ПОИСК
Политика

«недооценивая юлию тимошенко, политики ошибаются. И заблуждаются, что смогут использовать ее в своих целях. Это юлия всех использует»

0:00 28 января 2005
«недооценивая юлию тимошенко, политики ошибаются. И заблуждаются, что смогут использовать ее в своих целях. Это юлия всех использует»
Инф. «ФАКТОВ»
Так считает работавший с лидером БЮТ политолог Виктор Небоженко. Как и многие другие, он называет шансы Юлии Владимировны занять пост премьера высокими. Несмотря на то что Россия до сих пор не сняла с нее обвинений в даче взяток и готова задержать на своей территории

Состояние нынешней исполняющей обязанности премьера Юлии Тимошенко долго пытались обнаружить правоохранительные органы Украины. Но возбужденные в отношении нее дела до суда так и не дошли. Теперь попытку привлечь к ответственности Юлию Владимировну за дачу взяток предприняла Главная военная прокуратура России. Дело, в котором она фигурирует, продолжает расследоваться. Об этом на днях заявил Генеральный прокурор России Владимир Устинов. Он не исключил, что Юлия Тимошенко может быть задержана на территории Российской Федерации. Суд выдал такую санкцию. В России нынешнюю номинантку на пост премьера Украины подозревают в даче взяток российским офицерам, когда Юлия Владимировна была главой ЕЭСУ и тесно сотрудничала с РАО «Газпром» и минобороны РФ.

«В 1978 году у меня дома зазвонил телефон. Звонил незнакомый парень — просто ошибся номером… Так мы с Сашей и познакомились»

Юлия Тимошенко на заявления российских следователей внимания не обращает и продолжает борьбу. На этот раз за пост премьера Украины. Нынешний ее статус исполняющего обязанности главы правительства вовсе не гарантирует ей избавление от приставки и. о. В Верховной Раде достаточно противников ее назначения на должность руководителя Кабинета министров, чтобы не дать свершиться мечте Тимошенко — занять пост премьера при Президенте Ющенко. Мечта эта совсем свежая, так сказать, годичной давности. Именно на рубеже 2003-2004 годов она была озвучена в СМИ, в основном, зарубежных, устами журналистов и политологов, считавших (как оказалось впоследствии, небезосновательно), что если Ющенко придет к власти, то только в тандеме с Тимошенко, которая после его победы на президентских выборах не согласится на пост ниже премьерского. А давней мечтой Юлии Владимировны является, скорее всего, пост президента. По крайней мере, в 2002 году в одном из интервью она призналась: «Почему бы мне не стать президентом? В Украине всегда уважительно относились к женщине… »

Многие наблюдатели признают, что в амбициозности конкуренцию ей может составить только один политик — Виктор Медведчук. Это можно будет проверить, если Юлия Тимошенко таки займет кабинет в правительстве, а Медведчук станет активным оппозиционером. О таких намерениях лидер объединенных социал-демократов уже заявил. Пока же публичных дискуссий с демонстрацией своих амбиций между ними не было. За исключением, пожалуй, одной, состоявшейся в 2001 году в прямом эфире радио «Свобода». Многим она запомнилась тем, что Медведчук не отказывал женщине в праве говорить. Почти беспрерывно. Наверное, этим он и покорил Юлию Тимошенко, которая в конце концов призналась: «Виктор Владимирович, я вас почти люблю!» Медведчук на это признание ответил откровенно — как мужчина, который считает недопустимым обманывать женщину: он не может ответить ей тем же.

Вряд ли Тимошенко тогда очень расстроилась. Она вообще болезненно реагирует на намеки, дескать, своими успехами на том (бизнесовом) или ином (политическом) поприще она обязана исключительно покровительству кого-то из сильной половины мира сего. В одном из интервью российскому телеканалу ТВ-6 Юлия Владимировна как-то посетовала: «Просто, знаете, как-то даже по-женски обидно, что все время кто-то за моей спиной ищет какую-то большую мужскую мужественную тень, которая взяла под белые руки и ввела в бизнес, во власть, в другие интересные сферы жизни, но это абсолютно не так». На вопрос «как же?» Юлия Тимошенко прямого ответа не дает. Между тем молва «тенью» за спиной Тимошенко кого только не называла. В списке в разное время значились и тесть Геннадий Тимошенко, и бывший глава РАО «Газпром» Рэм Вяхирев, и экс-премьер Павел Лазаренко, и экс-премьер Евгений Марчук, и президент Туркмении Сапармурат Ниязов… Так или иначе, но определенные этапы жизни нынешней номинантки на звание премьера Украины были связаны с этими людьми. Хотя влияния одного мужчины на свою судьбу она точно отрицать не будет. Это Александр Тимошенко.

