ПОИСК

При каждом шаге сережи нижний обломок его бедренной кости, на восемь сантиметров ушедший вверх, выпирал так, что казалось, кожа вот-вот лопнет от напряжения

0:00 30 декабря 2004
Наталья ГАРМАШ «ФАКТЫ» (Днепропетровск)
Когда 13-летнему ученику сделали рентген, врачи глазам своим не поверили: мальчик восемь(!) лет жил со смещенным переломом бедра. Испытывая нечеловеческую боль, он умудрялся ходить, бегать и даже ездить на велосипеде

Семья эта считается не совсем благополучной — самого младшего из троих сыновей мать отдала в школу только в десять лет. Да и то после того, как учителя «выловили» непрописанного в хибарке Аптекарской балки Сережку и заставили Наталью записать 10-летнего мальчишку в 1-й класс. Ребенок сильно хромал, и женщина сказала, что несколько лет назад сын с отцом попали под машину. Причина недуга обнаружилась, когда Сереже было уже

13 лет. Его привезли на операцию в детскую областную больницу. Врачи предполагали, что у мальчика неправильно срослась кость, но увиденное на рентгеновском снимке потрясло даже самых опытных хирургов…

Вернувшись из больницы после перелома, маленький Сережка сам снял гипс и пошел кататься на велосипеде

Сережа очень самостоятельный мальчик, хотя ростом и не вышел. Возможно, жизнь заставляла его принимать решения и самому заботиться о себе. А может, такой независимый и сильный характер. Когда Сережа вместе с отцом попал на улице под машину и угодил с переломом ноги в больницу, даже не заплакал. Наложив на голень гипс, врачи вскоре выписали маленького пациента лечиться дома. Но разве можно усидеть на месте? Аптекарская балка, где мальчик живет с родителями и старшими братьями,- настоящее средоточие соблазнов. В глубоком овраге, на дне которого находится мутная канава, а по склонам ютятся убогие хибарки частного сектора, мальчишкам раздолье. Зимой съезжают по крутым склонам на санках и лыжах, а летом на велосипеде. Особым шиком считается съехать вниз, отпустив тормоза. Надоевший за неделю в больнице гипс путал все Сережкины планы. Пока мамы не было дома, он аккуратно разрезал ножом твердый белый панцирь, обхвативший ногу до самого бедра, и побежал на улицу.

Мама, увидев это самоуправство, особо ругать не стала. «Не болит? — ощупала ногу.  — Ну и ладненько». Возможно, Сережкина худоба и маленький рост сыграли свою роль: нога какое-то время не ощущала большой нагрузки. Но, по мнению врачей, костная мозоль, которая обычно «спаивает» переломанные конечности, к тому времени не успела образоваться, иначе кость на том самом месте ни за что бы не сломалась. В один из дней, когда мальчик гулял на улице, две соседские собаки затеяли драку. Огромная овчарка совсем уж одолела лохматую дворняжку, как в собачьи разборки вмешался Сережка. Перемахнув через забор, он попытался палкой разогнать драчунов. Обрадовавшись подоспевшей подмоге, дворняга бросилась ему под ноги. Сережка упал на какой-то камень, но резкой боли значения не придал. С трудом доковыляв домой, сказал маме, что ударился больным местом. Однако боль не проходила. А Сережа, опасаясь, что ногу опять закуют в гипсовый чулок, терпел, сжав зубы.

РЕКЛАМА

Каждый, кто хоть раз ломал кости, знает, какая это жуткая боль. Сломанной рукой не то что работать, даже пошевелить невозможно. А уж встать на пострадавшую ногу, тем более если перелом смещенный, — это из области фантастики. Но Сережка не только смог ходить, но и убедил маму, что ничего страшного не случилось. «Пройдет», — сказал он, и мама согласилась. Тем более что воевать с сыном — пустое дело. Если что-то решил, его не переубедишь.

Мальчика отвели в поликлинику лишь по настоянию директора школы

- Я видела, что он сильно хромает, — рассказывает Наталья, мать Сережи.  — Но на все мои просьбы пойти в больницу сын только отмахивался. Ему тогда, наверное, лет пять было, но характер непреклонный. Смотрю, через несколько дней достал трость, с которой после перелома ходил отец и, опираясь на нее, убежал на улицу. Я не оговорилась, даже с этой палкой он носился как угорелый.

РЕКЛАМА

Конечно, свою вину женщина признает, потому и попросила ее фамилию не называть. Ей бы взять сынишку в охапку — да в больницу. Но все как-то не до того было. Тем более что Сергей пообещал: вот лето пройдет, а зимой пойдем к врачу.

