ПОИСК
Культура и искусство

Режиссер александр муратов: «по поручению параджанова я искал у старушек антиквариат, сергей покупал его по низким ценам и продавал в тбилиси втридорога»

0:00 23 октября 2004
Известный кинематографист готовит к печати автобиографический роман «Розчахнута брама», в котором рассказывает о встречах со знаменитостями

Александр Муратов работает на Киностудии имени А. Довженко уже несколько десятилетий. За это время Александр Игоревич снял три десятка художественных и документальных фильмов, среди которых самые известные «Гуси-лебеди летят», «Любаша», «Гонки по вертикали», «Старая крепость», «Золотая цепь», трилогия по произведениям Мыколы Хвылевого «Дорога никуда»… Последний фильм «Татарский триптих», съемки которого недавно завершились в Крыму, режиссер посвятил крымским татарам. Картина, поставленная по новеллам классика украинской литературы Михаила Коцюбинского, рассказывает о судьбе трех татарских женщин. О судьбе самого Александра Игоревича можно снять настоящий бестселлер. В начале войны поезд, на котором малолетний Саша Муратов ехал в эвакуацию, разбомбили немецкие самолеты, и он, шестилетний, прошел 100 километров босиком! «Если бы вы знали мою биографию, этот эпизод показался бы вам сущим пустяком», -- шутит режиссер сегодня.

«У меня сложилось впечатление, что Параджанов делил друзей на праздничных и бытовых»

-- Говорят, вы чуть было в тюрьму не попали…

-- В принципе, мог. Это из-за наших антикварных гешефтов с Сергеем Параджановым. Точнее, я помогал ему в этом. А на что же он должен был жить? Снимать картины ему не давали… И вот Сергей Иосифович нашел себе дело по душе, тем более, что он -- потомственный ювелир. Так что был в теме. Я по его поручению искал у старушек антиквариат, Сергей смотрел его и покупал по достаточно низким ценам, а продавали мы это в Тбилиси втридорога… И имели на этом какие-то деньги. Но потом Параджанова задержали, «пришили» дело, я проходил в нем как свидетель. Во время следственных допросов Параджанов для чего-то себе во вред наговорил следователю даже то, чего и не было. Совершенно спокойно из свидетеля я мог превратиться в подсудимого. Ничего не оставалось, как все опровергать. Я заявил, что Параджанов -- такой человек, который ради красного словца не пожалеет ни мать, ни отца. Кстати, это правда… Для эффекта он мог сказать все, что угодно. Слава Богу, история с антиквариатом отпала, так как Параджанов сказал, что заявит на суде: «Гениального режиссера Параджанова морили голодом пять лет, и он вынужден был заниматься спекуляцией… » Процесс же был бы обыкновенным, уголовным, закрытым его не сделаешь! А это значит, что будут корреспонденты из Европы, со всего мира… И, конечно же, будет грандиозный скандал. И тогда власти решили судить Параджанова за гомосексуализм. Не знаю, был ли он гомосексуалистом. Может, в мыслях и был. Во всяком случае, я ничего такого не видел, хотя проводил с ним очень много времени.

-- Вы были друзьями?

РЕКЛАМА

-- Понятия не имею, как он ко мне относился! Мы слишком разные люди! Вряд ли он меня нежно любил! С другой стороны, зачем ему надо было проводить столько времени со мной… Хрен его знает! Не разберешь. Как и все, что касается гения Параджанова. Никто не мог понять его настроения, его мысли, непонятно, зачем он играл в необразованность. Он мог написать письмо на имя Леонида Брежнева и в нем попросить: «Выпустите меня из Советского Союза в Персию, так как у меня нет здесь работы». Увидев это письмо, я спросил его: «Сережа, ты хочешь в дурдом?» В ответ он искренне удивился: «Почему?» -- «Потому что все, даже дети, знают, что такой страны Персии не существует». -- «А почему тогда существуют персидские кошки и персидские ковры?» -- удивлялся Параджанов. Знал он, конечно, что теперь Персия -- Иран. Но ему приходилось изображать из себя невежду.

У меня сложилось впечатление, что Сергей делил друзей на праздничных и бытовых. К первой категории он относил знаменитостей: балерину Майю Плисецкую, Юрия Григоровича, Андрея Тарковского, Лилю Брик… Ко второй -- те, с кем общался постоянно, кто помогал ему. Это я, Миша Беликов, Рома Балаян… Например, Миша возил его на машине, я с ним участвовал во всяких гешефтах… Я все его розыгрыши всегда разоблачал. «Знаешь, Муратов, за что я тебя не люблю? С тобой неинтересно! Ты даже не даешь соврать!» Причем он никогда не врал. Просто фантазировал. Человек абсолютной гениальности, он придумывал гениальные вещи сходу. Однажды это случилось на моих глазах…

РЕКЛАМА

Позвонила как-то Сергею Тамара Огородникова, большой чиновник Гостелерадио, и предложила ему снять «Демона» по Лермонтову. На что Параджанов ответил: «Какой Лермонтов? Самуил Абрамович? Нет, Михал Юрьевич? Но Михал Юрьевич -- это Блейман». М. Ю. Блейман -- это известный советский киновед и сценарист. Так он иногда шутил. Повесив трубку, Параджанов сказал: «Знаешь, как этот фильм должен начинаться? По узкой извилистой тропинке спускаются с гор к реке Арагви в черной длинной одежде грузинки. А рядом с ними возникают чьи-то огромные следы. И они дымятся… Это первое появление Демона!.. »

«Кире Муратовой крупно повезло, что она со мной рассталась»

-- С Параджановым вы в Киеве познакомились?

РЕКЛАМА

-- Сто лет назад. Я в пятилетнем возрасте случайно снялся в фильме Игоря Андреевича Савченко «Богдан Хмельницкий». Меня взяли поводырем кобзаря. Я потом много раз смотрел этот фильм, но так и не узнал себя на экране. Даже не знаю, в каком эпизоде был задействован. Может, этот кусочек выпал потом при монтаже. А после войны я оказался на Киностудии А. Довженко. Кто-то представил меня Савченко, и он поручил одному из своих учеников, которым оказался Параджанов, показать мне киностудию. Тот сначала очень обиделся. Как же, развлекать жалкого юнца! Но Сергей так увлекся рассказом, что даже привел меня к себе домой. Потом некоторое время мы не виделись. Судьба снова свела нас после моего переезда в Киев из Одессы. Тогда Параджанов уже снял свои знаменитые «Тени забытых предков», а я с Кирой Муратовой тогда очень известный «Наш честный хлеб».

-- Думаете, в Москве вы могли бы достичь большего?

-- Пожалуй, я снимал бы то же самое, но, наверное, был бы больший резонанс… То, что я тогда делал, не вписывалось в тогдашнюю концепцию украинского кино. А в Киев я вернулся из патриотизма. Еще и Киру увлек с собой. И выяснилось, что мы никому тут не нужны. Здесь такое тогда жуткое болото было! Сергей был в полном загоне. Был вынужден снимать такую чушь! Типа «Живет такой парень», «Цветок на камне»… Другого кино, настоящего, снимать не давали. Поэтому мы с Кирой поехали в Одессу. Потом меня взяли в Киев. А Кира осталась в Одессе. Ей крупно повезло, что она со мной рассталась!

-- Почему повезло?

-- Потому что я весьма настырный человек, со своим мнением, напористый, даже, может быть, наглый. С точки зрения здравого смысла я был прав. Мои фильмы куда достовернее, как бы жизнеспособнее. Но если в моих фильмах была правда жизни, то в ее фильмах -- правда ее весьма оригинального, очень яркого мышления. Лучшим ее фильмом я считаю «Долгие проводы» по сценарию Наташи Рязанцевой. Это вершина ее профессионального мастерства. Дальше пошло разложение. Но очень своеобразное и талантливое, безумно талантливое разложение! Скоро на кинофестивале «Молодость» будет премьера ее последней картины «Настройщик». Обязательно посмотрю.

-- Слышала, в молодости у вас был роман с подругой Людмилы Гурченко.

-- Да какой там роман! Это было еще в школьные годы в Харькове. В то время Гурченко очень была дружна с дочкой академика Бакуля. Сейчас она хороший врач-офтальмолог… Вышла замуж за моего школьного приятеля Борю.

-- Вы ухаживали, а приятель женился…

-- Так получилось.

-- А за Гурченко не пытались приударить?

-- Нет! Никогда! Чего не было, того не было… Наоборот, она мне была помехой в общении с Ирой. Всегда ходила с нами. Когда в Харьков приехал на гастроли Вертинский, мне пришлось доставать третий билет и для Люси. А после концерта я провожал девушек домой. На улице, где жила Гурченко, у меня украли часы, подаренные отцом. Тогда это была для меня большая трагедия.

-- После Харькова ваша дружба с Людмилой Марковной продолжилась в Москве?

-- Да нет. Мы мало потом общались, хотя учились на одном курсе ВГИКа.

«Многие известные писатели были для меня не более чем дядями, знакомыми отца»

-- Благодаря отцу, известному поэту, вы, наверное, были близки к поэтической элите?

-- Вряд ли. Меня это не интересовало! Многие известные писатели были для меня не более чем дядями, знакомыми отца. Я хорошо знал, например, Александра Евдокимовича Корнейчука. Ну и что? Немного знал Мыколу Платоновича Бажана, еще кого-то… Вот уже Максим Тадеевич Рыльский -- другое дело… Ему я давал читать свои стихи.

-- Они, кажется, были высоко оценены им. Вам прочили великое будущее поэта?

-- Что значит «прочили»? Еще не поздно.

-- А сейчас вы пишете стихи?

-- Конечно, пишу. Я, может быть, один из лучших поэтов, пишущих на украинском языке! Мои стихи печатались в основном за границей, в эмигрантской прессе. Я не стремлюсь их издавать. Вот-вот у меня должен выйти автобиографический роман «Розчахнута брама».

-- На ваше увлечение поэзией повлияла дружба с Борисом Пастернаком?

-- Какая дружба? Он вообще мое существование еле замечал. Кто я был для него? Украинские стихи он не понимал. Однажды я пытался что-то прочесть, он сказал: да-а-а, мелодично… Я был ему нужен для элементарного общения. Пастернак тогда был очень одинок! Его не посадили только потому, что к нему хорошо относился Сталин. Ситуация, как в мультфильме о мушкетерах-собаках: «Меня не любят -- это минус, но и не гонят -- это плюс». Я часто бывал у Пастернака на его даче в Переделкино.

-- Там, наверное, собирались многие знаменитые поэты?

-- Никто не собирался. Потом стал появляться Андрей Вознесенский. Были еще какие-то люди, но, я бы сказал, далеко не первой руки, я бы сказал. Остальные боялись, наверное… Борис Леонидович тогда был в явной опале…

-- А сейчас вы чего-то боитесь?

-- Боюсь быть более известным, чем того стою. Увы, у нас таких знаменитостей полным-полно. Зачем мне это нужно? Ради сиюминутной славы?! Через три года такая слава меркнет.

-- Неужели вам не хочется стать победителем самого престижного в мире кинофестиваля?

-- Естественно, хочется. Но не греметь один день. Хочется, чтобы о картинах вспоминали несколько поколений. Очень не хочется размениваться на пустяки. Есть такая наука -- телегония. Согласно ей, нужно беречь породистых собак от случки с не породистыми, даже если из-за этого не будет потомства. Ибо потом все равно это скажется на последующем потомстве. Так и в творчестве: продашься ради сиюминутного успеха, ради денег, вроде бы понимая, что это фуфло, а потом это обязательно скажется на твоих серьезных фильмах. Нельзя снимать что попало. Обязательно потеряешь частицу своего таланта.

 


779

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров