«я на собственной шкуре почувствовал, каково это -- вывести на чистую воду высокопоставленного взяточника»
Вторник 21 апреля прошлого года оказался «черным» для заместителя председателя Херсонского горисполкома Александра Витренко -- он в одночасье стал арестантом. Городского чиновника задержали с поличным при получении крупной взятки.
«Нахрапистость вице-мэра в выколачивании взятки повергла меня в шок!»
«Чтоб вы так доехали, как взяли билет», -- эту шутливую фразу не любят в Херсоне, где каждый третий ездит в городском транспорте бесплатно на вполне законных основаниях. Еще с советских времен Херсон называют городом пожилых людей -- на одного работающего здесь приходится самое большое в Украине количество пенсионеров. Заработав пенсию где-то в Воркуте или на Курилах, люди выбирали тихий провинциальный город с его мягким климатом, изобилием дешевых арбузов, теплой рекой и приезжали сюда стареть. Они-то, пожилые, первыми и обнищали в перестроечные времена. На каждой херсонской автобусной остановке можно наблюдать, как набиваются в городские маршрутки пассажиры, и только старики терпеливо ждут муниципальный транспорт, в котором имеют право ехать без билета.
-- Когда три года назад я стал директором коммунального предприятия «Херсонкоммунтранссервис», -- вспоминает Александр Васильев, -- судебные исполнители продавали с торгов наши автобусы по цене металлолома. Положенные по закону дотации за перевозку льготников, а в городе их около 100 тысяч человек, мэрия хронически не перечисляла, и при постоянном подорожании топлива такие пассажиры загоняли предприятие в долговую яму. Мы занимались чистой воды благотворительностью. Очень скоро из 600 автобусов осталось только 15, частные фирмы-перевозчики вытеснили с городских улиц муниципальный транспорт, и пенсионерам приходится ждать его часами.
Два года назад в мэрию пришла новая команда, обещавшая возродить автопредприятие, и транспортники радовались, как дети.
-- Заместитель мэра Херсона Александр Витренко, курирующий в горисполкоме транспортную сферу, как-то сообщил мне, что из Киева пришла бюджетная субвенция (форма финансовой помощи государства какой-либо отрасли. -- Авт. ) на компенсацию затрат по перевозке льготных категорий пассажиров, -- продолжает Александр Васильев. -- Было принято решение перечислить нашему автопредприятию для погашения долга 89 тысяч гривен.
1 марта прошлого года ко мне на работу приехали начальник транспортного управления мэрии и вице-мэр. Тогда я впервые и услышал: субвенция будет, но нужно сделать «откат». Не дожидаясь ответа, гости уехали. На следующий день я поинтересовался у начальника управления: что мне делать? «Как ты не понимаешь, -- удивился он. -- Нужно половину перечисленной автопредприятию суммы вернуть Витренко наличными». -- «Вы что, обалдели, это же тюрьма!» -- вырвалось у меня.
Прошло несколько дней, и мне позвонили: «Ты надумал?» Я ответил: «Платить не буду». А через неделю вице-мэр вызвал меня к себе и потребовал написать заявление на увольнение: мол, все «откатывают», и ничего, а ты за свою шкуру боишься. Нахрапистость чиновника в выколачивании взятки повергла меня в шок! Мы тогда ни до чего не договорились. Спустя пару дней начальник транспортного управления привез мне банковские реквизиты киевских и николаевских строительных фирм, на счета которых требовалось перечислить уже «только» десять процентов от суммы субвенции -- девять тысяч гривен.
Загнанный в угол руководитель АТП понимал: предсказать, кто выйдет победителем из возникшего конфликта, несложно, однако решился-таки сделать «подарок» заму городского головы -- в виде наручников.
«Получив деньги, чиновник долго петлял на машине по городу, опасаясь «хвоста»
-- Тогдашний начальник УВД Украины в Херсонской области генерал-майор Анатолий Науменко не скрывал, что если я переведу требуемую сумму на счета фирм-посредников, -- рассказывает дальше Александр Васильев, -- то изобличить взяточника будет трудно, и посоветовал уговорить Витренко взять деньги наличными.
