Проданный когда-то в качестве Металлолома крейсер «киев» -- гордость советского военно-морского флота -- станет жемчужиной огромного парка развлечений на берегу желтого моря, в который китайцы намерены вложить два миллиард
Наш «Боинг-767» -- первый за последние пять месяцев пассажирский самолет из Украины -- мягко приземлился в пекинском аэропорту «Шоуду» в четвертом часу ночи. На цветы и шампанское по поводу возобновления прерванного в декабре 2003 года регулярного авиасообщения между столицами двух стран мы, в общем-то, не рассчитывали, но и увидеть огромный аэропорт семимиллионного Пекина совершенно(!) пустым уж никак не ожидали. Обывательское представление о столице Китая (численность его населения стремительно приближается уже к миллиарду 300 миллионам!) как о никогда не затихающем человеческом муравейнике окончательно развеял вид таких же пустых улиц красавца-города. «С полуночи до шести утра здесь «мертвое» время», -- объясняет гид. Пекин, тянущийся к небу своими ультрасовременными, не похожими друг на друга зеркальными небоскребами, в которых отражается восходящее солнце, спит
Атипичная пневмония отучила пекинцев плевать на улицах
Говорят, прошлогодняя вспышка атипичной пневмонии (SARS), от которой только в Китае погибло порядка 350 человек, изменила облик столицы, сегодня в прямом смысле начищенной до блеска. Пекинцы стали настолько чистоплотными, что при каждом удобном случае моют руки и совершенно перестали, извините, плевать на улицах. То ли самосознание выросло, то ли введение уголовной ответственности (вплоть до смертной казни) за умышленное распространение SARS подействовало. Зато теперь людей в марлевых повязках на лицах (так, на всякий случай) здесь встретишь редко.
Информация о вирусе, распространявшаяся намного быстрее самой болезни и породившая всеобщую боязнь путешествий, нанесла сильнейший удар по экономике страны. Больше всех пострадали тогда авиаперевозчики и туристический бизнес. Но был и свой плюс: напуганное мировое сообщество материально помогло вывести китайскую медицину на качественно новый уровень.
Чтобы избежать краха экономики, китайцам приходится тормозить ее развитие
Сегодня Китай переживает экономический бум. По мнению некоторых экспертов, уже в текущем году страна, обогнав Италию, может стать шестой крупнейшей экономической державой мира. Но китайцы смотрят в «светлое будущее» с опаской. Мощный рост экономики, сопровождавшийся увеличением кредитования и инвестиций, вызвал скачок цен на недвижимость, стремительное увеличение спроса на сырье и, как следствие, -- дефицит сырья, электроэнергии, транспортных мощностей. На Западе заговорили о приближающемся кризисе и даже крахе китайской экономики, если правительство страны не примет срочные меры для снижения темпов ее роста. А если рухнет экономика Китая, всему остальному миру, будьте уверены, мало не покажется. Поэтому китайское правительство пытается всеми силами снизить темпы роста внутреннего валового продукта и в первую очередь ограничило банковское кредитование экономики. По словам посла Украины в Китае Сергея Камышева, сегодня Китай заинтересован в «переброске» инвестиций за рубеж, и этой ситуацией вполне могла бы воспользоваться наша страна. Увы, пока уровень экономического сотрудничества Украины и Китая совсем не удовлетворяет обе стороны, возлагающие большие надежды на совместные проекты.
Посмотреть на «Киев» каждую неделю приходят 40 тысяч человек
Одним из таких многообещающих проектов, оценивающимся в более чем два миллиарда(!) долларов, стало начавшееся строительство на побережье Желтого моря вблизи города Тяньцзинь (расположен в 120 километрах восточнее Пекина) крупного развлекательного центра «Веселый порт». Здесь предполагают в течение пяти лет построить аквапарк, своеобразный городок, улицы которого будут отданы представителям разных наций (в создание «украинской улицы», на которой развернется ярмарка, откроется украинский ресторан, будут выступать творческие коллективы из нашей страны, Украинско-китайский центр культурного и экономического сотрудничества планирует инвестировать 50 млн. долларов), а также что-то вроде «военного Диснейлэнда», «изюминкой» которого станет открывшийся 30 апреля этого года для посещения авианесущий крейсер «Киев». Этот первый советский авианосец, заложенный в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе в 1970 году и спущенный на воду в 1972-м, когда-то был гордостью Северного флота СССР, а затем Российской Федерации. В 1993 г. в связи с недостатком средств на эксплуатацию, износом вооружения, механизмов и оборудования «Киев» был выведен из боевого состава флота и в марте 2000 г. продан одной из китайских фирм в качестве металлолома почти за 8,5 млн. долларов. Судно отбуксировали в Шанхай, однако китайцы передумали резать крейсер на части (чем вызвали возмущение россиян) и решили использовать его в коммерческих целях по примеру «брата-близнеца» «Киева» крейсера «Минск», который в Шеньжене (город на юге Китая) превратили в парк развлечений. Сегодня отреставрированный «Киев», на палубе которого экспонируются советские военные самолеты и вертолеты, каждую неделю посещают около 40 тысяч человек (при том, что входной билет стоит приблизительно 15 долларов США), но владельцы судна надеются довести эту цифру до 100 тысяч.
В целом создание «военного Диснейлэнда» площадью 10 квадратных километров(!) администрация Тяньцзиня считает одним из приоритетных объектов городского строительства. Достопримечательностью наземной части парка станут береговые укрепления с бронетранспортерами, танками и зенитными комплексами, а на море к «Киеву» «присоединятся» эсминцы, патрульные катера, подводные лодки По мнению создателей этого городка, он будет пользоваться большой популярностью у китайцев, у которых тяга ко всему военному -- в крови. А еще местные бизнесмены, уже вложившие в строительство «Веселого порта» 300 миллионов долларов, очень надеются на более активное участие украинских фирм в этом проекте, который они рассматривают как своеобразный мост украинско-китайской дружбы.
Пока российское небо для направляющихся в Китай украинских самолетов наглухо закрыто
На активизацию украинско-китайского сотрудничества сегодня надеются и в Киеве, и в Пекине. Особенно после возобновления с 12 мая регулярного прямого авиасообщения между столицами двух стран. Предполагается, что большинство пассажиров нового рейса «Киев -- Пекин -- Киев» будут составлять именно бизнесмены и коммерсанты (»челноки»), в свое время отдавшие предпочтение российским авиакомпаниям из-за более комфортных условий перелета: с 1993 г. рейсы из Киева выполнялись самолетами Ту-154М и Ил-62 компании «Авиалинии Украины» с промежуточными посадками в Новосибирске (Россия), а с октября 2003 г. -- в Чимкенте (Казахстан), что, естественно, увеличивало продолжительность полета. В декабре же прошлого года авиасообщение с Пекином по ряду причин и вовсе было прервано. «Пробел» вызвалась восполнить авиакомпания «АэроСвит» после того, как вопрос о возобновлении авиасообщения был поднят на правительственном уровне. Теперь еженедельные рейсы из Киева в Пекин и обратно осуществляются комфортабельными дальнемагистральными «Боингами-767-300», способными обходиться без промежуточных посадок. Разумеется, российские авиакомпании, ранее перехватывавшие украинских пассажиров, от этого не в восторге. И кто знает, не это ли стало причиной того, что в настоящее время перелет из Украины в Китай через территорию России запрещен российскими авиавластями и наши самолеты летают «окольными путями» -- через Черное море, Турцию, Армению, Азербайджан и Казахстан. Впрочем, законных оснований для такого запрета нет, считает генеральный директор компании «АэроСвит» Григорий Гуртовой и надеется, что Россия откроет свое воздушное пространство для украинских авиалайнеров. И тогда Китай станет к нам чуточку ближе.
270Читайте нас в Facebook