Но с приходом зимы появились новые хлопоты, нужно было доставать уголь, каждый день топить убогую печурку. Да и тащить хромающего Сережу по обледенелым крутым улочкам тоже было проблемой. Так и откладывали они визит к врачу со дня на день, от месяца к месяцу, от года к году. Может быть, поэтому и в школу мать Сережу вовремя не отдала. «Вот ногу подлечим, — решила, — тогда и пойдем».

РЕКЛАМА

Мальчик пошел в школу, лишь когда ему исполнилось 10 лет. То ли медики, то ли социальные службы, где состоит на учете семья Сережи, обнаружили, что ребенок ни одного дня нигде не учился. То, что он ходит с палочкой, никого не насторожило, поскольку мама объяснила, что у сына давняя травма.

- Мы относились к новому ученику, как к инвалиду,  — объясняет директор школы Анжелика Рощина.  — Освободили его от физкультуры, помогали чем могли. Семья малообеспеченная, поэтому Сереже за счет школы и одежду, и учебники, и тетради покупали. А то, что мама не оформила инвалидность, оправдывали теми трудностями, которые преследовали семью. Маму жизнь, конечно, не баловала, но видно, что Сережу она любит: приводила его в школу, забирала, потому что ходить мальчику было тяжело. И мы все этой семье сочувствовали. Сережка — замечательный мальчуган: очень умный, любознательный, прекрасно учится, со всеми дружит. Мы нарадоваться на него не могли. Вот только хромота ему досаждала. Бывает, придет на физкультуру, а дети играют в мяч. Он тоже пытается. Ковыляет, бедный, на больной ноге, пока не упадет…

Именно по настоянию Анжелики Дмитриевны Сережу отвели в районную детскую поликлинику. Но даже там врачи не определили вначале причину хромоты. Решили, что кость неправильно срослась, что, в принципе, бывает не так уж редко. В 3-й детской больнице назначили операцию, но Сережа опять заартачился. Была весна, впереди лето, а представить себя в эту долгожданную пору в гипсе он не мог. «Вот закончу второй класс, а после каникул пойдем в больницу», — пообещал маме. И та опять согласилась.

Этим летом 13-летний Сережа уже настолько притерпелся к непослушной ноге, что она практически ни в чем ему и не мешала.

- Я даже стоя на велосипеде ездил, — хвалится.  — И по деревьям лазил, и на рыбалку ходил. Вот только к непогоде так ныла, что встать не мог.

Впрочем, ходить Сереже становилось все труднее. Даже тросточка, собственноручно отполированная и покрытая лаком, уже не спасала. При каждом шаге обломок кости резко выпирал чуть ниже бедра. Казалось, кожа не выдержит напряжения и лопнет. Видя такие страдания, учителя позвонили в областную детскую больницу и попросили назначить день операции. В указанное время Наталья привезла сына в отделение травматологии.

Края сломанных костей срослись с мышцами, образовав твердый конгломерат

- Казалось, случай обычный, — рассказывает заведующий отделением Алексей Мохов.  — По сравнению с тяжелейшими травмами, которые каждый день приходится оперировать, неправильно сросшаяся кость не проблема для хирургов. Но когда сделали снимок, я глазам своим не поверил. Показывал всем коллегам — никто не мог припомнить ничего подобного. Острый, словно нож, нижний край сломанной бедренной кости, сантиметра на 4 «разминувшись» с верхней своей частью, пробил мягкие ткани мышц и вышел под кожей. Получается, что две кости располагались практически параллельно, и нога мальчика стала короче на 8 сантиметров. Трудно даже представить, какую боль терпел этот ребенок на протяжении стольких лет!

Сережа не трус. На операцию шел спокойно и даже весело. Ведь врачи пообещали, что его нога станет такой, как у всех. Впрочем, определить объем реконструктивной хирургии Алексей Иванович смог только на операционном столе.

- Когда разрезали место перелома, оказалось, что края сломанных костей срослись с мышцами, образовав твердый конгломерат, — рассказывает врач.  — Чтобы добраться до кости, пришлось убирать все эти спайки, травмированные мышцы. Но и это было не самое сложное. За восемь лет место перелома округлилось, край рассосался, поэтому восстановить кость в первоначальном виде оказалось невозможным. Пришлось около трех сантиметров с обеих сторон удалить, чтобы срез был свежий. Предварительно определили точный угол соединения, под которым нога займет правильную ось, создали так называемую площадку, на которой будет находиться реконструированный участок кости и, наконец, соединили все металлическими конструкциями.

Операция длилась около трех часов. Сережа уже чувствует себя молодцом, приставая к врачам с одним и тем же вопросом: «Когда снимут гипс?» Но, учитывая неугомонный характер парнишки, доктора с этим не спешат. К тому же в будущем, когда кость хорошо срастется, мальчику предстоит еще одна процедура: с помощью аппарата Илизарова ему вытянут правую ногу на недостающие три сантиметра. Тогда, мечтает Сережа, у него и по физкультуре будет только «отлично».

453

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров