Профессор владимир захматов: «в россии мой противопожарный танк тушил штабеля боеприпасов всего тремя залпами»
-- Надо же было произойти такому совпадению: в начале мая, когда я участвовал в Москве в семинаре по проблемам тушения пожаров на складах боеприпасов, под Мелитополем загорелись штабеля снарядов, -- говорит заведующий кафедрой Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» доктор технических наук профессор Владимир Захматов. -- Пожары, сопоставимые по масштабам с мелитопольским, происходили в 1990-е годы на российских складах боеприпасов под Уфой и Йошкар-Олой. Для борьбы с огнем российские военные задействовали многоствольные пожарные танки «Импульс», созданные под моим руководством. На таких танках вместо башни находятся специальные артустановки из 32 или 40 орудий. Стволы заряжены противопожарными снарядами, начиненными порошком, водой или смесью порошка и воды. Большое количество стволов нужно для того, чтобы как можно быстрее погасить пожар. Под Уфой и Йошкар-Олой целые штабеля боеприпасов тушили тремя залпами. Первым залпом одновременно из 10 орудий порошком сбивали пламя, следующим заливали горящие ящики водой. Кстати, особую эффективность показала смесь воды с пеной. Эта вязкая субстанция буквально обволакивает предметы, мгновенно прекращая горение.
В конце 1980-х «Импульсы» -- тогда это были еще первые экспериментальные установки -- с успехом были использованы для борьбы с несколькими опаснейшими пожарами на нефтяных и газовых скважинах. Самой сложной эпопеей, затянувшейся на два месяца, стала борьба с огнем на морском месторождении нефти вблизи Баку. Там горели 12 скважин, выведенных на одну нефтяную платформу. Мне, профессионалу, более гигантского пожара видеть не доводилось -- это было похоже на извержение вулкана. Тем не менее нам вместе с местными пожарными и аварийными бригадами удалось справиться с огнем. Сейчас наши танки несут постоянное дежурство на нефте- и газоразработках в Полтавской области, а также в Чернобыльской зоне и на наиболее опасных в Украине химзаводах -- в Черкассах, Чернигове и Симферополе.
А вот для тушения складов боеприпасов возле Артемовска и Мелитополя «Импульс», к сожалению, не привлекли. Наш университет обращался в различные инстанции -- мол, мы можем помочь в защите складов, но практического результата это не принесло. И это несмотря на то, что Совет национальной безопасности и обороны Украины своим решением от 9 февраля нынешнего года рекомендовал Минобороны и МЧС использовать наши опыт и технику. Из МЧС к нам до сих пор никто не обращался, а военные дважды звонили, обещали прийти, но до сих пор не нашли для этого времени.
Так что информацию о том, как тушили пожары на военных складах под Артемовском и Мелитополем, я получаю разве что из газет и телевизионных новостей. Показывали, например, такие кадры: едет танк, за ним под защитой его брони к штабелю боеприпасов движется пожарная машина. Это как раз тот способ, от которого в бывшем СССР начали отказываться еще в 1970-е, когда произошло несколько случаев гибели пожарных при тушении армейских складов. Разработали специальный танк, чтобы защитить броней людей. Но, как показала практика, и эта техника не гарантирует защиты. В начале 1980-х годов при тушении боеприпасов погибли экипажи двух таких танков. Причина -- остановка двигателей. Танку приходилось подъезжать к горевшему штабелю на 10--15 метров, то есть оказываться в зоне интенсивного нагрева, задымленности, обстрела боеприпасами, которые хаотически разлетаются. Находиться там долго нельзя: израсходовал воду -- побыстрее отъезжай из опасного места. Замешкаешься -- и танк вспыхнет, словно свеча. Когда глохли двигатели, экипажи заживо сгорали в своих боевых машинах.
Эта техника, по сути, -- та же пожарная машина (бак с водой и брандспойт), только на базе танка. А я предложил другой подход: тушить залпом снарядов, начиненных противопожарными средствами. Артиллерию установили на танк. Причем, кроме брони, экипаж «Импульса» защищен от жары специальным теплозащитным экраном, уменьшающим теплообмен в 2--3 раза. «Импульс» справляется с задачей очень быстро -- сделал три залпа, и можно отъезжать. И эффективность при этом отличная -- заряд противопожарной смеси проникает на глубину всех 6,5 метра стандартного штабеля боеприпасов.
Серийный выпуск «Импульсов» был налажен в 1990 году на Киевском танкоремонтном заводе. По моим сведениям, в боевых частях украинской армии сейчас не менее трех танковых установок.
Когда Украина массово сокращала количество своих танков, мы предлагали хотя бы двести из них оснастить нашими противопожарными установками залпового огня. Тогда все 184 армейских и около 20 принадлежавших Минпромполитики Украины складов боеприпасов находились бы под защитой наших «Импульсов». Но к этому предложению тогда не прислушались.
P. S. В январе «ФАКТЫ» рассказали о разработанном профессором Захматовым несмертельном оружии для борьбы с террористами. Публикация вызвала интерес у МВД и СБУ Украины. Для их представителей были проведены испытания этого оружия.
-- Силовики воочию убедились, что выстрел порошком или даже обычной пылью способен нейтрализовать неуправляемую толпу или злоумышленников, -- поведал профессор Захматов. -- Порошок залепляет глаза, рот, уши. При этом здоровью вреда не причиняется. Это безопаснее, чем, например, брандспойты, струя которых способна выбивать глаза и ломать ребра.
478Читайте нас в Facebook