ПОИСК
Происшествия

Первая жена народного артиста украины назария яремчука елена: «наш развод был большой ошибкой. Перед смертью назарий в беспамятстве звал меня. Если бы я знала это, бежала бы к нему босиком по стеклу! »

0:00 2 октября 2004
Двухэтажный особняк из белого кирпича на столичных Осокорках, куда приезжают отдохнуть от городской суеты с мамой сыновья покойного певца, напоминает дом в Черновцах, где прошло детство ребят

Прямо у калитки особняка растет горная мята -- роскошная, с широкими листьями, празднично--зеленая. И, конечно, червона рута, воспетая народным артистом Украины Назарием Яремчуком: «сонце-рута», «чар-зiлля», «квiтка надiї»… Родом из Карпат и груша-»дичка» в саду с плодами мелкими, твердыми и терпкими на вкус, и буковинская черешня-»хруставка» -- тоже твердая, но, в отличие от груши, очень сладкая, и лесная малина -- невероятно ароматная.

От предложенной Щербицким квартиры на Крещатике Назарий наотрез отказался -- не мыслил себя без Карпат

-- Отец говорил: «Краще Карпат немає нiчого!», -- вспоминает 28-летний Дмитрий. -- Часто в выходные мы с корзинами отправлялись всей семьей в горы -- по малину. Отец собирал ягод больше и быстрей нас. Иногда мы устраивали соревнование: кто больше земляничек нанижет на травинку. В то время мы с братом были еще детьми.

-- А по грибы ходили в такую рань! В четыре-пять утра, -- добавляет 27-летний Назарий-младший. -- Предрассветный туман, как молоко, укрывал горы. Он был такой густой, что смерек не было видно… Подустав, мы разводили костер и пекли сыроежки. Подрумяненные их шапочки макали в соль и отправляли в рот… Лакомство божественное! А по пути домой собирали травы -- ромашку, мяту, зверобой. Все это потом сушили, чтобы чаевничать зимой, когда Карпаты засыпало снегом.

Мы с Димой, Назарием и их мамой Еленой -- первой женой народного артиста -- пьем на веранде кофе.

РЕКЛАМА

-- Назарий так любил природу, -- говорит Елена, -- что когда зацветали сады, готов был нюхать каждый цветочек. И нет, наверное, в Карпатах травинки, с которой он не был бы знаком… Бывало, взберется на вершину какой-то горы и закричит «Э-ге-гей!» так, что ответит эхо. А уж как любил в горах петь!..

По словам Елены, когда Владимир Щербицкий предложил народному артисту Украины квартиру в центре столицы -- на Крещатике, Назарий наотрез от нее отказался -- без Карпат себя не мыслил…

РЕКЛАМА

У Димы и Назария-младшего, по их словам, было счастливое детство.

-- Какие подарки привозил вам отец из-за границы -- из гастрольных командировок? -- интересуюсь у парней.

РЕКЛАМА

-- Такие, что наши друзья и одноклассники смотрели на нас, как на инопланетян, -- отвечает Дима. -- К примеру, ручные часы с фортепианной клавиатурой! Они напоминали современный мобильник с крышкой. Но это было в начале 80-х, когда о сотовой связи у нас еще и не мечтали! На клавиатуре часов можно было наиграть любую мелодию.

-- Помнишь, Дима, как в музыкальной школе мы писали нотный диктант? -- обращается к брату Назарий. -- Это был прикол! Учительница наигрывала на инструменте ноту, а мы должны были ее угадать. Конечно, мы с братом воспользовались часами: нажимали клавишу и проверяли ответ. Учительница, когда услышала звучание ноты «из ниоткуда», крайне удивилась. Ведь другого инструмента, кроме того, что у нее, в классе не было!

-- Ой, кроме часов, сколько, всего дарилось! Например, когда отец привез из Америки баночную колу, наши знакомые рассматривали ее как экспонат из музея будущего. Ведь у нас такого в магазинах не видывали! -- говорит Дима.

-- И уж настоящим чудом казался игрушечный крокодил, которого отец привез из Америки, -- вспоминает Назарий. -- Маленький аллигатор из особого синтетического вещества в теплой воде вдруг стал расти на глазах и скоро занял полванны! Такие игрушки в те времена были из области фантастики… Еще запомнился говорящий попугай, привезенный контрабандой из Лаоса. Правда, говорил он… по-лаосски.

«Узнавая кумира, продавщицы, словно под гипнозом, выкладывали из-под прилавков лучшее и отдавали без всяких денег»

-- А вам, Лена, что муж привозил? -- обращаюсь к маме братьев.

-- Часто мы за границу ездили вместе, ведь были не только супругами, но и коллегами, -- говорит Елена. -- Я пела в ансамбле «Смерiчка», где мы, собственно, и познакомились. Назарий был так добр, что стоило мне заметить в витрине или на манекене какую-то вещь, она тут же у меня была. А когда ездил один, привозил одежду и обувь -- причем всегда угадывал и размер и фасон… Иногда это были седьмые туфли за сезон. Я говорила: «Назарий, зачем?!» Он лишь улыбался: «Носи, дорогая!» И детей одевал, и друзей… Только о себе, как правило, забывал. Мне приходилось покупать для него одежду в отечественных магазинах…

-- Не любил модничать?

-- У Назария был очень хороший вкус. Любимый цвет в одежде -- зеленый. Когда я его увидела впервые в вельветовой куртке темного бутылочного цвета, -- наверное, тогда и влюбилась. Зеленый -- цвет его глаз, цвет «гаю», о котором он так вдохновенно пел…

-- Для артистов уровня Назария Яремчука в магазинах, слышала, было спецобслуживание…

-- Никакого «спец»! К примеру, чтобы купить мебель черновицкого производства «Трембита», мы год ожидали, пока подойдет наша очередь. Я чуть не каждый день отмечалась в салоне. Назарий же был таким скромным, что никогда бы не попросил продать нам мебель вне очереди. Правда, когда мы заходили в магазины одежды, просить никого ни о чем не нужно было. Узнавая кумира, продавщицы, словно под гипнозом, выкладывали из-под прилавков лучшее и отдавали без всяких денег!

-- Были вещи, которые оказывались народному артисту не по карману?

-- Ну, к примеру ковер мы покупали в кредит. Стоимость его была 500 рублей, а зарплата Назария в пик популярности -- 350. Гонорары же за концерты были очень маленькими -- 22 рубля.

-- В 1987 году Назарий Яремчук получил звание народного артиста Украины. Машина у него, конечно, была. А в каком году он пересел в иномарку?

-- Ее у него не было никогда! В 1982-м году мы купили «Ладу» -- так называемую «копейку» светло-бежевого цвета. Назарий окрестил ее «гiрський кiнь». Потом была «шестерка». Последняя машина в 96-м году -- «Волга» бирюзового цвета, причем подержанная. Назарий привез ее из Словакии -- туда экспортировали эти машины…

Ковер, купленный когда-то в кредит, нынче лежит на полу в гостиной.

-- На нем Назарий обычно играл с детьми, понарошку с ними боролся, -- вспоминает Лена.

Об отце сыновьям напоминают и вышитые рушники, которыми он так всегда любовался, и хрустальная ваза -- ее вручили Назарию на конкурсе «Братиславская лира» в 1981 году как приз зрительских симпатий, и накрывший диван палантин, подаренный на свадьбу Лены и Назария старшим братом певца, живущим в Канаде.

-- Отец рассказывал, что когда с ансамблем выезжал на гастроли за рубеж, в группе непременно было три-четыре незнакомца, -- рассказывает Назар-младший. -- Судя по всему, из службы безопасности. В их задачи входило следить, чтобы никто из артистов не остался за границей. Особенно спецслужбы были начеку, когда Назарий Яремчук отправлялся в Канаду…

«Когда отец пришел проведать друга в реанимацию, больные повскакивали с коек, забыв, что они почти при смерти»

-- Лена, а из-за чего вы развелись?

Моя собеседница несколько минут молчит.

-- Знаете, думаю, это было нашей большой ошибкой, -- говорит она. -- Не уступили друг другу. А надо было этот кризис просто перетерпеть, пережить. Я через год вышла замуж, еще спустя год родила сына Святослава. А Назарий женился через два с половиной года -- он все ждал, что я вернусь. Мы с Назарием прожили 15 лет. Когда познакомились, мне было 18, ему -- 23. Никогда не забуду первый букет маков, который он мне подарил. Он красиво ухаживал, ненавязчиво…

Господи, я не верю, что Назария больше нет! Вот уже несколько лет меня преследует один и тот же сон: будто я ищу его и не могу найти. Когда Назарий умирал, то в беспамятстве звал меня… Об этом мне говорили сыновья, они жили у него в Черновцах, когда учились там в музучилище. Если бы я знала, бежала бы к нему босиком по стеклу…

На глазах у Лены появляются слезы. О покойном Назарии она может говорить сутками -- о том, как он вырезал из дерева рамочку под ее портрет, а она до блеска каждый вечер начищала ему туфли и расправляла на них шнурочки… О том, как готовила ему его любимое блюдо -- «лопотки з салом» (отварная спаржевая фасоль, пережаренная с луком и салом и затем тушеная в сметане), а он сочинял в ее честь стихи… Как Назарий, зная страсть супруги к бижутерии, привозил ее из-за границы килограммами, а она каждое утро для мужа -- заядлого футбольного болельщика и игрока, отправлялась в киоск за «Спортивной газетой», ведь он просматривал каждую ее строчку…

-- Я вам признаюсь, такого человека, как Назарий, я не встречала за всю жизнь даже наполовину, -- с грустью говорит Елена. -- С его смертью у меня внутри что-то будто оборвалось. Иногда мне даже кажется, что без Назара я уже и не я совсем…

Сейчас Лена -- концертный администратор сыновей. Они продолжают дело отца, исполняют песни, в том числе из его репертуара: «Червона рута», «Стожари», «Родина», «Гай, зелений гай»… Конечно, чтобы достичь славы отца, им предстоит еще пройти немалый путь.

-- Знаете, отец был таким любимцем публики, что когда однажды пришел проведать друга в реанимацию, так все больные повскакивали с коек, забыв, что они на грани жизни и смерти! -- улыбается Назарий-младший.

… Народный артист Украины Назарий Яремчук всегда удостаивался чести заключать концерты. Однажды певица Раиса Кириченко подошла к пятилетнему Диме и сказала: «Гордись! Твой папа закрывает концерт!» Дима посмотрел на нее широко раскрытыми глазами и спросил: «А где у папы ключи?»

Да, это были особые ключи -- к сердцам людей, к сердцам ценителей искусства. Подобрать их -- удел избранных…

 


19061

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров