромную семью ни я, ни жена не планировали, думали родить максимум пятерых детей. Скажи кто-нибудь перед женитьбой, что я стану отцом пятнадцати детей, ни за что не поверил бы. Да и ни одна девушка, наверное, не пошла бы за меня замуж на таких условиях.
- Надо было жениться сразу на троих! — шутит Юлия.
Для содержания такой огромной семьи необходимо солидное хозяйство. У Геричей оно не очень большое: тридцать соток земли, маленькое пастбище, две коровы, птица. Во дворе стоит деревянная двухкомнатная хатка — здесь семья жила до появления третьего ребенка. Затем Михаил сам построил дом побольше — девять на девять метров. С пополнением семьи дом пришлось еще расширять и достраивать. Сейчас он состоит из шести жилых комнат, в каждой из которых по одной-две кровати. Еще одна примечательная особенность хозяйства — летняя кухня, построенная из пустых бутылок из-под шампанского. Это вовсе не значит, что Геричи любят употреблять этот недешевый напиток. Оригинальный стройматериал Михаил добыл на работе. Однако об этом немного позже.
При первом же знакомстве с этой семьей возникает вопрос: как простым селянам, практически не получающим помощи со стороны, удается прокормить такую ораву ребятишек? Ведь регулярно работает лишь отец. Раньше Михаил был монтажником аппаратуры, но после того, как завод прекратил существование, пришлось браться за любую работу.
- Работаю водителем в коммунальном хозяйстве района, вывожу мусор, — говорит Михаил. — На эту работу никто не соглашался, но мне выбирать не приходится — нужно кормить семью. За последние двадцать лет ни разу не был в отпуске. Чтобы заработать дополнительную копейку, несколько лет собирал пустые бутылки из-под шампанского. Но стеклотару покупают так дешево, что мне стало жаль своих детей, которые, стараясь помочь, отмачивали бутылки и сдирали этикетки в холодной воде. Поэтому, собрав около четырех тысяч бутылок, пустил их на строительство летней кухни. Кроме мусоровоза, работаю и на автомобиле-вышке. За обе работы получаю около пятисот гривен в месяц, а вместе с социальной доплатой на детей у нас выходит 1600 гривен.
Полноценно прожить на такую сумму семье из семнадцати человек, конечно, невозможно, поэтому нехватку средств Геричи компенсируют собственным трудолюбием. Вот как в семье протекает среднестатистический будний день. Подъем в семь часов. Наскоро позавтракав, отец спешит на работу, а дети, выстояв очередь в ванную, готовят себе бутерброды с чаем. У девочек больше всего времени занимает расчесывание кос, однако они научились обходиться в этом деле без взрослых. 13-летняя Лена расчесывает 11-летнюю Наташу, а Наташа — 8-летнюю Диану.
В полвосьмого шестеро братьев и трое сестер отправляются в школу, а через час Юлия, оставив месячного Эдика и двухлетнего Максима на Лиду (старшая дочь сейчас на практике, поэтому часто бывает дома), отводит трехлетнего Юлиана и пятилетнего Виталика в детсад. Вернувшись, мать берется за приготовление обеда. Первое у Геричей готовят в 8-литровой кастрюле, а картошки на один раз необходимо почистить целое ведро. Хлеба только на завтрак идет не меньше трех больших буханок. Рис, гречку, сахар, макароны здесь покупают не килограммами, а мешками. И муж, и дети привыкли есть свежее, поэтому готовить приходится как минимум дважды в день.
После обеда возвращаются школьники и помогают матери по хозяйству. Доить корову здесь умеют с пятого класса, а полоть грядки и выращивать овощи — и того раньше. Вечером все дружно садятся за домашние задания, при этом старшие дети проверяют уроки средним, а средние — младшим.
Ребята начинают зарабатывать с 13 лет. Трое старших братьев до обеда могут выкосить односельчанам участок в двадцать соток, на каникулах — подработать на стройке. Кроме того, 18-летний Иван и 17-летний Миша уже получили удостоверения водителей.
«Государство у нас многодетность не очень поощряет »
Повседневный ритм Геричей может выдержать далеко не каждая семья. Когда Юлия в очередной раз отправляется в роддом и Миша просит присмотреть за детьми свою сестру, та выдерживает максимум два дня. Поэтому каждого ребенка Юлия старается рожать, особо не растягивая «удовольствие».
- Жена настолько точно ощущает приближение родов, что через час после прибытия в больницу я уже знаю, кто у нас появился на свет, — говорит Михаил. — Были у Юли и трудные роды, но все они, слава Богу, заканчивались благополучно. В роддоме мою жену воспринимают как наглядное пособие для других рожениц. Если какая-то молодая мама просит совета у врача, тот отвечает: «Спросите у Юли, она лучше дипломированного специалиста знает, как присматривать за новорожденным». Кстати, всех малышей Юля кормит грудью до тех пор, пока не почувствует, что беременна. Чтобы не отбирать силы у следующего ребенка.
Мать с подробностями помнит обстоятельства и время появления на свет каждого ребенка (хотя в некоторых метриках приведены неточные даты рождения). И если даже среди ночи в противоположном конце дома заплачет кто-то из малышей, она безошибочно определит, кто это и что с ним случилось. Зато отец иногда путает имена своих наследников.
- Неужели вы готовы родить еще? — задаю женщине вопрос, который давно вертится на языке.
- Наверное, нет, — отвечает Юлия. — Врачи говорят, что организм уже слишком ослаблен. Да и государство у нас многодетность не очень поощряет
Отношения Геричей с властью можно назвать нейтральными. Сказать, что многодетную семью вообще не замечают, было бы неправильно. Сельсовет выделил ей дополнительный участок под огород, пять лет назад Людмила Кучма подарила холодильник, губернатор области выделил перед началом учебного года четыре тысячи гривен, а председатель райгосадминистрации после рождения Эдика — еще тысячу. Однако подобная помощь предоставляется нерегулярно, а если Геричи изредка пытаются напомнить о себе, в ответ чаще всего слышат банальное: «Свободных средств нет».
- Недавно один из заместителей губернатора прямо сказал мне: «Вы сами планировали семью, так что воспитывайте детей собственными силами», — говорит Михаил. — В США живет мой дальний родственник, который изредка высылает нам посылки с одеждой. Он пишет, что в Америке за каждого ребенка родителям выплачивают солидное пособие, ведь они воспитывают будущих налогоплательщиков. Только куда нам до Америки! Я никогда не причислял себя к надоедливым нытикам. Если обращаюсь к власти, то лишь с тем, чтобы мне дали возможность заработать. Например, поменяли 20-летний служебный грузовик, который вечно ломается и не позволяет выполнять план. Или же выделили микроавтобус, который нам столько обещали. До школы от нашего дома — полтора километра, а до детсада — целых два. Каждый день детям приходится преодолевать это расстояние пешком, поэтому свой транспорт очень нужен. Я готов взять его и в кредит, правда, беспроцентный. Постепенно рассчитались бы, семья ведь привыкла к труду.
Только труд, к сожалению, не всегда на пользу. Так, 15-летний Андрей после нескольких недель тяжелой работы со строительными блоками перестал расти. Пришлось водить его к врачам, покупать лекарства, витамины. Хорошо, что район выделил путев-ку в Крым. Парню бы учиться, а не работать на стройке.
- Мы бы с радостью, но ведь образование требует средств, — объясняет Михаил. — Большая часть детских денег и так идет на обучение старшей Лиды. Девушке и за комнату нужно заплатить, и одеться прилично. Андрей и сам это понимает. «Как я буду учиться, если родители еле тянут семью, — говорит сын. — Нужно им помогать».
- После женитьбы ваша жизнь превратилась в сплошную уборку, стирку, приготовление еды и присмотр за детьми, — обращаюсь к Юлии. — Неужели хоть раз в пять лет на несколько недель не хочется забыть обо всем и как следует отдохнуть где-нибудь на курорте?
- А я почти каждый год несколько дней отдыхаю в роддоме, — отвечает многодетная мама. — Правда, там тишина и покой, а для меня они очень непривычны. Возвращаюсь домой — и снова втягиваюсь в прежний ритм
Перед Новым годом из России вернулся старший сын, так что семья, как всегда, в полном составе собралась за праздничным столом. Кроме традиционных блюд, Юлия обычно печет большой пирог, а дети вручают друг другу свои подарки. Возможно,
они простые и скромные, зато от всей души.
Справка «ФАКТОВ»
По данным Госкомстата, за десять месяцев этого года население Украины уменьшилось на 268,4 тысячи человек. По состоянию на 1 ноября, количество украинцев составляет 47 миллионов 354 тысячи. Природное сокращение населения произошло во всех областях Украины за исключением Закарпатской. Здесь зафиксирован небольшой прирост — 0,3 процента.
429Читайте нас в Facebook