ПОИСК
Происшествия

«гардиан», 26 ноября (великобритания): «кампания, которую проводят соединенные штаты в киеве»

0:00 2 декабря 2004
Инф. «ФАКТОВ»

«Революция каштанов» в Украине является четвертой кампанией из тех, что организовывали США в четырех странах за последние четыре года», -- пишет британский журналист Ян Трейнор

События, происходящие в эти дни в Украине, волнуют весь мир. Никогда еще к нам не приезжало столько иностранных журналистов. Практически каждое уважающее себя периодическое издание направило в нашу страну своего корреспондента и в каждом номере публикует его репортажи, добавляя к ним анализ ситуации и прогнозы экспертов и известных политиков на то, как может развиваться ситуация дальше. Этот взгляд со стороны представляется весьма интересным.

Оружие молодых активистов -- плакаты, лозунги и сайты в Интернете

«Революция каштанов» в Украине является четвертой кампанией из тех, что организовывали США в четырех странах за последние четыре года». Подобная кампания, финансировавшаяся американским правительством, в которой принимали участие американские консультанты, дипломаты, партии и общественные организации, была впервые проведена в Югославии в 2000 году для того, чтобы не допустить победы Слободана Милошевича на выборах.

Ключевую роль в этой кампании играл посол США в Белграде Ричард Майлз. В прошлом году Майлз, будучи уже в должности американского посла в Тбилиси, повторил этот трюк в Грузии, помогая Михаилу Саакашвили сместить Эдуарда Шеварднадзе. Через десять месяцев после успешной кампании в Белграде посол США в Минске Майкл Козак, который имеет опыт проведения подобных акций в Центральной Америке, в частности в Никарагуа, организовал такую кампанию в Белоруссии, пытаясь сместить президента Александра Лукашенко. Но эта попытка не увенчалась успехом. «Не будет Коштуницы в Белоруссии»! -- заявил Лукашенко, проводя аналогии с ситуацией в бывшей Югославии.

РЕКЛАМА

Ценный опыт, приобретенный в Сербии, Грузии и Белоруссии, используется сегодня для проведения акции против режима Леонида Кучмы в Украине.

В центре Белграда есть офис так называемого Центра ненасильственного сопротивления. Молодые люди, которые сидят в этом офисе, могут дать вам ценные рекомендации, как победить режим, который контролирует средства массовой информации, суды, спецслужбы и избирательные участки. Все началось с создания студенческого движения «Отпор», которое вело борьбу против Милошевича. Важную роль играет хлесткое (из одного слова) название. В Грузии в прошлом году было создано движение «Кмара». В Белоруссии это «Зубр». В Украине студенческое движение носит название «Пора». Оружие молодых активистов — плакаты, лозунги и сайты в Интернете. Они высмеивают режим, который ранее на многих наводил страх. В прошлом году, перед тем как стать президентом Грузии, Михаил Саакашвили посетил Белград, чтобы ознакомиться со способами массового сопротивления. В Белоруссии посольство США организовало поездку молодых лидеров оппозиции в Прибалтику, где они встретились с сербами — оппозиционерами из Белграда. В последние недели несколько представителей сербского сопротивления приехали в Украину. Одного из них, Александра Марику, украинские пограничники не пустили в страну.

РЕКЛАМА

В кампании в Украине участвуют Национальный демократический институт Демократической партии США и Международный республиканский институт Республиканской партии США, Госдепартамент США и Агентство по международному развитию, а также общественная организация «Freedom House» и институт Джорджа Сороса «Открытое общество». Стратегию действий оппозиции разрабатывают американские социологи и консультанты. Для того чтобы одержать победу над режимом, разрозненную оппозицию обычно объединяют вокруг одного кандидата, которого выбирают по прагматичным и объективным соображениям, даже если этот лидер настроен антиамерикански.

В Украине американцы потратили около 14 миллионов долларов

В Сербии американские социологи установили, что общественность плохо относится к лидеру прозападной оппозиции Зорану Джинджичу, и он не имеет шансов победить. Позже он был убит. Джинджича убедили в том, что кандидатом необходимо выставить антизападного Воислава Коштуницу. Сегодня Коштуница — премьер-министр Сербии. В Белоруссии американцы объединили оппозицию за фигурой опытного профсоюзного лидера Владимира Гончарика, так как к нему хорошо относятся многие из сторонников Лукашенко.

РЕКЛАМА

Согласно официальным данным, на финансирование кампании по свержению Милошевича США потратили 41 миллион долларов. Сообщается, что в кампании в Украине американцы потратили около 14 миллионов долларов.

Ключевым моментом кампании по установлению демократии в обществе является процедура параллельного подсчета голосов в противовес трюкам и фальсификациям, которые так любят устраивать имеющие сомнительную репутацию режимы. Кроме профессиональных наблюдателей из ОБСЕ, на украинских выборах присутствовали тысячи местных наблюдателей, которых обучили и чью работу оплатил Запад. Также были организованы опросы избирателей на выходе из избирательных участков, которые показали, что Ющенко одержал победу с перевесом в 11 процентов голосов. Именно эти данные и стали одной из главных причин дальнейших событий в Украине. Проведя такие опросы, оппозиция перехватила инициативу в пропагандистской войне, сообщения о результатах опросов появились в прессе, и властям пришлось отвечать на эти сообщения.

Заключительная стадия кампании — как реагировать, если режим пытается «украсть» проигранные выборы. В Белоруссии Лукашенко одержал победу на выборах с большим перевесом, поэтому не было организовано масштабных акций протеста. В Белграде, Тбилиси и сейчас в Киеве, где правительства вначале пытались удержать власть, оппозиции были даны рекомендации сохранять хладнокровие и организовывать массовые акции мирного гражданского неповиновения. Если события в Киеве докажут правильность стратегии США, стоит повторить этот опыт в других бывших советских республиках, таких, как Молдавия и авторитарные государства Средней Азии.

197

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров