Иван салий: «смерть георгия кирпы связана с финансовыми проблемами министерства транспорта и связи»
Неожиданная для всех смерть Георгия Кирпы породила, как водится, множество версий. И поскольку правоохранительные органы о своих рассказывать не спешат, политики, чиновники и журналисты щедро делятся неофициальными предположениями.
Георгий Кирпа. Крепкий хозяйственник, сильный администратор, влиятельный чиновник и политик. Всерьез обсуждались возможности его назначения на должность премьера и даже выдвижение на пост президента Украины.
Если его убили, как считают соседи погибшего министра (они сообщили корреспондентам MIGnews. com. ua, что слышали несколько выстрелов) или земляк Кирпы, народный депутат, «нашеукраинец» Александр Гудыма (он заявил, что знал Георгия Николаевича как сильного и волевого человека и сомневается в его самоубийстве), то кому он мог мешать? Известны бурная деятельность Кирпы на посту министра транспорта и количество запланированных и построенных под его руководством объектов, среди которых автобан Киев-Одесса, канал Дунай-Черное море. На строительство этих объектов шли миллиарды бюджетных и небюджетных средств.
После реконструкции центрального железнодорожного вокзала столицы и здания Минтранса остались долги в десятки миллионов гривен
Бывший заместитель министра транспорта Иван Салий как раз и считает, что смерть Георгия Кирпы может быть связана с большими финансовыми проблемами ведомства, которое он возглавлял, в частности — с растратой значительных денежных сумм.
- Безусловно, Георгий Николаевич был выдающейся личностью. Концентрировал огромные усилия в деле строительства отдельных объектов, — говорит Иван Салий. — Правда, строить эти объекты он начинал не с технического и экономического обоснования, а с письма к Президенту и силового метода продавливания того или иного строительства. Многие объекты, строительством которых занималось Министерство транспорта, имели большое хозяйственное значение, но иногда необходимость их сооружения была явно надуманной. Объекты возводились в невероятно короткие сроки, что демонстрировало большие менеджерские способности Георгия Николаевича и силовые подходы в решении проблем. Но чем дальше, тем больше становилось очевидным, что ни государство, ни «Укрзалїзниця» не могут профинансировать все задуманное. Возможности государства по привлечению кредитов для этих целей быстро исчерпались, а денег тратилось больше, чем делалось работы. Были случаи, когда строители завершали объект, а с ними не рассчитывались годами. Например, после реконструкции Центрального железнодорожного вокзала в Киеве, здания Министерства транспорта, что на столичном проспекте Победы, до сих пор остаются долги в десятки миллионов гривен. И наоборот, на строительство сдвоенного автомобильного и железнодорожного моста в Киеве хоть и было израсходовано более двух миллиардов гривен, строительные работы затормозились. Поэтому я считаю, что главная причина самоубийства или убийства заключается в том, что у Министерства транспорта и связи, и в первую очередь у «Укрзалїзницї», возникли большие финансовые проблемы, к которым Георгий Николаевич имел прямое отношение.
Что касается версии самоубийства, то я не думаю, что такой сильный человек, как Георгий Кирпа, мог на такое пойти. Он был неоправданно жестким человеком, а такие люди, как правило, сами очень боятся боли.
«Поездная» версия — среди главных
Член фракции «Наша Украина» Александр Гудыма рассказал «5 каналу», что в дни «оранжевой» революции министр посодействовал им в организации доставки людей в Киев поездами из регионов. При этом, как отметил Александр Гудыма, все услуги железной дороги были оплачены коалицией «Сила народа».
По словам А. Гудымы, есть факты, свидетельствующие о том, что покойный в последнее время не был уж столь благосклонным к оппонентам оппозиции. «Нынешний руководитель штаба — я фамилии его называть не хочу, тоже львовянин — обвинял Кирпу в том, что уже во время повторного голосования 26 декабря он отказался снова бесплатно предоставлять поезда для наблюдателей с Востока», — сказал народный депутат.
Именно Георгий Кирпа, организовавший в первом и втором турах так называемые поезда дружбы — передвижение огромных масс людей с открепталонами с Востока на Запад Украины, как никто другой знал правду о масштабах фальсификаций и приветствовал постановление Верховной Рады о непризнании результатов выборов во втором туре. Информагентство «Обозреватель» вспоминает и о неприятном разговоре Кирпы с Виктором Януковичем, состоявшемся после второго тура.
Близкий к расследованию гибели министра источник «ФАКТОВ» в правоохранительных органах сообщил, что следствие очень серьезно рассматривает «поездную» версию (имеется в виду отказ Кирпы предоставить бесплатный транспорт для членов комиссий и наблюдателей, направлявшихся с востока на запад Украины).
Глава Комитета ВР по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Владимир Стретович рассказал «ФАКТАМ», что длительное время Георгий Кирпа находился в сильной депрессии и не находил себе места. «К сожалению, — говорит В. Стретович, — рядом с ним не нашлось человека, который бы успокоил его и развеял его сомнения. Ведь его последний поступок, когда перед третьим туром он отказался участвовать в «переброске» эшелонов «мигрирующих» избирателей с Востока в Центр, привели к конфликту в руководстве Кабмина, вследствие чего мы можем говорить о Георгии Кирпе в прошлом времени. В похожем положении находятся многие представители нашего политикума, которых, в силу того, что премьер пошел в президенты, вынуждали, как я считаю, выполнять определенные распоряжения. В результате у каждого нормального человека начинались внутренние сомнения относительно правильности своих действий. Эта дикая системность, когда в период выборов гибнет глава правления Укркредитбанка, а за ним, после выборов, известный министр, является свидетельством того, что украинская политическая система построена по принципу служения персоне.
Я считаю, что у Генпрокуратуры были все основания, чтобы возбудить по факту гибели Георгия Николаевича уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства». Есть достоверные данные о том, что некоторые особо прыткие представители вчерашнего большинства сегодня пытаются найти себе крышу у нового президента. Один из них проводил соответственную работу с покойным, пытался его запугать, шантажировал для совершения определенных действий».
Материал подготовлен Александром ГАЛУХОМ, Ириной ДЕСЯТНИКОВОЙ
и Ярославом ШАПОЧКОЙ, «ФАКТЫ»
431Читайте нас в Facebook