РЕКЛАМА

В одном из интервью о знакомстве с будущим мужем Юлия Владимировна рассказала так: «В 1978 году у меня дома зазвонил телефон. Звонил незнакомый парень — просто ошибся номером. Но что-то между нами тогда, видимо, промелькнуло, мы разговорились, оказалось, что он тоже учится в нашем университете. И он предложил мне встретиться. Так мы с Сашей и познакомились. А позже решили пожениться. Родители не протестовали. Через год после свадьбы у нас родилась Женя».

Сейчас Жене 24 года. Она закончила «London School of Economics» и, по некоторым данным, занялась изучением банковского дела. Но в одном из интервью, опубликованном за рубежом, она призналась, что не хочет работать в банке. «Думаю о собственной фирме, инвестировании. Хочу чего-то динамичного», — улыбается она. И сразу понятно — она взяла лучшее от красивой, миниатюрной Юлии и высокого солидного Александра. Он в последнее время не занимается бизнесом, да и ранее, хотя и числился среди руководителей многих структур, вряд ли подходил к этому со всей серьезностью. Муж Юлии Тимошенко увлекается живописью, рэгби и автогонками. В Киеве появляется редко. Как и дочь, живет за границей, говорят, в Лондоне. Таким образом Юлия Тимошенко оберегает их от опасности, в ожидании которой постоянно пребывает. Впрочем, дочь увезли в Лондон еще до того, как Тимошенко занялась политической карьерой. Евгения начала учиться в Европе в четырнадцать. Как утверждают некоторые в Киеве, Юлия Владимировна мечтает о достойной партии для своей красавицы-дочки. «Женя наверняка выйдет замуж за кого-то из благородной семьи, со «старыми» деньгами и выходами в международные салоны», — сказала корреспонденту польского издания «Rzeczpospolita» хорошая знакомая Юлии Тимошенко. И добавила: «Единственной проблемой Жениного мужа будет теща… »

РЕКЛАМА

Молодежному центру Тимошенко в Днепропетровске в свое время помогал секретарь местного обкома комсомола Сергей Тигипко

У Юлии Тимошенко, судя по всему, проблем с родственниками супруга не было. Сама она родилась в Днепропетровске в 1960 году в семье служащих. Об отце Владимире Григяне никогда не рассказывает, он оставил семью, когда дочери было два года. Ее воспитала мама, Валентина Телегина. Особого достатка в семье не было, и мать работала на нескольких работах. Но дочке, у которой еще в школе проявились лидерские замашки, смогла дать высшее экономическое образование. Юлия Телегина (фамилию матери она взяла после окончания школы) поступила в Днепропетровский университет. Студенчеством особо не насладилась, так как рано вышла замуж. И по тогдашним, да и по теперешним меркам, — удачно. Свекор, не последний тогда человек в днепропетровской политической элите, переселил молодых в отдельную однокомнатную квартиру. Когда же в конце 80-х у него появилась возможность (в СССР разрешили заниматься предпринимательством), то организовал небольшой семейный бизнес — открыл сеть кинопроката и видеосалонов. В начале 90-х Геннадий стал главой Кировского райисполкома Днепропетровска. Небольшая власть помогла ему развить бизнес, к этому времени он видел в Юле главную опору в своих делах. А они налаживались. Как рассказала однажды журналистам Тимошенко, она взяла кредит в пять тысяч рублей и открыла свой видеопрокат. Чуть позже у нее появился молодежный центр «Терминал», которому помогал секретарь Днепропетровского обкома комсомола Сергей Тигипко.

Поднаторев в специфической сфере, скажем так, видеоиндустрии, и завоевав доверие свекра, Юлия Тимошенко занялась более серьезными делами, в которых ее муж уже не играл ведущих ролей. Она создала корпорацию «Украинский бензин» (»КУБ»), стала ее коммерческим и генеральным директором. Поговаривают, что в это время ее начинания поддерживал вице-премьер, а затем и премьер Евгений Марчук. Как писала газета «Известия», тогда же, в начале 90-х, «появился и международный концерн «Сиаль». Его генеральным директором числился Геннадий Тимошенко, он приватизировал гранитные карьеры и, по имеющимся данным, получал 25 процентов акций единственного в мире месторождения уникального красного гранита, один кубометр которого стоит около 7 тысяч долларов. Эти акции якобы подарили дочери Тимошенко Жене. Сама Юлия это отрицает. В 1995-м «КУБ» преобразуется в корпорацию «Единые энергетические системы Украины» под руководством Юлии».

РЕКЛАМА

В то время на Днепропетровщине губернаторствовал Павел Лазаренко. И наивно даже допускать, что одним из самых прибыльных секторов — газовым (именно на этом специализировалась ЕЭСУ) можно было заниматься без его ведома и покровительства. Когда в 1996 году Лазаренко стал премьером, годовой оборот ЕЭСУ исчислялся 10 миллиардами долларов. И многочисленными долгами перед Россией, обвинявшей Украину в несанкционированном заборе голубого топлива. Почему до сих пор по этому поводу не было ни одного громкого процесса, спросите вы? А потому, что, как утверждают специалисты, Юлия Тимошенко вовсе не боролась с процветавшим тогда бартером и другими методами быстрого наращивания капиталов, она лишь сделала так, что подкопаться под работавшие схемы с помощью законов было очень трудно.

Под влиянием ЕЭСУ оказалась четверть всей экономики Украины

Когда же проблемы возникали, Юлия Владимировна решала их, вооружившись женским обаянием. Как писал журнал «Профиль», «в 1995 году она как президент корпорации «Единые энергетические системы Украины» пришла на прием к могущественному главе «Газпрома» Рэму Вяхиреву договариваться о погашении миллиардных долгов перед Россией. Она так вспоминала об этой встрече: «Когда я к нему пришла и рассказала, как Украина может с ним рассчитаться, как это будет сделано и в какие сроки, он так долго веселился, хохотал и так долго потом рассказывал об этом всему своему окружению. И в 1995 году я приступила к решению вопроса по той схеме, о которой рассказала ему, а уже к концу 1995 года проблема была решена». На самом деле, как утверждают специалисты, в 1995 году погашение долга провели малоликвидными облигациями. Похоже, тогда сыграло роль женское обаяние Тимошенко. Не зря же она «пришла в короткой юбке, в ботфортах». «Та же история повторилась в 2000 году, пишет «Профиль», когда Тимошенко, тогда вице-премьер, отправилась в Туркменистан, чтобы реструктурировать украинский долг и обсудить поставки газа в Украину. «Такая хрупкая женщина, а руководит таким тяжелым комплексом», — с улыбкой встретил туркменбаши украинскую гостью. Тимошенко хватило двух часов, чтобы не только убедить Ниязова отложить выплату долгов на два года, но и договориться о новых поставках». Так или иначе, но Рэм Вяхирев, например, долго покровительствовал Юлии Тимошенко. И, говорят, поплатился за это должностью главы «Газпрома». Он поддержал начинания Тимошенко на посту вице-премьера в 2000 году по реформированию ТЭК, а Киеву это не понравилось. По слухам, в результате многоходовой комбинации «Газпром» возглавил равнодушный к «газовой принцессе» (так тогда окрестили Тимошенко СМИ) Миллер. Так судачат.

Но это было потом, а в середине 90-х ЕЭСУ процветала, корпорация владела 35 газетами, несколькими радиостанциями и информационными агентствами, покровительствовала футбольным командам, модельному и шоу-бизнесу. В честь Тимошенко называли духи и коллекции одежды. ЕЭСУ достигла такого влияния, что под ее контролем оказалась четверть всей экономики Украины.

В российской прессе один из местных бизнесменов, общавшийся с Юлией Владимировной в те годы, признался: «Разговоры Юли отличались тогда предельным цинизмом. Она ни о ком из своих знакомых не говорила с уважением. Все люди рассматривались с точки зрения полезности либо бесполезности… » Может, это и не стало бы препятствием для дальнейшего процветания «газовой принцессы». Но проблема возникла у «куратора» ЕЭСУ Павла Лазаренко. Президент Леонид Кучма перестал мириться с неуемным желанием премьера к обогащению, и Лазаренко попал в опалу, а вместе с ним и его бизнес-сателлиты. То есть ЕЭСУ.

«Юлия порвала со всем этим в мгновение ока. Это все равно что переехать человека пополам»

Тимошенко ушла в политику. В Верховную Раду она была избрана на довыборах в 1997 году. Постепенно Юлия Владимировна дистанцировалась от Лазаренко и не слишком активно защищала своего патрона, который был для нее, как пишут СМИ, крестным отцом не только в бизнесе, но и в политике — Юля была одним из лидеров лазаренковской партии «Громада». Однако после парламентских выборов в 1998 году Юлия Владимировна сосредоточилась исключительно на своей партии «Батькївщина».

Политолог Виктор Небоженко, долго работавший с Тимошенко, ее разрыв с Лазаренко прокомментировал в интервью польскому изданию «Rzeczpospolita» так: «Следующие поколения будут рассказывать эту историю. Перед ней блекнут рассказы о бандах Нью-Йорка. В игре были огромные деньги, карьеры многих людей. Совместное предприятие, финансовые проекты, даже основанная вместе партия. Юлия порвала со всем этим в мгновение ока. Это все равно что переехать человека пополам».

Попав единожды в парламент, Тимошенко уже не покидала здания под куполом. Исключением является работа в правительстве и выяснение отношений с Генпрокуратурой. Несмотря на нынешние уверения Юлии Владимировны о том, что бизнесменом она была, дескать, постольку- поскольку, а вот политика — это ее призвание. Тимошенко пыталась помириться с Президентом Кучмой во имя спасения своей финансовой империи. Во время президентской кампании 1999 года была тише воды ниже травы и ей разрешили поработать в Кабинете министров при Ющенко на посту вице-премьера. Джордж Сорос, узнав о вице-премьерстве Юлии Тимошенко, рассмеялся: «Это все равно что сделать браконьера лесником». Впрочем, не это мнение было определяющим в том, что в 2001 году Тимошенко отправили в отставку, а вскоре посадили в СИЗО Лукьяновской тюрьмы в Киеве. Тимошенко вспомнили не только тесное сотрудничество с Лазаренко, но и схемы, по которым она работала в ЕЭСУ. Ведь неспроста же западные СМИ тогда писали о ней как о самой богатой женщине бывшего СССР с капиталом в 12 миллиардов долларов. Эти сообщения экс-глава ЕЭСУ не подтверждает. Но и не опровергает. В 2002 году по поводу своего состояния она сказала: «Я не бедный человек, хочу сказать, что для меня, например, благосостояние является одним из элементов свободы… То, что я обеспеченный человек, разрешает мне всю жизнь посвятить именно политике». (»Парламент 2002: время выбора»). А в книге «Невыполненный заказ», приуроченной к выборам-2002, Юлия Тимошенко созналась, что все свои сбережения тратит на политику: «Конечно, деньги были, но они тают быстро, если не зарабатываешь политикой, а тратишь на нее… Да и власть последние пять лет системно и цинично разрушает весь наш бизнес».

Арест и 42-дневное заключение в 2001 году Тимошенко пережила тяжело: «Я захожу в камеру, и дверь за мной захлопывается, и тут же гаснет свет. Я даже шагу не успеваю ступить. Я села на сумку, с которой пришла, и просидела так полчаса, пока они не включили свет. На самом деле я просто шаг боялась ступить, потому что, когда входила, не успела даже рассмотреть эту камеру. Окно занавешено большим металлическим листом. Очень грязная. Я сразу попросила своего адвоката принести мне резиновые перчатки и тряпку и отдраила полы и стены, и особенно отхожее место,» — так описывала свое пребывание в тюрьме Тимошенко в одном интервью.

После СИЗО ни о каком примирении с властями Юлия Владимировна уже даже не думала. Пережив шок, она тогда же заявила о своих претензиях на президентский пост. Как написал позже политолог Кость Бондаренко, некоторым это понравилось, но многие задумались, прежде всего те, кто считает, что Тимошенко нельзя давать власть — она хороша на вторых ролях. Для первых у нее существует один большой недостаток — она не знает чувства меры. А Юлия Мостовая в «Зеркале недели» по этому поводу написала: «Тимошенко — это ядерная энергия, которая во многих ситуациях себя не контролирует, и от условий ее деятельности и существования зависит, превратится ли она в атомную бомбу или в электростанцию, которая дает атомную энергию».

Политолог Виктор Небоженко в интервью тому же польскому изданию высказался следующим образом: «Самой большой ошибкой других политиков является то, что они недооценивают Юлию. И заблуждаются, что смогут использовать ее в своих целях. Это Юлия всех использует. Привлекает людей по принципу: сейчас нужны мне социал-демократы, сейчас какой-то интеллектуал, а сейчас молодежь. Когда достигнет цели, немедленно с ними расстается. С улыбкой: спасибо, до свидания».

Материал подготовила

577

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров