Поэт-песенник вадим крищенко: «назарий мог явиться домой в два часа ночи с десятком товарищей -- его гостеприимству всегда поражались коллеги»
Назарий Яремчук не праздновал юбилеев со списками гостей и многосложным меню угощения. Все происходило по-мальчишески -- стихийно: бывало, собирал друзей прямо в гостиничном номере, иногда звал коллег в какой-нибудь ресторанчик. Впрочем, 44 года -- еще не тот возраст, чтобы отмечать по-серьезному, подводить итоги. Разве мог подумать певец, что сорок четыре -- это все, что ему отмерено судьбой.
«Я не знаю артиста, в которого было бы влюблено столько женщин»
Порою коллеги могут рассказать о нас не меньше, чем родные. Именно поэтому вспомнить, каким был Назарий, я попросила поэта-песенника Вадима Крищенко, который написал для Яремчука более тридцати песен. Среди них шлягеры «Родина», «Усмiхнися менi», «Гей ви, козаченьки», «Забудеш»
-- Вадим Дмитриевич, ваши песни исполняют София Ротару и Александр Серов, Светлана и Виталий Билоножко, Василий Зинкевич и Раиса Кириченко. Но с Назарием, говорят, вы были не просто коллеги
-- Мы действительно дружили. Приезжая на концерты в Киев, Назарий часто заходил к нам в гости. Мы садились за стол, на котором была жареная картошка, какие-нибудь котлеты, водочка. Но больше всего Назарий любил вареники. Считал, что это еда настоящего украинца! Как-то он взял на концерт сыновей Диму и Назара. Они тогда еще были совсем маленькими, лет пяти-шести. А в дороге мальчики заболели. Помню, как Назарий в отчаянии привез детей к нам -- ведь моя покойная жена была врачом и сделала тогда детишкам уколы. Назарий всегда страшно переживал за сыновей.
-- Вы и с женами Назария были, наверное, знакомы?
-- Они были у него абсолютно разные. Первая, Лена, работала с ним в «Смерiчцi», родила мужу двух прекрасных сыновей. Но почему-то брак их не заладился. Назарий был не из тех людей, что раскрывают душу даже перед друзьями. Он не был легким человеком, мог заявиться домой в два часа ночи с десятью товарищами Какой жене, скажите, такое понравится? Его гостеприимству всегда поражались коллеги.
-- А вторая жена как к этому относилась?
-- Говорят, Дарина вставала посреди ночи и молча накрывала на стол. Она медработник. Первый ее муж, насколько мне известно, был врачом, он умер. У Дарины от первого брака ребенок и с Назарием у них общая дочка -- Маричка. Она, как и сыновья Назария, унаследовала его певческий дар.
-- Назарий был красивым мужчиной. Наверняка вокруг него всегда крутилось много поклонниц
-- Я вам так скажу: не знаю артиста, в которого было бы влюблено столько женщин! Быть может, Лена ревновала?
-- Значит, был повод? Ведь почему-то не ревнует Светлана Билоножко Виталия к его поклонницам?
-- А вы знаете, как сложился их дуэт? Света ведь раньше была диктором на телевидении. А Виталий гастролировал по Украине. Как знать, что из этих гастролей могло выйти, ведь рядом были молодые симпатичные исполнительницы. А в семье подрастало двое детей. Выражаясь современным языком, чтобы «снизить риск», стали петь дуэтом. Начался он, кстати, с моей песни «Щоб ти щасливою була». Как-то Виталий разоткровенничался: «Спасибi, Вадиме Дмитровичу, що врятували нашу родину».
«Популярнейшего исполнителя зрители могут напрочь забыть за два года»
-- В детстве мне казалось, что Назарий Яремчук и Василий Зинкевич -- братья. Они дружили?
-- Это была несколько настороженная и ревностная дружба. Вася ведь немного старше Назария. Он первым получил звание народного артиста и Шевченковскую премию. Назарий, чувствовалось, переживал, что отстает на полшага. Он был по натуре гордым, болезненно воспринимал критику в свой адрес. Кстати, Зинкевич и Яремчук похожи не только внешне, но и судьбами. От Василия тоже ушла жена. Он воспитал двух прекрасных сыновей. Согласитесь, это не каждому мужчине по плечу.
-- Что-то в последнее время Василия Зинкевича не часто услышишь по радио, а на экране он еще более редкий гость
-- Вася -- своеобразный человек. Несколько лет назад, потеряв маму, он не пел год. А его отношение к славе вообще шокирует: у него нет ни одного авторского диска, ни одной кассеты!
-- Да не может быть!
-- Вася -- философ. Знаете, сцена ведь может легко предать. Популярнейшего исполнителя зрители могут напрочь забыть за два года, как это случилось с трио Мареничей. В советские времена по популярности в Украине им не было равных! Их знали в каждом городе и селе. Но звездная болезнь сгубила ребят. Однажды, решив, что знаменитостям все дозволено, они проигнорировали какой-то государственной важности концерт. Это стало известно Щербицкому. На следующий день вход на Центральное телевидение для них был закрыт. Они могли выступать только в своей области. Тогда их «исчезновение» обросло легендой -- будто бы трио хотело эмигрировать в Канаду, по попытка оказалась неудачной
-- Назарий был щедрым человеком? В частности, по отношению к вам, к автору? Ведь нынешние певцы, слышала, порой вообще не платят авторам ни копейки -- считают, что облагодетельствовали их уже тем, что исполняют их песню.
-- Назарий сам был небогатым человеком. 10--15 гривен за концерт -- разве такой гонорар для артиста можно назвать высоким? Но не в этом дело. Нам, поэтам и композиторам, выплачивались авторские отчисления от каждого исполнения песни -- на большой ли сцене, в ресторане ли. Набегали приличные суммы. К примеру, Микола Мозговой за песню «Край, мiй рiдний край» получал, говорят, не меньше тысячи рублей в месяц. В очереди к кассе агентства по авторским правам стояли многие известные поэты и композиторы: Игорь Поклад, Игорь Шамо, Юра Рыбчинский, Гена Татарченко Когда появлялся Мозговой, в очереди пролетал шепот: «Маестро iде до каси »
«Страшная болезнь одолела его неожиданно: сделали операцию, но было уже поздно»
-- Знаю, что Назарий в юности мечтал учиться на географическом факультете Черновицкого университета. И закончил его весьма успешно. А судьба -- вон какая вертихвостка!
-- А вы в курсе, что он еще и Киевский институт культуры закончил, факультет режиссуры? Яремчук, когда поступил, уже был заслуженным артистом, но считал, что специалист должен иметь диплом по специальности. Помню, позвонил мне накануне экзамена по литературе -- просил рассказать ему о писателях. А я знал как раз преподавателя, который должен был у Назария принимать экзамен. Перезвонил ему, а он: «Ну и что, что заслуженный? Буду требовать по всей строгости! Пусть готовится». Мы с Назарием штудировали билеты всю ночь. А утром Назарий позвонил счастливый: сдал!
-- Как он только все успевал? Не нагрузки ли сломили певца?
-- Знаете, Назарий действительно как-то беспечно относился к своему здоровью. Ему некогда было обследоваться, и даже когда начинал, тут же забрасывал -- то концерты, то гастроли Атлетического сложения, он казался всегда здоровым. Страшная болезнь одолела неожиданно. В Канаде, где жил его старший брат Дмитрий, Назарию сделали операцию. Но было, судя по всему, поздно.
-- Он знал, что это конец?
-- Да. Когда Назарий приехал, я сказал ему: «Назарiє, все буде гаразд». Он ответил грустно и тихо: «Нi, Вадиме Дмитровичу, не буде». Помню его предпоследнее выступление в Киеве на Певческом поле. Я зашел за кулисы -- там был Назарий. «Вiзьму два стiльця, полежу», -- сказал он. Но разве вылежишь на тех стульях? Он прилег буквально на минутку, а потом спохватился: «Треба йти на сцену. Коли я спiваю, менi стає краще».
Хоронить Назария Яремчука пришли, казалось, все Черновцы. Проводить певца в последний путь приехали Дмитрий Гнатюк и Василий Зинкевич, Александр Злотник и Павел Зибров Не верилось, что веселого, жизнерадостного Назария с нами больше нет.
4843Читайте нас в Facebook