Не подозревая, что находится «под колпаком», Витренко получил от директора АТП сначала две тысячи гривен.
-- Оперативники потом рассказывали, -- улыбается мой собеседник, -- как вице-мэр с этими двумя тысячами, опасаясь «хвоста», долго колесил по городу, неожиданно резко разворачивался и мчал в обратном направлении, создавая аварийные ситуации
И все же милиции удалось отследить каждый шаг зампреда. Почти всю полученную сумму Александр Витренко оставил в магазинах: покупал дорогие обновки, продукты. Истратив первый «транш», он стал торопить директора АТП: где, мол, остальные семь тысяч? Приехав 21 апреля 2003 года на АТП, в салоне своей «Волги» он получил вторую часть оговоренной суммы. Кинокамера зафиксировала, как Витренко рассовывал семь пачек с гривнями по карманам, обещая при этом, что мэрия сделает для предприятия все возможное и невозможное. Через минуту его задержали
На следующий день мэр Херсона Владимир Сальдо собрал экстренную пресс-конференцию и заявил, что нарушивший закон будет отвечать вне зависимости от должности, но о коррупции в стенах исполнительной власти говорить пока рано. Сам он не верит, что его заместитель мог требовать взятку в обмен на содействие в получении субвенции.
Через несколько месяцев Витренко освободили из-под стражи на подписку о невыезде, так как защита предоставила суду справку о плохом состоянии здоровья обвиняемого. Очутившись на свободе, подследственный игнорировал Фемиду: не являлся в судебные заседания и умышленно затягивал разбирательство дела. Судья Суворовского районного суда Александр Зубов вновь принял решение об аресте вице-мэра, и суд возобновил работу. Но тут всех ждал сюрприз: адвокаты Витренко предъявили расписку директора АТП Васильева, где черным по белому было написано, что семь тысяч гривен -- вовсе не взятка, а его личный долг вице-мэру!
«Я у Витренко никогда не одалживал ни одной копейки!» -- протестовал Васильев. «Вы ни словом не обмолвились о долге ни при задержании, ни на досудебном следствии, ни в суде» -- обратился к подсудимому судья Зубов. -- Год молчали и вдруг вспомнили, что у вас есть расписка?!»
Подсудимый Витренко не проронил ни слова.
«Часть листа между моей подписью и документом оставалась чистой»
Местные газеты моментально запестрели заголовками: «Вице-мэр невиновен!» Васильеву пришлось срочно искать адвоката. Тогда он и обратился в «ФАКТЫ», прихватив с собой стопку служебных бумаг.
-- Смотрите, -- Васильев раскладывает на столе адресованные ему распоряжения и постановления мэрии. -- Когда поступали официальные документы, я на них писал «получил» и ставил свою подпись. Не всегда под последним словом текста, бывало и значительно ниже. Часть листа между моей подписью и самим документом оставалась чистой. Этим-то и воспользовался Витренко. Оторвав кусок листа, над моей подписью состряпал расписку.
Директор частной фирмы-перевозчика Мурабова (фамилия изменена. -- Авт. ) пояснила суду, что однажды зашла по служебным делам в мэрию, и Витренко поделился с ней своими сомнениями: мол, хочу одолжить Васильеву деньги, но брать расписку неудобно -- не по-мужски это. Мурабова, по ее словам, проявила инициативу и набросала своей рукой текст долговой расписки. И в ее присутствии вице-мэр передал деньги Васильеву, а тот дописал: «получил», и поставил свой автограф. На вопрос, неужели в мэрии не нашлось форматного листа бумаги, и долговую расписку пришлось писать на каком-то куцем огрызке, свидетель, не моргнув глазом, ответила: «Какой был у меня в сумочке, на таком и написала».
-- Почему на расписке не указано число, когда она составлена? -- интересовались участники процесса у столь неожиданно появившейся свидетельницы.
-- Я часто беру и даю расписки, но дат на них никогда не ставлю. Такая привычка, -- отвечала Мурабова. -- Сказать суду точно, когда все произошло, тоже не могу. Забыла.
-- Даты нет потому, что я мог быть в тот день в командировке, -- объяснял суду Васильев. -- И хитроумная затея с поддельной распиской лопнула бы.
-- Разделить девять тысяч гривен, которые вымогал Витренко, на две и семь тысяч было нашей и только нашей инициативой, -- утверждает начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями УМВД области Игорь Калниболотский. -- И вдруг такое совпадение: через год(!) после задержания подсудимый «вспоминает», что есть расписка именно на семь тысяч гривен. Я лично принимал участие в задержании чиновника, велась оперативная запись разговоров Васильева и зампреда, там нет ни слова о каком-то долге. Витренко требовал «откат» за субвенцию. Версия с долговой распиской -- чистой воды выдумка. И при задержании, и на досудебном следствии, и почти год в суде обвиняемый ни разу даже не заикнулся о долге, а упрямо твердил: мол, не знаю, что это за деньги, мне их подкинули.
Однако же вернемся к судебному разбирательству. После того как подсудимый заявил, что получил от Васильева вовсе даже не взятку, а долг, суд принял решение направить дело на доследование.
Тем временем у Васильева начались неприятности: горисполкомовские кураторы, не стесняясь, намекали ему, что если он хочет работать, то должен изменить свидетельские показания, чтобы утихомирить общественное мнение.
«Ты бы сам написал заявление на увольнение, -- советовали директору. -- Скандал, связанный с выплатой «откупных» горисполкому, не красит ни мэрию, ни тебя. Руководитель на то и руководитель, чтобы уметь обходить закон для блага своего же предприятия».
-- Но в чем моя вина? -- не соглашался Васильев. -- В том, что не позволил Витренко растаскивать по личным карманам деньги налогоплательщиков?
Пойманный «на горячем» чиновник отделался легким испугом
Упрямого директора в конце концов уволили.
-- Официальная версия увольнения -- задолженность по зарплате рабочим, -- говорит Александр Николаевич. -- За время моего директорства 20-миллионный долг, с которым я принял предприятие три года назад, сократился до 600 тысяч гривен. Если бы мэрия погасила свои долги, сумма оказалась бы еще меньше. Но у горисполкома один ответ: мол, нам Киев не платит. Однако когда из столицы приходят средства, ими начинают торговать, как на базаре.
Тем временем Херсонская областная прокуратура, проведя дополнительное расследование, выносит постановление о прекращении уголовного дела в части предъявленного Витренко обвинения по статье 364 часть 2, и переквалифицирует его на часть первую этой же статьи и статью 190 часть 2 (»Мошенничество»), по которым возможно применение к подсудимому амнистии.
Постановлением Комсомольского районного суда 10 сентября нынешнего года вице-мэр освобожден из-под стражи. Свою вину Витренко упорно отрицал, но когда речь зашла об амнистии, охотно на нее согласился, и тем самым фактически признал себя взяточником и мошенником.
-- И судья, и следователи более чем снисходительны к коррупционеру. Я думаю, такой финал был заранее предрешен, -- считает Владимир Бондюченко, адвокат Васильева. -- Четкого ответа на вопрос, признается ли расписка долговым документом, следователь так и не дал. В последнем томе дела даже самой расписки нет, а имеется лишь ее ксерокопия(!), на которой подпись Васильева подогнана непосредственно к тексту Мурабовой. Васильев не смог даже обжаловать постановление суда в семидневный срок, как это положено по закону, -- он о нем ничего не знал.
Одним словом, пойманный на горячем чиновник отделался легким испугом, а столь неудачно попробовавший себя в роли борца с коррупцией Александр Васильев пытается через суд восстановиться на работе.
Читайте нас в Facebook