Экс-министр промполитики анатолий мялица: «интеграция предприятий отечественного самолетостроения необходима, но она не должна быть поспешной»
Перефразировав довольно популярную в советское время песню, можно сказать, что АНТК имени Антонова действует по принципу: «Первым делом самолеты, ну а споры -- все потом». Что касается начала этой фразы, то она объясняется просто. В конце октября авиационный научно-технический комплекс имени Антонова и польская Государственная компания «Агентство развития промышленности» договорились о совместной разработке и производстве самолета AN-M128 Skytruck plus, по поводу которого первый заместитель генерального конструктора АНТК имени Антонова Дмитрий Кива заявил: «Это будет совершенно новый самолет, оснащенный самым современным оборудованием». Уже известно, что двигатели и авиационное оборудование для самолета AN-M128 Skytruck plus поставит АНТК имени Антонова.
Буквально через несколько дней после достигнутой договоренности с поляками, то есть в начале ноября, АНТК имени Антонова праздновал еще одну победу. Через два месяца, в январе «антоновцы» и китайская авиационная корпорация Shaanxi Aircraft Industry Group (SAC) намерены провести испытания совместно разработанного грузового самолета Y8F600. Первый полет этого лайнера с боковой грузовой дверью назначен на лето 2005 года.
Так без громких заявлений и чиновничьих подсказок «антоновцы» вот уже которой год не просто удерживают на плаву отечественное самолетостроение, но и выводят его в разряд конкурентоспособной на международной арене сферы, создавая реальные проекты.
В последнее время все это происходит на фоне неутихающих споров вокруг целесообразности создания концерна «Антонов» на базе АНТК им. Антонова, Киевского государственного авиационного завода «Авиант» и Харьковского государственного авиационного производственного предприятия «ХГАПП». То есть концерна в составе наиболее успешных предприятий, конструирующих и строящих самолеты. Правда, справедливости ради стоит отметить, что степень успешности у предприятий различная. Например, АНТК имени Антонова входит в тройку крупнейших налогоплательщиков страны. Киевский и Харьковский авиазаводы тоже имеют прибыль, но конкурировать с «антоновцами» по таким показателям не могут. Впрочем, проблема не только в этом.
Наблюдателей настораживает слишком быстрый темп создания концерна «Антонов». Идея объединить авиапредприятия не успела, как говорится, отлежаться, а соответствующие проекты уже вынесены на рассмотрение Кабмина. «За» ратует Харьковский авиазавод, имеющий самые экономически уязвимые показатели. Не одобряют объединение «антоновцы» и Киевский авиазавод «Авиант», считающие, что предлагаемое административное слияние трех предприятий неизбежно приведет к развалу отечественного авиапрома. Их мнение разделяют многие эксперты и наблюдатели.
Народный депутат, член комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Манчуленко считает, что киевским заводам объединение в форме концерна невыгодно с финансовой точки зрения. Потому как это неизбежно приведет к тому, что минусы будут перекрываться плюсами более сильных предприятий. «Насколько я понимаю, ни АНТК им. Антонова, ни «Авиант» не выступают категорически против укрупнения или объединения. Но этого нельзя делать под давлением и с жесткой вертикалью. Кроме того, в позиции Харькова, который пытается всех как можно быстрее объединить, все же просматривается желание получить выгоду, в которой на поверку не много общего с интересами всего «Укравиапрома»,-- говорит Георгий Манчуленко.
По мнению народного депутата Александра Бондарчука, поспешное объединение выгодно не только некоторым отечественным предприятиям, но и международным авиастроительным компаниям: «В последнее время в мире обостряется конкуренция по перевозке грузов. Идет война между Boeing и Airbus. Со стороны Запада ведется работа по ослаблению конкурентов. И прежде всего АНТК имени Антонова, который является базой транспортного самолетостроения на территории всего СНГ. Если ослабить АНТК через такие объединения, распыление ресурсов, то Boeing и Airbus получат преимущества в борьбе за заказы».
Подвергает сомнению целесообразность создания концерна «Антонов» и эксперт Международного центра перспективных исследований Ильдар Гизизуллин: «На первый взгляд, идея об объединении выглядит разумной и идет в русле мировых тенденций к укрупнению предприятий с целью увеличения их конкурентоспособности. Но нужно смотреть на эти вещи реально. Вряд ли Украина сможет стать третьим игроком на мировом рынке. Даже если объединить все украинские авиационные заводы С точки зрения перспективы Украине лучше развивать свою нишу. Нужно искать форму сотрудничества с равными правами для всех участников, чтобы было поле для маневра».
Анатолий Мялица, советник премьер-министра, экс-министр промышленной политики считает, что интеграция предприятий отечественного самолетостроения необходима, но она не должна быть поспешной. «Ведь кроме правительственной идеи создания единого концерна существуют и альтернативные проекты интеграции отрасли. В частности, одной из них является вариант консорциума, корпорации с сохранением большей финансовой независимости интегрирующихся предприятий». Анатолий Мялица подчеркивает, что консенсус при решении жизненно важных проблем украинского самолетостроения просто необходим. По его словам, когда возникает непонимание между руководителями, они должны путем переговоров принять решение в интересах всей украинской авиации, и спешка здесь недопустима.
241Читайте нас в Facebook