«моя дочурка сонечка сидит в седле с двух лет и считает себя наездницей»
- Я вспоминаю, как на первом занятии Соню поднесли к лошади, — рассказывает мама девочки Оксана. — Дочка не испугалась, а, затаив дыхание от восторга, протянула к животному руки. Тогда директор центра Елена Вадимовна посмотрела на девочку и сказала: «Она наша, мы ее берем».
Сейчас четырехлетняя Соня сидит на лошади, как настоящая наездница: спинку держит ровненько, ручками пытается взяться за поводья, ногами обхватывает бока животного. Несколько раз малышка, которую поддерживает мама, проезжает по кругу, а затем делает зарядку. Прямо на лошади ложится на живот, прогибается и вытягивается на спине. Следующее упражнение: повернуться и ехать задом наперед.
- Сегодня Соня впервые смогла дотянуться до уздечки, — говорит Оксана. — А это сделать нелегко, ведь левая сторона тела слушается ее не очень хорошо — одно из последствий ДЦП (детского церебрального паралича).
На третьи сутки после рождения у Сони начались судороги, поднялась температура и произошло кровоизлияние в мозг.
- Я даже не стала задумываться, почему это случилось с моим ребенком, — говорит Оксана. — Врачи выдвигали различные версии: возможно, недостаток кислорода либо TORCH-инфекция спровоцировали заболевание. Истинной причины медики определить так и не смогли. Но я благодарна им за то, что сразу сделали Соне УЗИ головного мозга и поставили правильный диагноз. Часто вспоминаю слова заведующего отделением реанимации киевской детской клинической больницы — 3 Олега Корнейчука: «Детский организм по сравнению со взрослым делает чудеса, он быстрее восстанавливается. Кроме того, мозг — это большая тайна для всех нас. Бывает поражение мозга размером с горошину, а организм уже практически превратился в растение, а бывает, что большая часть мозга не действует, а по внешнему виду человека об этом не скажешь». Его слова стали для меня стимулом продолжать бороться.
- Сидя на лошади, ребенок должен удерживать равновесие — одновременно тренировать координацию движений и растяжку мышц, — говорит директор Центра реабилитации для детей-инвалидов при помощи иппотерапии Елена Петрусевич. — Параллельно происходит тепловой массаж, так как температура тела у лошади выше, чем у человека. Мы разработали специальную зарядку и комплекс дыхательных упражнений, но курс лечения для каждого ребенка подбираем в зависимости от формы и степени тяжести болезни.
«Чем раньше мы начнем работать с ребенком,
тем больше у него шансов самостоятельно пойти»
Маленькая Соня учится считать. Она старательно загибает пальчики и медленно произносит цифры. Оксана делает вместе с ней такое упражнение: стучит по ладошке ребенка несколько раз и просит Соню сказать и показать, сколько было ударов.
- Это выполнить очень сложно, — говорит мама Сонечки. — Сначала необходимо услышать, сколько было ударов, потом запомнить информацию и перевести в цифры. Далее малыш называет цифру и показывает ее на пальчиках. Упражнение помогает развивать сразу несколько видов активности мозга.
Когда Соне было всего три месяца, она уже находилась в Украинском медицинском центре реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы Минздрава Украины.
- Там с моим ребенком врачи занимались физкультурой, делали массаж, — вспоминает Оксана. — Соня прошла и курс войтатерапии. Эта методика была разработана в Германии. Ребенка выкладывают в определенную позу и пальцами начинают воздействовать на нужные точки. В этот момент в головной мозг поступает сигнал, как руководить мышцами, этот сигнал запоминается. Кроме того, в центре работают очень хорошие социальные педагоги, логопеды и психологи. Я ходила с Соней на занятия и многому научилась. По образованию я педагог, но, к сожалению, уже забыла, как ребенок учится читать и считать. Ведь всю информацию он пропускает через себя, через свое тело. Вот почему малыш старается все потрогать или попробовать на вкус. Это его способ познавать мир. Я вспоминаю, как в центре Соню учили считать. Она двумя пальчиками должна была закрыть
на цветочке два лепесточка. Только после этих движений она понимала, что такое цифра два. К счастью, интеллектуально моя дочка развивается нормально, она вовремя соединила первые слоги, начала понемногу говорить. Правда, это ей дается с трудом, так как ее мышцы языка закрепощены. То же самое и с мышцами туловища. Когда Соня впервые села на лошадь, она даже не могла разогнуть спину, а теперь сидит ровно.
- Мы берем малышей с разными поражениями нервной системы, но большинство пациентов страдают ДЦП, — рассказывает директор центра Елена Петрусевич. — При этом заболевании у ребенка закрепощены мышцы. Они получают из мозга неправильные сигналы, не принимают их, кости и суставы формируются не так, как надо. В некоторых случаях у ребенка нарушается умственное развитие. Родители приводят к нам детей в возрасте от одного года до семи лет, ведь чем раньше попадет к нам ребенок, тем выше у него шансы самостоятельно пойти. Мировая практика использования лошадей для реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы насчитывает 150 лет. Ведь издавна считалось, что лошадь концентрирует в себе положительную энергию, которую она способна передавать человеку.
«Тяжело найти таких инструкторов, которые готовы работать с больными детьми»
У каждого ребенка есть свое собственное время занятий. В этот раз вместе с Соней пришли заниматься еще несколько детей. Вика, которой скоро исполнится семь лет, надела свое любимое бордовое платье и, сидя верхом на лошади, выглядела, как девочка из XVIII века.
- Вика родилась недоношенной, весила всего 980 граммов, — вспоминает мама девочки Татьяна. — Вернее, у меня родилась двойня, а выжил только один ребенок. Занятия по иппотерапии Вика посещает с трех лет. Здесь она чувствует себя счастливой. А после общения с лошадьми у таких детей опять появляется блеск в глазах!
- За двенадцать лет существования центра здесь побывало больше полутора тысяч детей, — говорит Елена Петрусевич. — Было время, когда в год мы занимались со 150 детьми. К нам направляли больных из всех реабилитационных учреждений страны. Сейчас у нас занимаются 35 малышей. Родители занимают очередь на три-четыре года вперед. Бесспорно, иппотерапия оправдала себя как методика реабилитации детей с проблемами нервной системы. Другое дело, как найти хороших инструкторов? Ведь не каждый человек согласен возиться с больным ребенком. Инструкторов мы подготовили сами. Многие студенты, профессиональные спортсмены приходят в наш центр. Работают бесплатно, и только любовь к детям и лошадям держит их здесь.
Лошади в центре реабилитации очень ухоженные и красивые. Раньше участвовали в спортивных соревнованиях, а теперь выполняют благородную миссию — помогают лечить детей. Самой старой лошади уже 30 лет, и она два года назад «ушла на пенсию».
- Прокормить животное непросто, — говорит Елена Петрусевич. — Поэтому во всех странах такие программы являются дотационными и финансируются государством. У нас все по-другому. Мне самой постоянно приходится искать средства, чтобы оплатить аренду зала, коммунальные услуги, корм. Я благодарна Международному женскому клубу (в него входят жены дипломатов), который в прошлом году перечислил нам деньги. Но, что будем делать в этом году, не знаю. Тем более что сейчас вопрос о закрытии центра актуален. Ведь здания бывшей ВДНХ собираются перестраивать. Я бы подыскала другое помещение, но эта конюшня отапливается, поэтому мы работаем даже зимой. А прерывать занятия ни в коем случае нельзя — от этого зависит здоровье наших маленьких пациентов.
Каждый ребенок, который посещает центр, считает себя настоящим наездником. Поэтому здесь очень редко слышен детский плач, вокруг только улыбки и смех. И это хорошо, ведь ребенку не обязательно знать, что его лечат. Прежде всего, он должен чувствовать, что его любят.
275Читайте нас в Facebook